Налоговая политика , ее теоретические основы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 16:46, реферат

Описание работы

К настоящему моменту Россия вступила на трудный , непроторенный путь перехода от жесткого планирования к рыночной экономике. И сегодня как никогда важно хорошо знать природу налогов , глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства. Проблемы оздоровления налоговой системы волнуют сегодня буквально всех.

Работа содержит 1 файл

курраб.docx

— 58.27 Кб (Скачать)

 В целом  подготовленный кодекс - существенный  шаг вперед по сравнению с  законом  “ Об основах налоговой системы в Российской Федерации  “ . Однако  , на мой взгляд , НК содержит ошибочные положения , в том числе концептуального характера . Если их не исправит , то  те важные задачи по совершенствованию системы налогообложения не будут решены полностью .         

 Самым главным  недостатком проекта является  несоответствие его отдельных  положений вновь принятым законодательным  актам , в первую очередь Гражданскому кодексу . Например , сразу же обращает на себя внимание норма п.4   ст. 113 кодекса о первоочередности налоговых обязательств по отношению к другим обязательствам , что противоречит ст.64 и п.2 ст. 885  ГК  РФ .         

 В ст. 62  и главе 14 кодекса вводится и раскрывается понятие  “ налоговый учет “ , тем самым он противопоставляется бухгалтерскому ( финансовому ) учету.

Как результат - на налогоплательщиков возлагается  дополнительная обязанность в области  учета хозяйственной деятельности . Получается , что для удовлетворения интересов учредителей , акционеров , кредиторов , контрагентов и других пользователей предприятия обязаны вести один вид учета со своими правилами , а для  налоговых  притязания государства - совершенно другой вид учета со своими правилами .         

 Неудачно  изложены в кодексе процессуальные  налоговые нормы . Составители , очевидно , недостаточно хорошо знакомы с практической деятельностью нижнего звена налоговых органов . Поэтому предлагаемые нормы получились неэффективными . По сравнению с действующем законодательством они содержат неоправданный уклон в сторону урезания прав налоговых органов . Похоже , авторы готовили проект , исходя из примата добросовестности налогоплательщика . Действительность , увы , пока иная , поэтому в нынешних условиях поступление налогов в  бюджеты будет выглядеть весьма проблематичным .         

 Для предупреждения  и пресечения бестоварных и  иных фиктивных операций, а также  операций , не отражаемых в учете , особенно важно закрепить в кодексе меры обеспечения производства по делам , вытекающим из текущего контроля , в частности : задержание лиц , осуществляющих хозяйственные операции ( при отсутствии у них документов , удостоверяющих личность , и права  на осуществление хозяйственных операций ) ; временное изъятие материальных ценностей и денег , на которые отсутствуют  и которые содержатся бесхозно , подакцизных товаров , не имеющих акцизных марок и т. п. В некоторых санкциях за нарушение правил учета и осуществления хозяйственных операций следует предусмотреть такой вид ответственности , как конфискация товара . Все выше перечисленные недоработки НК  замедляют развитие налоговой системы России ,

а противоречие НК с другими видами законодательств  и вовсе тормозит развитие , поэтому надо решать вопрос о взаимодействии налогового законодательства с гражданским , финансовым , административным , бухгалтерским и уголовным и возможно , другими видами законодательств.                                                                                                              
 

 ГЛАВА 1 .                                       

 Налоги , их функции .         

 Налоги , как известно , являются одним из основных источников финансирования всех  направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов . Налоги как способ изъятия и перераспределения доходов возникли вместе с государством . Однако еще в “ Великой хартии вольностей “ принятой в Англии в 1215 году , записано , что налоги вводятся только с согласия нации , и это следовало  бы учесть нашим законодателям при изменении конструкции налоговой системы .         

 Если в  Европе становление и интенсивное  развитие науки о  налогах происходило с середины 18 века и было вызвано  потребностями формирующегося буржуазного общества и развивающейся буржуазной государственности ( ее родоначальником следует считать А . Смита , который в работе “ О богатстве народов “ ( 1770 г. ) раскрыл понятие налога , и определил его место в  хозяйственной жизни  и сформулировал основные принципы взимания ) , то в России зарождение науки о налогах происходит только в настоящие время .         

  По утверждению Смита , налог - это бремя , накладываемое государством в форме закона , регулирующего его размер и порядок уплаты . Право государства взимать налоги и обязанность населения их платить вытекают из самой сути существования государства и его учреждений в интересах всего общества и отдельных лиц .         

 Важнейшие  положения и принципы налогообложения  , разработанные буржуазной наукой  под названием “ Общая теория налогов “ , получили законода-тельное и , зачастую , конституциональнное закрепление во многих странах Западной Европы . Действующая налоговая система России  базировалась в основном на зарубежном опыте , так  как  во  время ее создания в течении 1991-1992 годов отечественного опыта налогообложения еще не было накоплено В настоящее время перед законодателями стоит ответственная задача заложить основы налоговой политики  государства , действенности которой будет зависить экономическое положение страны .         

 Налоги выполняют , как известно , две основные функции : фискальную и регулирующую , которые взаимосвязаны и взаимозависимы , причем вторая  из них не может развиваться в ущерб первой .         

 В свою  очередь регулирующая функция  делится на распределительную  и стимулирующую . Первая функция предполагает перераспределение доходов юридических и физических лиц в соответствии с принятыми в обществе критериями целесообразности и социальной справедливости , вторая функция реализуется посредствам представления льгот и привилегий для развития в нужном Правительству направлении .         

  При этом основная функция налогов - фискальная по обеспечению заполняемости государственной казны , ( от латинского слова  fiscus - государственная казна ).         

 Фискальная  функция - основная  , характерная изначально для всех государств . С ее помощью образуются государственные денежные фонды , т. е. материальные условия для функционирования государства . Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества .         

 Государство  устанавливая налоги , стремиться прежде всего  обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач .         

 В период  становления буржуазного общества  налоги  в  основном имели фискальную функцию .         

 Однако ближе  к концу 19 века , во времена больших социальных потрясений , формируется новая теория , рассматривающая налоги как социальный регулятор , своего рода орудие социальных реформ , направленных на постепенное выравнивание доходов населения . Во второй половине 30- х годов 20 века на Западе возникла концепция использования налогов в качестве средства регулирования экономики и обеспечения стабильного экономического роста . С середины 20-го века регулирующая функция  налогов получают всеобщее признание и широкое применение .         

 Мировой опыт  свидетельствует о том , что функции налогов меняются по мере развития государства .         

 Если в  странах рыночной экономики налоговая  система является одним из  регуляторов экономики , а налоговые службы осуществляют связь предпринима-теля с государством , то в нашей стране законодательные нормы в области налогообложения  носят пока ярко выраженный фискальный характер , а налоговые органы выполняют функцию контроля по уплате налогов , тогда как регулирование экономики с помощью налогов развито пока слабо . Положение действующего законодательства не только не способствуют в полной мере активизации и росту эффективности  предпринимательской деятельности , но стимулирует затратные , ресурсо - и трудоемкие методы хозяйствования . В нормативных актах закреплен недифференцированный подход к предприятиям разных отраслей , а также  не отражены интересы регионов .         

 Кроме того , в общественном сознании граждан не сложилось еще убеждение , что уклонение от налогов - тяжкое зло .         

 Функции налогов  выявляют их социально - экономическую  сущность , внутренее содержание .         

 Фискальная  функция налогов создает объективные  предпосылки для вмешательства  государства в экономические  отношения , т. е. она обусловливает регулирующую функцию .         

 Регулирующая  функция означает , что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство , стимулировая или сдерживая его темпы , усиливая или ослабляя накопление капитала , расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения . Данная функция неотделима от  фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи . Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса воспроизводства , что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны , на все стадии воспроизводства .         

 Рост производительных  сил в условиях НТР вызывает  потребности государственного вмешательства  в производственный процесс . Это подняло на новую ступень налоговое регулирование . С расширением обложением доходов главными налоговыми объектами становится доходы населения  и прибыль предприятий , а главными субъектами - физические и юридические лица .         

 По своей  структуре , принципам построения и наборов налогов действующая в России налоговая система в основном соответствует общераспространенным в рыночной экономике налоговым системам .         

 Однако следует  отметить , что не одна из вышеприведенных  функции  не работает в российской экономике . Вместе с тем , чтобы выполнялась главная фискальная функция , необходимо задействовать все остальные . К сожалению , у нас даже фискальная функция полностью не реализуется . Об этом свидетельствует низкая собираемость налогов .         

 Во-первых , налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса , а через механизм рыночного спроса может содействовать производству или тормозить его . Во-вторых , размер налогов определяет уровень оплаты труда , так как она включает налоговые платежи . В-третьих , от налогов зависит соотношение между издержками производства и ценой товаров  и услуг . Данное соотношение является для предпринимателей определяющим в процессе использования и реализации производственных мощностей .         

 Налоговая  система должна быть стабильной , в противном случае предпринимателям невозможно прогнозировать последствия принимаемых решений , что мешает , в свою очередь , формированию рыночных отношений . Таким образом , назрела необходимость серьезно заняться решением вопросов комплексного совершенствования налогового законодательства .         

 При повышении  ставки налога  мы  сталкиваемся еще с одной проблемой , в частности с такой серьезной как утечка капитала .Утечка ресурсов превышает выплаты международных агентств и иностранных правительств , выделяемые на поддержку процессов российских реформ . Отток в действительности подрывает процесс реформ , так  как инвестиции для приватизации и структурных преобразований должны прийти из самой России  , а не из-за рубежа . Согласно Жаку Рогозинскому , архитектору приватизации в Мексике ,покончить с  бегством капитала можно , только "создав стабильную монетарную обстановку , установив реальные ставки банковского кредита , разумную систему налогов и торговых правил , и тогда деньги вернуться " Облагать капитал чрезмерными налогами  контрпродуктивно , ибо это может только поощрить е его бегству из страны . Наращивание капитала является ключом к  экономическому росту и повышения уровня жизни населения . Налоговое  законодательство должно поощрять накопление и инвестирование капитала . Российское же налоговое законодательство  содержит в  себе все " грехи " , связанные с неразумным отношением к капиталу . Выходом является снижение налогов . Уильям Эггарс , когда он сотрудничал с Фондом наследия , отмечал в своей работе " Повестка дня для  Восточной Европы в пользу налогов на благо развития" ,  что  бывшее коммунистические страны отчаянно нуждаются в быстром развитии экономики ради получения способности конкурировать с Западом . Чтобы добиться этого , они должны избегать заметного повышения подоходного налога и вместо него ввести стандартный налог  на зарплату. Он предлагал общий уровень в 15% , используемый в Гонконге . Гонконг сохраняет самый низкий в мире уровень налогов и тем не менее  в среднем ежегодно увеличивает свой валовый национальный продукт на 6,4% в пересчете на душу населения . В тоже время в США  этот показатель равен 2,4%  , а в Западной Германии - 3,3% .         

 Очевидно , что  нынешние налоговые ставки в России чрезмерно высоки . Люди по-прежнему не желают столько платить . Россия , как и раньше , испытывает бюджетный дефицит , а ее население тратит слишком много дорогого времени не на производство необходимых товаров, а на то , как бы избежать уплаты налогов . Упростив  налоговую систему , сократив налоги , взымаемые с предприятий до, быть может , такого же универсального уровня в 15% , отменив НДС , введя общий 15%  налог на индивидуальные доходы , правительство могло бы найти лучшее из возможных решений многих экономических проблем- решение, в котором так остро нуждается сейчас Россия .         

Информация о работе Налоговая политика , ее теоретические основы