Налогообложение организаций финансового сектора экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 07:05, контрольная работа

Описание работы

Налоги в банковской системе занимают важное место как инструмент проведения централизованной финансово-кредитной политики государства и призваны наилучшим образом обеспечить:
1. Фискальную политику, накопление централизованных финансовых ресурсов в банках на разных уровнях управления (федеральном, республиканском, краевом, областном, местном), необходимых для финансирования различных мероприятий. осуществляемых за счет государственного и местного бюджетов;

Работа содержит 1 файл

налогообложение организаций финансового сектора экономии.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

1. Развитие налогообложения коммерческих банков в период реформ.

  

       Налоги в банковской системе  занимают важное место как  инструмент проведения централизованной  финансово-кредитной политики государства  и призваны наилучшим образом  обеспечить:

       1. Фискальную политику, накопление централизованных финансовых ресурсов в банках на разных уровнях управления (федеральном, республиканском, краевом, областном, местном), необходимых для финансирования различных мероприятий. осуществляемых за счет государственного и местного бюджетов;

       2. Взаимоотношения предприятий с  бюджетом. Переход к налоговым  методам регулирования финансовых  взаимоотношений государства с  предприятиями предполагает единство  калькулирования затрат на производство  и реализацию продукции и исчисления прибыли;

       3. Защиту хозрасчетных, коммерческих  интересов предпринимателя (предприятия)  и покупателей в условиях рыночной  экономики;

       4. Создание мотивации в связи  со стремлением получить прибыль  для внедрения достижений научно-технического прогресса и новых технологий, обеспечивающих выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции;

       5. Формирование косвенных методов  регулирования перераспределения  финансовых ресурсов для обеспечения  приоритетного развития отдельных отраслей, народнохозяйственных комплексов и регионов, важнейших научно-технических программ, экспорта и импорта товаров и других стратегических направлений, реализации экономической политики государства. Это достигается при помощи различных льгот и пониженных ставок налогообложения;

       6. Проведение (через ставки, льготы) антимонопольной политики, ограничение  экономически необоснованного роста  прибыли монопольных производителей  на рынке товаров и услуг,  включенных в государственный  реестр России;

       7. Приближение методов распределения доходов к системе налогообложения стран с развитой рыночной экономикой, что является одной из экономических предпосылок участия в мирохозяйственных связях. Однако это в полной мере может быть решено лишь при сопоставимости других показателей и, в первую очередь, уровня оплаты труда.

       Банковская деятельность имеет  свою специфику, которая учитывается  при разработке порядка исчисления  налога на прибыль, например, при  определении налогооблагаемой базы, при предоставлении льгот по налогу на прибыль и т.д.

       До 1991 года большинство банков, действовавших  в Российской Федерации, принадлежало  государству. Появившиеся к этому  времени коммерческие и кооперативные  банки были немногочисленны и  не играли большой роли в экономике.

       Начатое в конце 1990 года акционирование  государственных специализированных  банков и превращение их в  коммерческие, завершенное в 1991 году, практически совпало со становлением  российской налоговой системы.

       В 1991 году был принят действующий и в настоящее время Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", с последующими изменениями и дополнениями определяющий общие принципы построения налоговой системы и не претерпевший (за редким исключением) кардинальных изменений. Действующее в настоящее время налоговое законодательство не предусматривает каких-либо специальных налогов на банки, рассматривая их в плане налогообложения как обычные предприятия, но с учетом тех или иных особенностей. Таким образом, банки, как и любые другие предприятия, должны платить все федеральные налоги, налоги субъектов Федерации и местные налоги. Фактически некоторые налоги банки не платят, поскольку Законом "О банках и банковской деятельности" банкам запрещены любые операции по производству и торговле материальными ценностями.

       В 1992 - 1993 годах налогообложение  результатов деятельности банков  осуществлялось в соответствии  с Законом РСФСР " О налогообложении  доходов банков", который был  введен в действие с 1 января 1992 году, и Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 7 апреля 1992 г. № 7 "О порядке налогообложения доходов банков".

       Принятие данного закона свидетельствовало,  во-первых, о том, что в России  произошло становление двухуровневой  банковской системы, на первом уровне которой находился Центральный банк РФ, а на втором - все остальные кредитные учреждения, получившие лицензии Банка России на совершение соответствующих банковских операций. Действие закона распространялось только на второй уровень банковской системы.

       Во-вторых, принятием закона законодатель  отделил банки и другие кредитные  учреждения, с точки зрения налогообложения,  от других субъектов предпринимательства.

       Налогообложение дохода (а не  прибыли) объяснялось прежде всего  тем, что данный закон носил явно временный характер и отражал период становления налоговой системы в целом. Как известно налогообложение прибыли является более гибким рычагом регулирования деятельности субъекта предпринимательства, так как прибыль представляет собой определенный результат его деятельности, и то время, как размер дохода может не учитывать произведенные затраты для прибыли.

Налог на доходы банков платился в 1992-93 гг. по ставке 30 % от доходов банка (прибыль  плюс зарплата работников банка). В  период действия этого налога в банках получили широчайшее распространение разнообразные методы "неофициальной" выплаты зарплаты с выводом ее из-под налога: беспроцентные ссуды на длительный или неопределенный срок, вклады под 1000000 % годовых, льготная продажа валюты по курсу в 100000 раз ниже рыночного и тому подобные. Некоторые из этих методов в настоящее время фактически легализованы и облагаются только подоходным налогом с физического лица, а некоторые формально запрещены, но продолжают использоваться благодаря нечетким формулировкам законодательства. Такие методы сохраняют эффективность и в условиях налога на прибыль, в связи с высоким уровнем начислений на зарплату (Пенсионный фонд, соцстрах и т. п.).

       C 1 января 1994 года Указом Президента  РФ от 22 декабря 1993 года № 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней был отменен действующий порядок налогообложения доходов банков, кредитных учреждений и страховых организаций. Установлено, что налогообложение этих организаций производится в порядке и на условиях, определенных Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Этот Указ с учетом изменений и дополнений, внесенных Указом Президента РФ № 2292 от 24 декабря 1993 года, применяется, начиная с результатов финансово-хозяйственной деятельности за первый квартал 1994 года предприятий, организаций, банков, кредитных учреждений и страховщиков.

       Таким образом, объектом обложения  налогом становится валовая прибыль,  при этом следует учитывать особенности определения валовой прибыли, расходов, включаемых в себестоимость, и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли банков. Эти особенности были учтены в Положении об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16 мая 1994 г. № 490.

       Положением в соответствии с  пунктом 1 Указа Президента Российской  Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" устанавливаются особенности определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, а также порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении банков и других кредитных учреждений в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".

       Таким образом, правовые нормы, содержащиеся в Законе РФ "О налоге на прибыль с предприятий и организаций" и касающиеся порядка определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, толкуются Положением с учетом специфики деятельности банков.

       Все банки, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации на проведение банковских операций, исчисляют налогооблагаемую базу для расчета налога на прибыль путем уменьшения определяемой в соответствии с Положением общей суммы доходов (без учета налога на добавленную стоимость) на сумму расходов, включаемых в соответствии с Положением в себестоимость оказываемых услуг, и уточнению полученной разницы на суммы доходов и расходов, относимых непосредственно на финансовые результаты их деятельности.

       Положение, учитывая специфику предоставляемых банками услуг, фактически определяет какие расходы и затраты относятся на себестоимость при исчислении прибыли банка.

       В Положении отдельным разделом  выделены доходы и расходы,  непосредственно относимые на  финансовые результаты деятельности банка и расходы, не подлежащие отнесению к расходам, включаемых в себестоимость оказываемых услуг, и иным расходам, учитываемым при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль.

       Если состав доходов банков, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы, не претерпел существенных изменений, то расходы банка, относимые на себестоимость оказываемых услуг значительно пополнились.

       Перечень расходов довольно широкий,  в частности были отнесены:

       ·суммы, причитающиеся к уплате банком в соответствующий бюджет в виде налога на имущество банка, земельного налога, транспортного налога, налога на пользователей автомобильных дорог, налога на приобретение транспортных средств и налога на владельцев транспортных средств, сбора на нужды образовательных учреждений, таможенных пошлин, а также других налогов, сборов и платежей, включаемых в соответствии с законодательством в себестоимость продукции (работ, услуг) или относимых на издержки.

       ·обязательные отчисления банка  в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации. производимые в соответствии с законодательством.

       ·платежи по обязательному страхованию имущества банка и отдельных категорий работников банка в соответствии с законодательством.

       ·другие.

       Кроме того, при уплате налога  на прибыль за 1998 год банки,  как и другие предприятия, были  освобождены от уплаты налога на прибыль, полученную от превышения положительных курсовых разниц от переоценки валюты над отрицательными.

       Предоставление банкам такой  льготы (в какой-то мере оправданной  для предприятий-производителей) повлекло  за собой дальнейшее повышение курса валюты, так же как предоставление льгот по государственным ценным бумагам способствовало строительству пирамиды ГКО. Тем самым банки вновь отвлекаются от реального сектора экономики.

       Наличие значительных льгот, а  также полулегальных возможностей для уклонения от уплаты налога на прибыль привело к тому, что, например, в Нижегородской области среди филиалов московских банков платили налог на прибыль только некоторые из малых учреждений, а ни средние, ни крупные налог не платили.

       Специфической проблемой стало неисполнение банками платежных поручений клиентов на перечисления налоговых платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. В соответствии с действующим законодательством обязанности налогоплательщика при этом считаются исполненными, а деньги в бюджет не поступают. Такое положение может длиться достаточно долгое время, пока у банка не будет отозвана лицензия. Необходимо отметить, что в последнее время наметилась тенденция к ускорению процесса отзыва банковской лицензии, но и сейчас сроки продолжают оставаться неоправданно большими (до одного года)1.

       Анализ показывает, что наиболее  устойчивые банки являются одновременно  наиболее крупными плательщиками  налога на прибыль, а кандидаты  в банкроты либо вообще не  платят этот налог, либо платят в минимальных суммах.

       Таким образом, к концу девяностых  годов назрела такая ситуация, когда изменения в системе  налогообложения банков стало  просто необходимым.

Информация о работе Налогообложение организаций финансового сектора экономики