Налоги как источник формирвоания бюджетов разных уровней

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение проблем, связанных взиманием налогов, и предложение путей совершенствования выявленных недостатков путем анализа имеющейся литературы. Для этого раскрывается сущность налогов, их функции, классификация, роль в формировании доходов федеральных, региональных и местных бюджетов.

Содержание

Введение стр. 4
1. Теоретические основы налогообложения
1.1 Сущность и функции налогов стр. 5
1.2 Классификация налогов и принципы налогообложения стр. 9
2. Роль налогов в формировании финансов государства
2.1 Налоговые источники формирования бюджетов разных уровней в
Российской Федерации стр.14
2.2 Основные направления налоговой реформы стр. 25
3. Заключение стр. 32
4. Список литературы стр. 33
5. Приложение стр. 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая - Налоги как источник формирования бюджетов разных уровней.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального образования 

Дальневосточный государственный  университет

Институт  менеджмента и  бизнеса

Экономический факультет

Кафедра налоги и налогообложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

НАЛОГИ  КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ 
 
 
 
 

Курсовая  работа

студента  группы 1345 Б

Галина  М.Ю. 
 

Научный руководитель

Колобова  Е.А., ассистент 
 
 

Владивосток

2006

Содержание 

Введение  стр. 4

1. Теоретические основы налогообложения

      1.1 Сущность и функции налогов стр. 5

      1.2 Классификация налогов и принципы налогообложения стр. 9

2. Роль налогов в формировании финансов государства

2.1 Налоговые источники формирования бюджетов разных уровней в

       Российской Федерации стр.14

2.2 Основные направления налоговой реформы стр. 25

3. Заключение стр. 32

4. Список литературы стр. 33

5. Приложение стр. 35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Роль  налогов в современной экономической  системе очень велика. Налоги не только являются основой доходной части государственного бюджета. Налоговая система сегодня выступает как один из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с ее помощью государство может оказывать влияние на распределение национального дохода. В России роль налогообложения как инструмента экономической политики последние годы существенно возросла, что связано с развитием негосударственного сектора экономики и сокращением сферы прямого государственного регулирования.

      Сегодня комплекс вопросов, связанных с состоянием налоговой системы Российской Федерации ее возможностями полноценной реализации своих функций, приобретает первостепенное значение как для большинства предприятий и граждан - налогоплательщиков, так и для самого государства. Необходимость изъятия в пользу государства части полученных с таким большим трудом средств всегда воспринималась очень болезненно, особенно на современном этапе. Российская налоговая система включает в себя достаточно большое число налогов и различных других платежей на различных уровнях: федеральном, региональном и местном.

      Темой курсовой работы была выбрана следующая "Налоги как источник формирования бюджетов разных уровней". Интерес  с моей стороны возник не случайно. В последнее время роль налогов  и сборов, являющихся составной частью действующего налогового законодательства, в формировании бюджетов разных уровней существенно изменилась.

      Целью курсовой работы является рассмотрение проблем, связанных взиманием налогов, и предложение путей совершенствования  выявленных недостатков путем анализа имеющейся литературы. Для этого раскрывается сущность налогов, их функции, классификация, роль в формировании доходов федеральных, региональных и местных бюджетов.

 

1 Теоретические основы налогообложения

1.1 Сущность и функции  налогов

      Налоги  играют важнейшую роль среди государственных  доходов, так как они составляют более 90% доходной части федерального бюджета.

      Налог - это обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.1

      Безвозмездность налога означает, что его уплата не сопровождается ответным индивидуальным обязательством со стороны государственных налоговых органов. Безвозмездность налоговых платежей, вообще говоря, относительна, поскольку полученные таким образом доходы используются государством для осуществления расходов, предоставления налогоплательщикам общественных благ. Однако для конкретных плательщиков выгоды, получаемые от государственных расходов, могут быть недостаточной компенсацией их налоговых платежей. Поэтому налоги связаны с государственным принуждением, то есть применением санкций в случае неполной или несвоевременной их уплаты.

   В развитых странах от 30 до 50% валового внутреннего продукта перераспределяется в форме налоговых и других обязательных отчислений (в частности, взносов на социальное страхование), что свидетельствует о высоком уровне государственного регулирования. В России доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет составляет около 20% от ВВП. Примерно половину от этой величины образуют налоговые доходы федерального бюджета. Все налоги и сборы, действующие в стране, должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог может считаться установленным только тогда, когда определен круг его плательщиков, а также установлены следующие элементы налогообложения: 

  • объект  налогообложения
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • Налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

   Задачи  налоговой системы - обеспечение  государства финансовыми ресурсами  с помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду производства, создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ.

   Главная функция налоговой системы - фискальная (формирование доходной части государственного бюджета). Но так же существуют и  другие функции - ослабление дифференциации общества по доходам; воздействие на структуру и объем производства через механизм спроса и предложения; стимулирование научно-технического прогресса; регулирование внешнеэкономической деятельности. Эффективность налоговой системы определяется двумя факторами:

  1. Полнота выявления источников в целях обложения их налогом;
  2. Минимизация расходов по взиманию налогов.

   Эффективность налоговой системы определяется как чистый доход государства  от поступления налогов, то есть как  разница между взысканными налогами и издержками взимания. Степень воздействия всей налоговой системы на экономическую конъюнктуру зависит от того, какой удельный вес в ней занимают отдельные виды налогов, обладающие разной эластичностью, а также от уровня ставок налогов.

   Функции налога - это способ выражения сущностных свойств налога. Функция показывает, как регулируется общественное назначение данной экономической категории  как инструмента стоимостного распределения  и перераспределения доходов.

В экономической системе налоги выполняют 4 функции:

      Исторически наиболее ранней и одновременно основной функцией налогов является фискальная. Ее содержание состоит в том, что за счет налогов формируются финансовые ресурсы государства, которые необходимы для дальнейшего осуществления расходов (оборонных программ, социальных выплат и т. п.). Налоги являются основой доходов государства, поскольку именно они обеспечивают наибольшую часть поступлений в бюджет.

      Перераспределительная функция налогов связана с использованием инструмента выравнивания доходов населения. Рыночный механизм обеспечивает рост эффективности производства, однако он безразличен к социальным последствиям принимаемых решений. Возникающее на его основе распределение дохода может порождать большее социальное неравенство, чем это желательно для общества. В рамках рыночной системы часть людей по объективным причинам не может самостоятельно обеспечить для себя такой уровень доходов, который необходим для нормальной жизни. Речь идет о социально-уязвимых слоях населения, таких как инвалиды, пожилые граждане, многодетные семьи и другие. Несмотря на определенный прогресс, достигнутый в данной области в послевоенные годы, низкий уровень жизни определенных слоев населения продолжает оставаться проблемой не только в развивающихся, но и в экономически развитых странах. Соотношение поступлений в бюджет за счет прямых и косвенных налогов характеризует перераспределительные возможности налоговой системы. Различные их сочетания по-разному влияют на распределение доходов и могут порождать различные представления о справедливости налогов, даже если суммарный объем налоговых обязательств при этом не изменяется. При построении налоговой системы следует учитывать целый комплекс противоречивых требований. Например, расширение косвенного налогообложения может быть более удобным для государства, поскольку не требует жесткого контроля за доходами граждан и затрудняет уклонение от уплаты налогов. Увеличение ставок косвенных налогов ощущается гражданами опосредованно, в форме повышения цен товаров, а значит и

порождает меньшее недовольство в обществе, чем манипулирование прямыми  налогами. Однако, оно имеет негативный социальный эффект за счет переложения налоговой нагрузки на менее обеспеченных граждан, снижает прозрачность налоговой системы и затрудняет контроль граждан над действиями государства. Перераспределительный эффект прямых налогов также не столь однозначен. Как правило, выравнивание доходов за счет применения прогрессивных налогов в масштабах всего общества весьма незначительно. Во-первых, повышение налогов, взимаемых с богатых людей, ведет к большему сокрытию доходов от налогообложения, снижению экономической активности и, следовательно, сокращению налогооблагаемой базы, в результате чего доходы государства могут не только увеличиться, но и уменьшиться. Во-вторых, даже если доходы бюджета в результате подобных мероприятий возросли, это не означает одновременный прирост социальных расходов государства, хотя может повлечь за собой сокращение расходов предпринимателей на зарплату и другие социальные цели.

      Благодаря наличию стимулирующей функции  налогов государство имеет возможность  косвенно воздействовать на функционирование рыночной экономики с целью обеспечения  ускоренного развития определенных ее секторов и отраслей. Не всегда желательный  с точки зрения общества уровень производства тех или иных товаров может быть обеспечен в результате действия рыночных сил. Если товар представляет собой чистое общественное благо, данная проблема может быть решена только путем прямой организации их производства на государственных предприятиях. По отношению к смешанным общественным благам в ряде случаев достаточно лишь корректировки объема их выпуска с помощью косвенных мер. Как правило, с помощью налоговой системы достигается стимулирование следующих видов деятельности: непроизводственное строительство; осуществление затрат на развитие производства; малое предпринимательство; благотворительная и природоохранная деятельность; создание предприятий, обеспечивающих занятость для определенных категорий населения (например, инвалидов).

Стимулирующая функция реализуется с помощью системы налоговых льгот, предоставление которых увязывается с определенными признаками

налогоплательщика или объекта обложения. Налоговые  льготы — это законодательно установленные  преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. В соответствии с российским законодательством нормы, определяющие основания, порядок и условия применения налоговых льгот, не могут носить индивидуального характера. Это означает, что закон должен ставить в равные условия всех налогоплательщиков, относящихся к одной и той же категории или осуществляющих определенный вид деятельности. Для избирательной поддержки определенных предприятий и организаций должны использоваться не налоги, а государственные расходы.

      Также существует контрольная функция. Сущность ее состоит в количественном отражении и соответствии налоговых платежей и налоговых поступлений. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты уплаты налогов - явление частое.

Информация о работе Налоги как источник формирвоания бюджетов разных уровней