Налог на имущество физических лиц: порядок

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – исследовать порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц. В соответствии с указанной целью решаются следующие задачи:

- рассмотреть сущность понятия налога на имущество физических лиц;

- дать характеристику объектов и субъектов налога на имущество физических лиц;

- изучить порядок исчисления налога (ставки налога, льготы);

- исследовать правовой режим взимания и уплаты налога.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 5
1.1. Сущность понятия налога на имущество физических лиц 5
1.2. Объекты и субъекты налога на имущество физических лиц 10
2. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 18
2.1. Порядок исчисления налога (ставки налога, льготы) 18
2.2. Правовой режим взимания и уплаты налога 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Налог на имущество ФЛ.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОУ ВПО РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ» 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

кафедра финансового и  административного  права 
 

НАлог на имущество физических лиц: порядок

исчисления  и уплаты 
 
 

Курсовая работа

                                          студента III курса

                                                                                    дневного отделения 634гр.

                                                                                   Каляуш М. Ю.

 

                                                                                    Научный руководитель:

                            ст.пр. Федченко О.С. 
 

Дата  сдачи курсовой работы:

Дата  защиты:

Оценка: 

Ростов-на-Дону

2010

Содержание 
 
 

 

Введение

 

     Наряду  с территорией, населением, органами власти и управления налоги являются базовым звеном существования государства. Успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование налоговой системы общества, насколько бюджетная и налоговая политика государства будет отвечать требованиям времени.

     Необходимость социального реформирования отечественной  налоговой системы является актуальной и практически значимой задачей. Как показывает мировой опыт, ориентация налоговой системы на регулирующую функцию, способствует кардинальному улучшению социального климата в стране. Переходный период становления налоговой системы, сопровождающий начальную стадию реализации рыночных механизмов в России, закончился. На данном этапе необходимы качественные сдвиги в теории налогов и ориентация налоговой системы не только на обеспечение наполняемости бюджета, но и на встречные потребности налогоплательщиков, защиту их прав. 

     Современный этап развития характеризуется тем, что в большинстве государств налоговая политика в целом строится  в направлении постепенного ограничения налоговых притязаний посредством сокращения общего числа налогов, снижения их размеров и упрощения соответствующих фискальных процедур. Согласованность и учет текущих потребностей социально- экономического развития как общества в целом, так и отдельных индивидов является первостепенной задачей в выработке методов и форм государственного управления налогообложением. Данное обстоятельство определяет актуальность исследования налогообложения физических лиц, в том числе и налогом на имущество.

     В ряду современных исследователей экономических  аспектов налогообложения можно  выделить таких ученых, как М.М.Алексеенко, В.И.Гуреева, В.А.Кашина, В.П.Морозова, В.А.Парыгину, А.П.Починка, И.Г.Русакову, В.А.Соловьева, Д.Г.Черника, Т.Ф.Юткину. В ряду ученых, исследовавших в своих работах юридические свойства налога можно отметить А.В.Брызгалина, Е.Н.Евстигнеева, М.В.Карасеву, М.Ю.Орлова, С.Г.Пепеляева, А.А.Тадеева и др.  Несмотря на значительный объем исследований различных аспектов налогообложения современного российского государства, на настоящий момент существует потребность исследования системы налогообложения физических лиц, в том числе и налога на имущество. Поскольку налог на строения, помещения и сооружения охватывает значительную часть населения страны, налогоплательщикам необходимо понять природу, роль и правовую основу налога на имущество физических лиц и перспективы его развития, четко представлять свои права, обязанности и ответственность в сфере имущественных отношений, правовая основа которых заложена в гражданском, налоговом и жилищном праве.

     Объектом  исследования является механизм налогообложения  налогом на имущество физических лиц. Предметом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере налогообложения физических лиц на современном этапе развития  налоговой системы России.

     Цель  настоящей работы – исследовать порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц. В соответствии с указанной целью решаются следующие задачи:

     - рассмотреть сущность понятия  налога на имущество физических  лиц;

     - дать характеристику объектов  и субъектов налога на имущество   физических лиц;

     - изучить порядок исчисления налога (ставки налога, льготы);

     - исследовать правовой режим взимания и уплаты налога.

     Теоретической базой исследования послужили законодательные и нормативные акты РФ, научные работы российских и зарубежных ученых, статьи и публикации в средствах массовой информации, учебная и методическая литература, данные официальной статистики. Работа состоит из введения, 2 глав, состоящих из 4 параграфов, заключения и списка литературы.

1. Правовые основы  налога на имущество  физических лиц

     1.1. Сущность понятия  налога на имущество  физических лиц

 

     Налог – это индивидуальный, безвозмездный платеж взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

     Налоги  составляют ту долю продукта и труда  страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или  из дохода страны. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями: фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на производство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения 1.

     Преследуя цели пополнения казны и другие задачи, любое государство стремится  разнообразить вводимые налоги. Обращаясь  к истории дореволюционной (до 1917г.) России, встречаем немалое число налогов. Население уплачивало, например, личный налог, подушную подать, несколько имущественно-подоходных налогов - поземельный, подомовый (на доходы с дома), квартирный (уплачиваемый содержателем квартиры), промысловый, с наследства и др. Налоги на имущество появились вместе с возникновением государства. Они существовали в государствах древней Византии и Рима.

     Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность предусмотренных  Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ 1) федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

     Федеральными  налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены  НК РФ и обязательны к уплате на всей территории России: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, государственная пошлина, налог на добычу полезных ископаемых.

     Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ: транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций

     В соответствии с п. 4 ст. 12 НК РФ местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на всей территории соответствующих муниципальных образований. В настоящее время введены в действие и взимаются два местных налога: земельный налог;  налог на имущество физических лиц. Перечень местных налогов, указанный в ст. 15 НК РФ, как и налогов других уровней налоговой системы России, является закрытым. Иначе говоря, никакой орган власти, за исключением Федерального собрания РФ, не может изменить перечень налогов и ввести налог (сбор), не предусмотренный перечнем.

     По  региональным и местным налогам  законами субъектов РФ (нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов) устанавливаются  налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога. Также могут устанавливаться налоговые льготы  в пределах, предусмотренных НК РФ. Все остальные элементы налога устанавливаются НК РФ

     Введение  местных налогов и сборов предусмотрено  законодательством как дополнение действующих федеральных налогов. Это позволило более полно  учесть разнообразие местных потребностей и виды доходов для местных  бюджетов. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ. Особые налоговые полномочия Москвы и Санкт-Петербурга в части местных налогов продиктованы необходимостью сохранения единства городского хозяйства.

     Специальные налоговые режимы устанавливаются  НК РФ и могут предусматривать введение федеральных налогов, не указанных выше: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

     Право устанавливать налоги и другие платежи, входящие в налоговую систему РФ, независимо от их уровня - прерогатива представительных органов государственной власти и в предусмотренных законодательством случаях - органов местного самоуправления. Установление налогов означает введение платежей в пределах определенной территории с указанием круга плательщиков, объектов налогообложения, размеров и сроков уплаты. Органы власти того или иного уровня в соответствии с законодательством решают все перечисленные вопросы или отдельные из них. С установлением налогов связан и вопрос о предоставлении льгот. При этом органы государственной власти национально-государственных, автономных и административно-территориальных образований могут предоставлять дополнительные льготы по налогообложению, помимо установленных в соответствии с законодательством РФ, только в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствующие бюджеты.

     Налог на имущество физических лиц является прямым местным прогрессивным налогом. Его уплачивают все физические лица, в собственности которых на территории России находятся строения, помещения, сооружения. Налог на имущество является регулярным, причем налог подлежит уплате владельцем имущества независимо от того, эксплуатируется это имущество или нет. Указанный налог относится к прямым налогам и взимается независимо от получаемого владельцем имущества дохода. Суммы исчисленного налога на доходы не уменьшаются на размер налога на имущество. Длительное время налог на строения, помещения и сооружения не играл существенной роли в местных бюджетах, но в последние годы статус этого налога стал резко повышаться за счет изменения подхода к оценке имущества, изменения ставок налога, совершенствования налогового учета объектов и субъектов налогообложения1.

     Экономическим обоснованием данного налога служит необходимость компенсации затрат государства по ведению реестра собственников, защиты их законных прав.  Налог на имущество физических лиц регламентируется законом РФ от 9 декабря 1991г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»1; инструкцией МНС России от 2 ноября 1999г. № 54 «По применению закона Российской Федерации О налогах на имущество физических лиц»2

Информация о работе Налог на имущество физических лиц: порядок