Налог на имущество физических лиц: правовые пробелы и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:08, реферат

Описание работы

Налоговые ставки. Налогообложение имущества, находящегося в общей долевой собственности. Случаи перерасчёта налога на имущество физических лиц. Что ждёт нас в будущем? (Или новый налог на недвижимость).

Работа содержит 1 файл

Налог на имущество физических лиц.docx

— 29.92 Кб (Скачать)

Налог на имущество физических лиц: правовые пробелы и пути их решения

Журнал Бухгалтерский  учёт и налогообложение в бюджетных  организациях №12 2009

Пудыч Юлия Валерьевна 
Руководитель департамента налоговой практики «ВЕЛЕКС Лекс», 
член Палаты налоговых консультантов России

В настоящий момент в налогообложении имущества  физических лиц имеются пробелы  в части применения налоговых  ставок не к доле в инвентаризационной стоимости объекта, а ко всей стоимости, для расчета налога. Только после  такого расчета у долевых собственников  возникает право на определение  доли в налоге, а не в имуществе. Данный пробел в законодатальстве ухудшает положение отдельных категорий  налогоплательщиков (дольщиков) и вынуждает  их уплачивать большую сумму налога, как нежели этот пробел в законе был бы своевременно устранен.

Налог на имущество  физических лиц установлен Законом  РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество  физических лиц» (далее – Закон  № 2003-1) и до настоящего времени не включен в состав Налогового кодекса  Российской Федерации (НК РФ). Это объясняется  прежде всего тем, что законодатель собирается объединить налог на имущество  физических лиц и земельный налог  в единый налог на недвижимость физических лиц и ввести его последней  главой в НК РФ.

Налоговые ставки

В соответствии со ст. 15 НК РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, ставки которого устанавливаются представительными  органами местного самоуправления.

Согласно ст. 1, 2 Закона № 2003-1 плательщиками данного налога признаются физические лица – собственники имущества (жилых домов, квартир, дач, гаражей, иных строений, помещений и  сооружений). В отношении ставок этого налога установлена прогрессивная  шкала в зависимости от суммарной  инвентаризационной стоимости объекта (до 300 тыс. руб. – 0,1 %, а свыше 500 тыс. руб. – от 0,3 до 2 %). Размер конкретной ставки налога применительно к определенной инвентаризационной стоимости объекта  налогообложения устанавливается  представительным органом местного самоуправления. В Москве ставки установлены  Законом г. Москвы от 23.10.2002 г. № 47 «О ставках налога на имущество физических лиц», где максимальная ставка по жилым  помещениям стоимостью свыше 500 тыс. руб. составляет 0,5 %, в то время как  в некоторых регионах ставка выше (на территории Московской области 0,1 % для имущества стоимостью до 300 тысяч  рублей, 0,3 % для имущества, стоимость  которого колеблется от 300 до 500 тыс. руб. и 1,0 % для имущества ценой свыше 500 тыс. руб.).

Налогообложение имущества, находящегося в общей  долевой собственности

На основании  п. 2 и 3 ст. 1 Закона № 2003-1 если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой  собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении  этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном  порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится  в общей долевой собственности  физических лиц и предприятий (организаций). Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей  совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.

По вопросу налогообложения  имущества, находящегося в общей  долевой или совместной собственности, Минфин России выпустило письмо от 15.07.2009 г. № 03-05-06-01/32, которым дается толкование нормы п. 2 и 3 ст. 1 Закона № 2003-1. По общему правилу обязанность  по уплате налога на имущество физических лиц возникает у каждого собственника имущества.

Объектом обложения  налогом на имущество физических лиц признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения  и сооружения (ст. 2 Закона № 2003-1).

В соответствии с  п. 1 ст. 3 и п. 2 ст. 5 Закона № 2003-1, а  также принимая во внимание, что  данным нормативным актом не предусмотрены  в качестве объекта налогообложения  доли в праве собственности на имущество в качестве стоимостного показателя, установленного для расчета  налоговой базы по налогу на имущество  физических лиц, определена инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого  объектом налогообложения (жилого дома, квартиры, дачи, гаража и иного строения, помещения и сооружения).

Конституционный суд  Российской Федерации выразил свою позицию в Определении от 24.11.2005 № 493-О по поводу применения инвентаризационной стоимости: «по вопросу, связанному с определением стоимостного показателя, избранного для расчета налоговой  базы налога на имущество физических лиц, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что данный показатель в Законе Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» установлен четко и определенно  – это инвентаризационная стоимость  облагаемого имущества, в связи  с чем отсутствует неопределенность по вопросу соответствия оспариваемых норм Конституции Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 473-О). Данная позиция также  подтверждается в письме МинфинаРоссии  от 01.06.2009. № 03-05-06-01/19.

В связи с этим ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются применительно  к инвентаризационной стоимости  объектов налогообложения, указанных  в ст. 2 Закона № 2003-1, в частности  к инвентаризационной стоимости  жилого дома, квартиры, дачи, гаража и  иного строения, помещения и сооружения.

Таким образом, сумма  налога на имущество физических лиц  в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности  или общей совместной собственности  нескольких физических лиц, должна исчисляться  налоговыми органами исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (в частности, квартиры) и налоговой  ставки, соответствующей инвентаризационной стоимости объекта.

На основании  п. 2 ст. 5 Закона от 09.12.1991 № 2003-1 за строения, помещения и сооружения, находящиеся  в общей долевой собственности  нескольких физических лиц, налог уплачивается каждым собственником соразмерно его  доле в этих строениях, помещениях и  сооружениях. В связи с этим исчисленная  налоговым органом сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате налогоплательщиком на основании  налогового уведомления, определяется пропорционально доле налогоплательщика  в имуществе, находящемся в общей  долевой собственности.

Следовательно, при  исчислении сумм налога на имущество  физических лиц всем собственникам  объекта налогообложения (квартиры) «доля» каждого собственника в квартире применяется не к инвентаризационной стоимости объекта, а к исчисленной  сумме налога за квартиру в целом, что соответствует законодательству о налогах и сборах.

Учитывая вышеназванные  положения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Минфином России дано разъяснение ФНС  России о порядке исчисления и  уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой и (или) общей  совместной собственности нескольких физических лиц (письмо от 21.04.2008 № 03-05-04-01/19).

На основании  п. 2 ст. 5 Закона № 2003-1 за строения, помещения  и сооружения, находящиеся в общей  долевой собственности физических лиц, начисленный по объекту налог  уплачивается каждым собственником  соразмерно его доли.

Если на территории одного муниципального образования  у налогоплательщика имеется  несколько объектов недвижимости, принадлежащих  ему на праве общей долевой  собственности, сумма налога на имущество  начисляется налоговыми органами исходя из суммарной инвентаризационной стоимости  всех объектов, находящихся в собственности, и налоговой ставки, соответствующей  суммарной инвентаризационной стоимости  всех объектов.

Таким образом, Минфин РФ и ФНС РФ фактически ухудшили данными разъяснениями положение  налогоплательщиков при наличии  имеющихся пробелов в Законе № 2003-1.

Если объект недвижимости принадлежит не одному, а нескольким владельцам на праве долевой или  совместной собственности, то сначала  в зависимости от предела, в котором  находится инвентаризационная стоимость  квартиры, определяется ставка налога на имущество, а только потом стоимость  объекта делится пропорционально  доли на всех правообладателей квартиры. Такой алгоритм расчета предусмотрен Законом № 2003-1, так как доля в  собственности, как правило, не имеет  самостоятельной инвентаризационной стоимости.

Единственная возможность  снизить ставку налога, это обратиться в органы БТИ для выделения  в натуральном виде доли квартиры и оформление технических паспортов  с отдельной инвентаризационной стоимостью комнат.

Чтобы определить понятие  «суммарная инвентаризационная стоимость», необходимо обратиться к Инструкции МНС России от 02.11.99 № 54 «По применению Закона Российской Федерации «О налогах  на имущество физических лиц», согласно которой «это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и  сооружений, признаваемых объектами  налогообложения и расположенных  на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу» (п. 3 Инструкции).

На местном уровне возможно проведение дифференциации ставок в установленных пределах в зависимости  от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям: статус помещения (жилое и нежилое), назначение (хозяйственные нужды  или коммерческие), тип дома (блочный, кирпичный или деревянный) и т.п. (ст. 3 Закона, п. 4 Инструкции).

В данном случае суммарная  инвентаризационная стоимость определяется в отношении разных групп объектов (если они принадлежат одному налогоплательщику) по соответствующим ставкам (п.10 Инструкции, письма Минфина РФ от 24.01.2008 № 03-05-06-02/06, ФНС России от 30.01.2007 № ШТ-6-21/54@). Например, если физическому лицу принадлежат  два помещения (жилое и нежилое) и нормативным актом местного органа власти в отношении таких  видов помещений установлены  разные ставки по налогу на имущество, то инвентаризационная стоимость этих помещений для целей налогообложения  не суммируется. Налог исчисляется  по каждому объекту по соответствующей  ставке.

Если объекты  относятся к одному типу либо, если подобных дифференциаций не установлено, то оснований исчислять налог  по каждому объекту нет (такой  вывод сделал ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 31.08.2005 № А33-5432/04-С6-Ф02-3808/05-С1). Правомерность  исчисления налога на имущество исходя из суммарной стоимости принадлежащих  налогоплательщику объектов подтверждена и решением Верховного суда Российской Федерации от 27.12.2001 № ГКПИ01-1816

Пробел в законодательстве о налоге на имущество на сегодняшний  момент не устранен, а суммы налога для дольщиков уже пересчитаны  и ухудшают положение налогоплательщиков.

Минфин России в  письме сообщает, что в настоящее  время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации  рассматривается вопрос о внесении изменений в ст. 2 Закона № 2003-1 в  части установления в качестве объекта  налогообложения доли в объектах, указанных в данной статье этого  нормативного акта. Данные изменения  могут вступить в силу с 1 января 2010 года и распространить свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.

Необходимо обратить внимание читателей журнала на то, что рассмотрение самого вопроса  о внесении изменений в закон  не означает, что такие изменения  будут приняты в ближайшее  время.

Не уплачивать налог  в данном случае налогоплательщик не может, так как сумма налога рассчитывается самой налоговой инспекцией и  отражается в налоговом уведомлении, которое получает налогоплательщик. В противном случае последуют  пени и штрафы. Однако обжаловать действия налогового органа налогоплательщик имеет  право согласно действующим положениям НК РФ.

Законодательство  Российской Федерации о налогах  и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных  законов о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ). Согласно п. 6 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах  и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно  знал, какие налоги (сборы), когда  и в каком порядке он должен платить. В соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются  в пользу налогоплательщика (плательщика  сборов). Таким образом, толкование Минфином России в письме от 15.07.2009 № 03-05-06-01/32 порядка налогообложения  имущества дольщиков с целью  ухудшения положения налогоплательщиков-дольщиков  в связи с существующим пробелом в законодательстве об учете инвентаризационной стоимости объекта пропорционально  доле является нарушением общих принципов  налогообложения, установленных в  ст. 1,3 НК РФ. Кроме того, в самом  письме Минфина РФ указано: «Вместе  с тем отмечаем, что предоставляемые  в соответствии со ст. 34.2 НК РФ письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не являются нормативными правовыми  актами, а имеют информационно-разъяснительный  характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в данном письме».

Если не учитывать  инвентаризационную стоимость объекта  налогообложения пропорционально  доле владельца, то при существующей прогрессивной шкале ставок налога на имущество физических лиц дольщик  вынужден уплачивать налог в большем  размере, нежели если бы в инвентаризационной стоимости были определены доли.

В любом случае каждый налогоплательщик согласно ст. 137 НК РФ имеет право в соответствии с  главой 19 настоящего Кодекса обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие  их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его  права.

Но пока налогоплательщик вынужден руководствоваться письменными  разъяснениями Минфина России и  уведомлениями на уплату налога своей  инспекции. В случае внесения с 1 января 2010 года изменений в Закон № 2003-1 возможен пересчет налога за 2009 год, но это налогоплательщики смогут узнать не ранее 1 января 2010 года.

Случаи  перерасчёта налога на имущество  физических лиц

Руководствуясь  вышеуказанными письмами, налоговые  органы стали производить перерасчеты  налога на имущество физических лиц. Так, инспекцией ФНС России по г. Одинцово был произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2008 год  в отношении имущества, находящегося в общей долевой и (или) совместной собственности налогоплательщика. Причем перерасчеты налога за периоды, предшествующие 2008 году, не производились.

В апреле – мае 2009 года налогоплательщики получили налоговые  уведомления на уплату налога на имущество  физических лиц за 2009 год, где налог  был исчислен с учетом переоценки инвентаризационной стоимости объектов в 1,5 раза. После чего в налоговый  орган по данному поводу стали  поступать многочисленные вопросы  граждан: имущество было переоценено  в 1,5 раза, а налог в отдельных  случаях вырос в 4,5 – 5 раз. В этой ситуации налоговые органы стали  давать следующие пояснения. Во-первых, повышение инвентаризационной стоимости  в 1,5 раза впервые с 2002 года произошло  на основании постановления Правительства  Московской области от 30.09.2008 № 881/35, согласно которому были введены коэффициенты перерасчета восстановительной  стоимости строений, помещений и  сооружений, принадлежащих гражданам  на праве собственности, в целях  налогообложения (например, коэффициент 19,5 по каменному жилому дому). Во-вторых, на величину налога на имущество физических лиц влияют не только увеличенная  инвентаризационная стоимость, но и  сами налоговые ставки, устанавливаемые  органами местного самоуправления, опираясь на федеральное законодательство, в  котором их пределы установлены  от 0,1 до 2,0 % в зависимости от суммарной  инвентаризационной стоимости всех объектов недвижимости, принадлежащие  физическим лицам на праве собственности  и находящиеся на территории того или иного муниципального образования.

Не уплачивать налог  в данном случае налогоплательщик не может, так как сумма налога рассчитывается налоговой инспекцией и отражается в налоговом уведомлении, которое  получает налогоплательщик. В противном  случае последуют пени и штрафы. Однако обжаловать действия налогового органа налогоплательщик имеет право  согласно следующей позиции.

Законодательство  Российской Федерации о налогах  и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных  законов о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ). Согласно п. 6 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах  и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно  знал, какие налоги (сборы), когда  и в каком порядке он должен платить. На основании п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются  в пользу налогоплательщика (плательщика  сборов). Таким образом, толкование Минфином России в письме от 15.07.2009 № 03-05-06-01/32 порядка налогообложения  имущества дольщиков с целью  ухудшения положения налогоплательщиков-дольщиков  в связи с существующим пробелом в законодательстве об учете инвентаризационной стоимости объекта пропорционально  доле является нарушением общих принципов  налогообложения, установленных в  ст. 1.3 НК РФ. Кроме того, Минфин России не является законодательным или  судебным органом, толкование которого имело бы неукоснительный характер. Это указано и в самом письме.

Если не учитывать  инвентаризационную стоимость объекта  налогообложения пропорционально  доле владельца, то при существующей прогрессивной шкале ставок налога на имущество физических лиц дольщик  вынужден платить налог больше, нежели если бы в инвентаризационной стоимости  были определены доли.

В любом случае каждый налогоплательщик имеет право согласно ст. 137 НК РФ обжаловать акты налоговых  органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных  лиц, если, по мнению этого лица, такие  акты, действия или бездействие нарушают его права.

Что ждёт нас в будущем? (Или новый налог  на недвижимость)

В сфере законодательства, регулирующего налогообложение  физических лиц, законодателю предстоит  немало работы. Главное, что он должен будет сделать, – разработать  и принять последнюю главу  НК РФ, в которой будет описан порядок начисления и взимания налога с недвижимости физических лиц.

Все физические лица, владеющие имуществом на территории Российской Федерации, уплачивают налог  на недвижимость и сейчас; правда, большинство  граждан его просто «не замечают»  – настолько мала ставка налога.

Заместитель министра финансов Сергей Шаталов по данному  вопросу отметил: «Сегодня система  налогообложения достаточно несправедлива, потому что она зависит от оценки БТИ. Эта оценка ориентируется одновременно как на устаревшие цифры, которые  берут свое начало с 1937 года с разными  коэффициентами, так и на рыночные сделки, которые отражаются при приобретении квартиры. Получается, что в одном  и том же доме на одной площадке две семьи могут платить налоги, отличающиеся в разы. Это неправильно. Тот, кто приобрел квартиру позже, тот  прогадал. Ни о какой справедливости говорить не приходится». Кроме этого, уточнил Сергей Шаталов, в Минфине  России обеспокоены и «вопросами социальной справедливости». «Опросы  показывают, что в России много  сторонников введения прогрессивной  шкалы налогообложения по подоходному  налогу. Мы говорим нет, не надо менять ставки подоходного налога, а элемент  социальной справедливости можно как  раз вводить через налогообложение  предметов роскоши или объектов недвижимости. Поэтому если будет  решена задача введения этого налога, то во многом будет решена и эта  острая социальная проблема», – говорит  в том же интервью Сергей Шаталов.

В соответствии с  докладом Минфина России «Об основных направлениях налоговой политики в 2008 – 2010 годы», в министерстве не склонны  считать налог лишь инструментом восстановления социальной справедливости. В докладе, в частности, отмечается, что «в перспективе доходы от налогообложения  недвижимого имущества физических лиц будут составлять основной источник собственных доходов местных  бюджетов и основу фискальной автономии  муниципальных властей». Введение налога на недвижимость, отмечается в данном документе, должно стать основным этапом в реформировании системы поимущественного налогообложения в Российской Федерации, так как это позволит не только сократить количество поимущественных налогов с физических лиц, но и установить для определения налоговой базы единые подходы, основанные на оценке рыночной стоимости соответствующих объектов недвижимости. К сожалению, в докладе, который определяет налоговую политику до 2010 года о том, каким должен быть налог на имущество физических лиц, говорится достаточно неопределенно. Так, в документе указано, что объектом налогообложения должен быть единый объект недвижимости, состоящий из земельного участка и жилого дома, квартиры, дачи, гаража или иного строения, помещения и сооружения. Кроме этого, отмечается, что необходимо предоставить возможность органам местного самоуправления варьировать налоговую ставку в широких пределах. В Минфине России считают, что это необходимо сделать потому, что администрирование налога на недвижимость является достаточно сложным и дорогим процессом, а доходы от этого налога должны стать одним из основных источников местных бюджетов, в связи с этим ставка налога на недвижимость не может быть чересчур низкой. «Органы местного самоуправления, ориентируясь на конкретную ситуацию, должны иметь возможность варьировать налоговую ставку по налогу на недвижимость. Жесткие ограничения, установленные на федеральном уровне, в данном случае могут играть скорее негативную роль», – полагают в Минфине РФ.

В докладе говорится, что ориентировочный срок начала действия нового налога 2010 год. Для  этого необходимо сформировать реестр объектов недвижимости на федеральном  уровне. Как показал опыт внедрения  налогообложения недвижимости в  рамках эксперимента в городах Новгород и Тверь, отмечается в докладе  Минфина России, наиболее сложной  задачей, требующей преодоления  межведомственных барьеров, является именно формирование реестра, а не процесс  массовой оценки. Невозможность обеспечить межведомственное взаимодействие по данному  вопросу послужила причиной невозможности  введения налогообложения недвижимости в г. Твери. «Без решения данных вопросов введение налогообложения недвижимости не представляется возможным, поэтому  эффективное введение налога на недвижимость должно быть связано не только с  принятием соответствующей главы  Налогового кодекса РФ, но и с  организацией как межведомственного  взаимодействия на уровне федеральных  органов исполнительной власти, так  и взаимодействия с региональными  и местными властями по поводу механизмов введения данного налога», – сказано  в докладе Минфина России. Также  следует обеспечить гибкие механизмы  оценки налоговой базы. Это предполагает определение уровня, на котором должна происходить данная оценка. Опыт кадастровой  оценки земли федеральной структурой показал, что подобный подход является чрезмерно централизованным, не позволяет  учитывать местные особенности  и приводит к существенным искажениям.

Применительно к  оценке недвижимости целесообразен  более децентрализованный подход, когда  такая оценка осуществляется либо специализированными  структурами регионального уровня, либо муниципальными образованиями  в соответствии с централизованно  устанавливаемыми методиками, полагают в Минфине России.

Однако, судя по выступлениям отдельных работников, в Минфине  России уже практически определили, каким должен быть налог на недвижимость физических лиц.

Для начала обратимся  к информации, полученной из авторизованных источников. Вот что сообщил о  конкретных параметрах налога в интервью «Финансовым известиям» заместитель  министра финансов Сергей Шаталов: «Наша  идея в том, чтобы перейти к  налогообложению на основе стоимости, приближенной к рыночной, резко уменьшив при этом ставки налога. На федеральном  уровне будут установлены максимальные ставки, а муниципалитетам будет  предоставлено право самим в  пределах разрешенного выбирать ту ставку, которую они считают разумной. Местные власти смогут также предусматривать  различные льготы для пенсионеров, для военных, инвалидов и других категорий граждан. При этом будет  предусмотрена система необлагаемого  минимума. Ну, например, 15 метров на человека не облагаются налогом, а все, что  сверх этой суммы, облагается. Но это  опять-таки должно быть отнесено к компетенции  местных властей».

Как сообщил заместитель  министра финансов Сергей Шаталов, ставка налога, по предварительным расчетам Минфина России, может быть от 0,01 до 0,05. И годовая сумма налога составит от 10 до 50 долларов (за вычетом  необлагаемого минимума). Налог планируется  взимать один раз в год. По всей видимости, впервые налог на недвижимость – в порядке эксперимента начнет действовать в четырех регионах РФ – Кемеровской, Самарской, Тверской, Калужской областях.

Однако есть и  другая информация. По данным газеты «Бизнес», полученным от источника в Минфине, ставка налога может быть установлена  в пределах от 0,01 до 1 %. И этот налог  будет взиматься не с полной стоимости  квартиры, а со стоимости 70 % площади. Кроме этого, каждый гражданин будет  иметь право на необлагаемый минимум, составляющий примерно 10 кв. м. Таким  образом, подсчитывает газета «Бизнес», житель Москвы, в случае, если налог  начнет действовать «сегодня», заплатил бы с двухкомнатной квартиры площадью 50 кв.м от 27 тыс. руб. (по ставке 0,01 %) до 270 тыс. руб. (по ставке 1 %).

Видимо, чтобы не пугать раньше времени наших граждан, ряд чиновников поспешили заверить, что введение нового налога на недвижимость пройдет практически незаметно. Так, руководитель Экспертного управления Президента Российской Федерации Аркадий  Дворкович сообщил, что, по его мнению, вычет из налога на недвижимость должен быть установлен на уровне не менее 20 кв. м на одного человека. «Это означает, что семья из трех человек, живущая  в квартире 60 кв. м (стандартная трехкомнатная  квартира) не будет платить налог  вообще», – заявил Аркадий Дворкович. Помимо вычетов, отметил он, регионы  и муниципалитеты должны иметь право  вводить льготы для определенных категорий граждан. Например, сделать  так, чтобы «пенсионеры не платили  вообще». Министр финансов РФ Алексей  Кудрин сообщил, что налоговое бремя  в отношении малообеспеченных людей  осталось на неизменном уровне. Между  тем министр признал, что суммарно нагрузка на население при введении налога на недвижимость все же увеличится.

Однако предложенный Минфином вариант налога не недвижимость не понравился некоторым депутатам  Государственной Думы Российской Федерации. Так, председатель налогового подкомитета  Госдумы РФ Наталья Бурыкина сообщила, что, по ее мнению, правильнее было бы рассчитывать налог в зависимости от количества квадратных метров и с учетом типа жилья. Она подчеркнула, что это  позволит облагать по повышенной ставке владельцев роскошного жилья (или собственников  более одной квартиры) и вместе с тем не потребует сложной  подготовительной работы. Судя по всему, в Государственной Думе Российской Федерации собираются разработать  свой вариант законопроекта о  налоге на недвижимость физических лиц, который, возможно, будет впоследствии «конкурировать» с внесенным  в Госдуму РФ правительственным  законопроектом.

Очевидно, что действующую  на данный момент систему взимания налогов с физических лиц сложно назвать справедливой. Это касается как налога на доходы физических лиц, так и налога на имущество физических лиц. Правительство РФ решило, что  в ближайшее время менять ставку налога на доходы физических лиц нецелесообразно. Поэтому власти решили сосредоточиться  на совершенствовании налога на имущество  физических лиц, преобразовав его в  налог на недвижимость физических лиц. На наш взгляд, такое решение можно  признать вполне разумным. Как мы теперь видим, основная задача нового налога – обязать граждан, имеющих в  собственности достаточно большое  количество дорогой недвижимости, –  уплачивать с этого имущества  существенные суммы налога. При этом налоговое бремя для малоимущих граждан, проживающих в «стандартных»  квартирах и не владеющих дополнительной недвижимостью, увеличится незначительно. Получается, что власти устанавливают  различную налоговую нагрузку на людей с разными доходами, реализуя, таким образом, принцип справедливого  налогообложения.

Следует также отметить, что в зарубежных странах налог  на недвижимость взимается давно, и  его ставка достаточно высока. В  Нидерландах владелец средней по площади недвижимости уплачивает муниципальному бюджету около 300–400 евро в год, или 0,1 % от рыночной стоимости жилья. В  США ставка налога еще выше –  от 2 % до 6 % в год от рыночной стоимости  жилья. В Финляндии ежегодный  налог – около 1 евро за 1 кв.м площади. В Англии ставка налога на недвижимость – 1 % от рыночной стоимости жилья. При  этом дом стоимостью до 120 тыс. фунтов налогом не облагается, а от 120 до 250 тыс. фунтов облагается по ставке 1 %.

Конечно, можно возразить  в ответ, что доходы населения  в вышеперечисленных странах  гораздо выше, а уровень бедности – ниже. Однако предлагаемую чиновниками  налога на недвижимость ставку можно  назвать вполне разумной. И если ежегодно небогатые граждане будет  уплачивать на 500 – 700 руб. больше, чем  сейчас, то вряд ли это станет серьезным  ударом по бюджету семьи. Налоговая  нагрузка, как уже было сказано  выше, увеличится для богатых россиян  – и в этом также нет ничего плохого.

Библиография

1. Налоговый кодекс  РФ. Часть I // СПС «Консультант  Плюс». 
2. Закон РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» // СПС «Консультант Плюс». 
3. Письмо Минфина РФ от 15.07.2009 № 03-05-06-01/32 // СПС «Консультант Плюс». 
4. Определение Конституционного Суда РФ от 24.11.2005 №493-О//СПС «КонсультантПлюс». 
5. Письмо Минфина РФ от 01.06.2009 № 03-05-06-01/19. 
6. Инструкция МНС РÔ от 02.11.1999 № 54 «По применению Закона Российской Федерации «О налогах на 
имущество физических лиц»// СПС «Консультант Плюс». 
7. Решение Верховного суда РФ от 27.12.2001 № ГКПИ01-1816 //СПС «Консультант Плюс». 
8. Письмо Минфина РФ от 24.01.2008 № 03-05-06-02/06// СПС «Консультант Плюс». 
9. Письмо ФНС РÔ от 30.01.2007 № ШТ-6-21/54@// СПС «Консультант Плюс». 
10. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.08.2005 № А33-5432/04-С6-Ф02-3808/05-С1// СПС 
«Консультант Плюс».



Информация о работе Налог на имущество физических лиц: правовые пробелы и пути их решения