Налог на добавленную стоимость

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:59, контрольная работа

Описание работы

Налог на добавленную стоимость (НДС) самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему. Его традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Работа содержит 1 файл

налоги.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

     При реализации продукции по ценам ниже себестоимости (речь идёт о приобретенной продукции у другого предприятия для дальнейшей перепродажи) возникающая отрицательная разница между суммами налога, уплаченными поставщикам, и суммами налога, исчисленными после реализации продукции, относятся на прибыль, остающуюся в распоряжении у предприятия после уплаты налога на прибыль, и зачёту в счёт предстоящих платежей или возмещению из бюджета не подлежит. При осуществлении обмена продукцией (товарами и услугами) либо её передачи безвозмездно облагаемый оборот определяется исходя из средней цены реализации такой же или аналогичной продукции (работ, услуг), рассчитанной за месяц, в котором происходит обозначенная сделка, а в случае отсутствия реализации такой или аналогичной продукции (работ, услуг) за месяц – исходя из цены её последней реализации, но не ниже фактической себестоимости. В случае если предприятие обменивает вновь освоенную продукцию, которая ранее не производилась, то к данной продукции при исчислении налога применяется рыночная цена на аналогичную продукцию или схожий товарозаменитель, но она не должна быть ниже фактической себестоимости.

     При использовании внутри предприятия  товаров собственного производства, затраты по которым не относятся  на издержки производства и обращения, используется стоимость аналогичных товаров, а при их отсутствии – фактическая себестоимость.

     При натуральной оплате труда товарами собственного производства облагаемым оборотом будет стоимость товаров, исходя из свободных розничных цен, включая торговую надбавку, а если на эти товары применяются государственные регулируемые цены – исходя из этих цен.

     НДС - многоступенчатый налог, взимаемый  на каждой стадии или каждом этапе  процесса производства и сбыта. В  ходе хозяйственной деятельности предприятие приобретает у поставщиков товары и сырье и производит продукцию или услугу, т. е. создает добавленную стоимость путем переработки, производства и (или) сбыта.

     Работая в режиме обложения НДС, каждый уплачивает налог с добавленной им в процессе производства и обращения стоимости. В результате этого одна и та же добавленная стоимость никогда не облагается дважды, то есть эффекта по нарастающей не происходит. Более того, на заключительной стадии сумма всех добавленных стоимостей по ходу процесса, так же, как и сумма всех разностей между продажами и покупками равна потребительской цене минус налог. Иными словами, общая сумма НДС на каждой стадии производства и реализации равна налогу, взимаемому при продаже товара продавцом конечному потребителю или пользователю.

     НДС не приводит к каким-либо ценовым  перекосам при условии, что число  освобождений от его уплаты невелико, а нулевая ставка используется не слишком широко, то есть, если НДС  применяется без исключений или  льгот, его влияние на структуру  экономики будет минимальным.

     Поскольку хозяйствующие субъекты, применяющие  специальные режимы налогообложения, не имеют права выписывать счета-фактуры  с НДС, предприятиям – плательщикам НДС приходится, принимая во внимание зачетный метод исчисления НДС, осуществлять уплату налога с полного оборота по реализации без права на зачет суммы налога по материальным ресурсам.

     Многие  страны освобождают мелких предпринимателей с годовым оборотом ниже установленного уровня, который называется «порогом регистрации», от обязанности регистрироваться, заполнять налоговые декларации, платить НДС и вести соответствующую отчетность. При этом в большинстве случаев проблемы с зачетом НДС не возникают, так как основная масса мелких предпринимателей и малых предприятий, попадающих под освобождение от НДС, реализует свою продукцию конечному потребителю. Например, в Бельгии и Греции мелкие предприниматели освобождаются от НДС в зависимости от того, какими видами деятельности они занимаются. В частности, от НДС освобождены торговля вразнос, уличная торговля или дешевые магазины. Более того, во многих странах освобождение субъектов малого бизнеса от НДС зависит от самого предпринимателя, т. е. ему предоставляется право выбора - быть плательщиком НДС или пользоваться льготой и соответственно быть освобожденным от НДС. Во Франции достаточно сложная система предположительных оценок, не имеющая регистрационного порога, но требующая индивидуального подхода к каждому отдельному случаю при расчетах налоговых обязательств. Аналогичным образом в Испании рассчитываются налоговые обязательства мелких предпринимателей по НДС на основе нескольких внешних показателей, например, величины производственного помещения, его месторасположения, числа работников и т. д.

     Мировой опыт подтверждает, что в целях  избежания искажений при освобождении субъектов малого бизнеса от НДС необходимы специфические подходы.

     Учитывая  зарубежный опыт и условия функционирования особой категории плательщиков в  Узбекистане, следовало бы в дальнейшем рассмотреть вопрос предоставления права добровольной уплаты НДС и остальным плательщикам, применяющим специальные режимы.

     Существующие  в настоящее время условия  и порядок взимания НДС делают его смешанным, многообъектным налогом. Так, наряду с общими правилами исчисления и уплаты НДС, в некоторых случаях, например, когда имеет место оборот товаров (работ, услуг) внутри предприятия для нужд собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, осуществляется строительство хозяйственным способом, происходит реализация продукции по цене не выше себестоимости и т.д., исчисление НДС регулируется специальными правилами. Так, при реализации продукции по цене не выше себестоимости налогоплательщик обязан увеличить для целей налогообложения свою выручку до уровня рыночных цен, составить специальный расчет, доначислить налог и уплатить его в бюджет.

     Рассматривая  экономическую и юридическую  природу НДС необходимо отметить, что в различных странах мира используются свои методики его исчисления и уплаты. Причем очень многое зависит от того, какой принцип в определении добавленной стоимости будет положен в основу.

     Так, добавленной стоимостью можно представить  как сумму заработной платы (V) и получаемой прибыли (М). С другой стороны добавленную стоимость можно определить как разность между выручкой от реализации товаров (О) и производственных затрат (I).

     Основываясь на этих двух методах можно выделить четыре основных механизма расчета  НДС:

  • R (V+M), где R-ставка налога;
  • RV + RM;
  • R (O-I);
  • RO-RI.

     При таких условиях, когда при исчислении НДС могут быть использованы различные подходы и способы, наиболее важным является законодательно установленный порядок исчисления НДС.

     Специалисты в области налогообложения называют три основные группы причин, делающих целесообразным введение НДС:

      • он обеспечивает высокие процентные государственные доходы,
      • ему свойственны нейтральность и, конечно же,
      • эффективность.

     В большинстве стран НДС обеспечивает от 12 до 30 % государственных доходов, что эквивалентно примерно 5 - 10 % валового национального продукта. Мировой опыт свидетельствует, что налоговая система, построенная на базе НДС, обеспечивает высокую стабильность поступлений в бюджет.

     НДС имеет преимущества, как для государства, так и для налогоплательщика.

  1. от него труднее уклониться.
  2. с ним связано меньше экономических нарушений.
  3. он в большей степени повышает заинтересованность в росте доходов.

     К тому же для налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения расходов, чем  доходов.

     Однако, несмотря на столь успешное применение налога в мировой практике, зарубежный опыт использования НДС также содержит ряд нерешенных вопросов, связанных с негативными особенностями широкого использования НДС. Поэтому слепое копирование положений зарубежного законодательства об НДС в отечественную теорию и практику применения этого налога крайне нежелательно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Плательщики налога  на добавленную  стоимость 

При определении  круга плательщиков НДС необходимо руководствоваться Законом «О налоге на добавленную стоимость», Инструкцией  ГНС РФ от 11.10.95 г. №39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость», а также Гражданским кодексом РФ (ГК РФ).

1. К  первой группе относятся любые  организации (как коммерческие, так  и не коммерческие), имеющие согласно  законодательству РФ статус юридических лиц, осуществляющие производственную или иную коммерческую деятельность (подп. «а», «б» п.1 ст.2 Закона «О НДС»).

К данной группе плательщиков следует отнести  все коммерческие организации (в том числе предприятия с иностранными инвестициями). Согласно п.1 ст.50 ч.I ГК РФ данные организации в качестве основной цели своей цели преследуют извлечение прибыли. При этом необходимо учитывать, что плательщиками НДС являются как промышленные, так и финансовые организации, в том числе и страховые общества, банки и др.

Некоммерческие  организации: потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные или иные фонды и др., также являются плательщиками НДС, в случае осуществления ими коммерческой деятельности. В соответствии с ч.2 п.3 ст.50 ГК РФ: «Некоммерческие организации, могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижением целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям».

2. Во  вторую группу плательщиков следует включить филиалы, отделения и другие обособленные подразделения организаций (не являющихся юридическими лицами), самостоятельно реализующих товары (работы, услуги). Необходимо отметить, что данная группа налогоплательщиков выделяются в качестве самостоятельных субъектов исключительно для целей налогообложения и никак не связана с гражданским законодательством, т.к. согласно ст.55 ГК РФ обособленными подразделениями юридического лица являются только представительства и филиалы, которые не являются самостоятельными участниками гражданского оборота.

3. К  третьей группе можно отнести предприятия, организационно-правовая форма которых не приведена в соответствие с новым ГК РФ. Так, согласно п.5 ст.6 ФЗ «О введении в действие первой части ГК РФ» индивидуальные (семейные) частные предприятия и предприятия, созданные частными и общественными организациями на праве полного хозяйственного ведения, подлежали до 1 июля 1999г. преобразованию.

К указанным  предприятиям до их преобразования или ликвидации применяются положения об унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления.

4. Плательщиками НДС  являются также международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории РФ. Причем законодательство о НДС не устанавливает в какой именно форме (представительство, объединение и т.д.) эти иностранные организации-нерезиденты должны осуществлять свою деятельность, чтобы выступить плательщиками налога. В связи с этим представляется возможность в некоторых случаях по аналогии применять положения Инструкции ГНС РФ от 16.06.95г. №34 «О налогообложение прибыли и доходов иностранных юридических лиц».

Наиболее  важным моментом для отнесения иностранных организаций к налогоплательщикам по НДС является признак территориальности. Под осуществлением коммерческой деятельности на территории РФ следует понимать место реализации товаров, работ, услуг (т.е. место возникновения объекта налогообложения).

5. Необходимо учитывать, что вышеуказанные субъекты являются плательщиками НДС в первую очередь в отношении тех облагаемых оборотов, которые возникают при реализации товаров (работ, услуг) на территории России.

Что касается товаров, ввозимых на территорию РФ, плательщиками НДС являются предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с таможенным законодательством РФ (п.3 ст.2 Закона «О НДС»).

В ст.112 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) предусмотрено, что применение НДС осуществляется на основе самого ТК РФ и Закона «О НДС».

В абз.1 п.6 Инструкции ГТК РФ и ГНС РФ от 30.01.93 г. №№01—20/741,16 «О порядке применения НДС и акцизов в отношении  товаров, ввозимых на территорию РФ и вывозимых с территории РФ»  установлено, что НДС уплачивается декларантом либо иным лицом, определяемым нормативными актами по таможенному делу.

Из анализа  вышеуказанных  документов следует, что плательщиками НДС по товарам  ввозимым на территорию РФ являются субъекты, которые признаны в качестве налогоплательщиков «внутреннего» НДС, при условии осуществления импортных товарных операций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Сущность налога на добавленную стоимость.

3.1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость. 

Информация о работе Налог на добавленную стоимость