Контрольная работа по "Правоведению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 21:09, контрольная работа

Описание работы

Теория государства и права - это наука, которая изучает государство и право в их историческом развитии. Предметом науки теории государства и права являются объективные свойства государства и права, отличающихся от всех других общественных явлений, а также закономерности их возникновения, функционирования и развития как относительно самостоятельных общественных институтов.

Содержание

Предмет теории права и государства. 3
02-6. Классификация норм права по методу правового

регулирования. 7

03-2. Виды правонарушений. 10

04-3. Патриархальная теория. Функции государства. 14

05-8. Система и структура органов государственной власти РФ. 18

06-5. Субъекты административного права. 22

07-9. Гражданско-правовая ответственность. 26

08-4. Понятие и признаки преступления. 30

09-9. Понятие, признаки и функции заработной платы. 32

10-4. Основные права ребенка. Права и обязанности родителей. 35

Список литературы 41

Работа содержит 1 файл

право конр.раб..doc

— 215.00 Кб (Скачать)

    Право состоит из норм, которые не персонифицированы, обращены к заранее неопределенному кругу лиц, рассчитаны на многократную реализацию в фактических отношениях.

    Однако  в нормах права указываются существенные черты того отношения, для регулирования  которого они существуют. В общем, юридические нормы здесь играют роль обеспечителя нормативной регламентации  общественных отношений.

    По  методу правового регулирования нормы права делятся на:

  • Императивные - это категоричные веления, которые предписывают строго определенные поступки, точно определяют права и обязанности и не допускают никаких отклонений от предписанного.

    Эти нормы не предполагают инициативы и самостоятельности граждан в установлении собственных правил регулировании общественных отношений, они рассчитаны на строгое соблюдение законодательных предписаний. Например, ст. 70 СК: "Лишение родительских прав производится в судебном порядке".

  • Диспозитивные - это нормы, которые содержат как бы два предписания: первое дает лицам возможность самостоятельно урегулировать свои взаимоотношения, а второе носит категоричный характер и вступает в действие при отсутствии согласия сторон. Такие нормы действуют лишь в том случае, если лица самостоятельно не установят иные, собственные правила поведения, они предполагают инициативу и самостоятельность граждан в установлении собственных правил.

    Внешними  отличительными признаками таких норм являются фразы типа "если договором или соглашением сторон не установлено иное", "при отсутствии соглашения", "если стороны не договорятся об ином" и др. Например, ст. 81 СК РФ: при отсутствия соглашения родителей алименты взыскиваются в судебном порядке.

  •         Поощрительные - предписания о предоставлении государством определенных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый государством и обществом.

      Цель - воздействовать на поведение  людей посредством поощрения  тех или иных действий, при  этом субъект побуждается, а не обязывается к достижению полезного результата (нормы, устанавливающие государственные награды, почетные звания).

  • Рекомендательные - это нормы, представляющие пожелания законодателя. Они обязательны для ознакомления, но не обязательны для исполнения. Такие нормы адресуются чаще всего негосударственным предприятиям, общественным объединениям и предлагают возможные (и желательные для законодателя) варианты поведения. Примеры можно найти в указах Президента.

    К императивным нормам относятся запрещающие и часть обязывающих норм, к диспозитивным - управомочивающие и часть обязывающих. 
 
 
 
 
 
 

                                  03-2. Виды правонарушений. 

    Правонарушение представляет собой виновное, противоправное, наносящее вред обществу деяние праводееспособного лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность.

    Виды  правонарушений - однородные группы правонарушений, различающиеся в зависимости от характера вредных последствий и объектов посягательств.

    Правонарушения  классифицируются по двум главным основаниям: по их характеру и степени общественной опасности.

    По  характеру правонарушения делятся  на уголовные, административные, гражданские  и дисциплинарные.

    По  степени общественной опасности  правонарушения характеризуются как  преступления, к которым относятся уголовные правонарушения и проступки, включающие административные, гражданские и дисциплинарные правонарушения.

    Преступлением признается предусмотренное уголовным законодательством общественно опасное деяние, посягающее на личность, права и свободы граждан, правопорядок, экономическую систему, собственность, государственное управление и иные значимые общественные отношения.

    Преступления  характеризуются следующими основными  чертами.

    1. Преступления — наиболее общественно  опасные правонарушения. Их особая общественная опасность заключается в том, что они посягают на наиболее важные и главные общественные отношения и социальные ценности, такие, как конституционный государственный строй, жизнь и здоровье граждан, их права и свободы, правосудие и др. Преступления причиняют людям и обществу тяжкий вред.

    2. Субъектом преступления могут быть только физические дееспособные лица. Юридические лица не могут совершать преступления и нести уголовную ответственность.

    3. Перечень всех преступлений указан  в уголовном законе — Уголовном кодексе. Правонарушения по своим признакам (например, общественной опасности), хотя и подпадающие под преступления, но не указанные в уголовном кодексе, не являются преступлениями.

    4. Лицо, совершившее уголовное правонарушение, является преступником. Оно подвергается уголовному наказанию, признается судимым, что влечет для него определенные негативные последствия. Например, судимость учитывается при назначении наказания при совершении нового преступления.

    5. Уголовные правонарушения совершаются независимо от того, состоит ли правонарушитель в правовых или иных отношениях с тем юридическим или физическим лицом, в отношении которого совершено преступление. Уголовное правонарушение разрушает положительные социальные связи правонарушителя с обществом, государством, гражданами, юридическими лицами и порождает отрицательные, преступные отношения.

    Проступки также являются общественно опасными деяниями. Однако их опасность менее значительна по сравнению с уголовными правонарушениями. Объектами правонарушений — поступков являются административные, имущественные и трудовые отношения, не представляющие большой общественной опасности. Так, административным правонарушением признается противоправное виновное деяние, посягающее на государственный или общественный порядок, отношение собственности, права и свободы граждан, порядок управления, за которое предусмотрена административная ответственность.

    Административное  правонарушение характеризуются следующими чертами.

    1. Объект административного правонарушения совпадает с объектом уголовных правонарушений. Однако само деяние менее опасно, поскольку причиняет меньший вред общественным отношениям и социальным ценностям. Так, например, нарушение правил пожарной безопасности может быть и уголовным, и административным правонарушением. Уголовным оно является в том случае, если повлекло причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, или его смерть. К административным относятся правонарушения, не повлекшие названных последствий.

    2. Административные правонарушения могут совершать физические деликтоспособные лица — граждане и руководящие работники предприятий и учреждений. Ответственность за административные правонарушения предусмотрена административным, финансовым, налоговым, экологическим и другим законодательством.

    3. Административные нарушения могут  совершаться субъектами правонарушения, как правило, не находящимися  в правоотношениях с теми, чьи  права нарушены. Подавляющее их  количество составляют нарушения  правил дорожного движения, пожарной  безопасности, норм санитарии и др.

    Гражданские правонарушения — это незаконные деяния в области договорных и недоговорных имущественных и связанных с ними неимущественных отношений. Они характеризуются следующими чертами:

    1. Неимущественные отношения регулируются в основном нормами гражданского, семейного и земельного законодательства.

    2. Гражданские правонарушения выражаются, как правило, в невыполнении  договорных обязательств, причинении  имущественного вреда, заключении  сделок, противоречащих закону

    3. Субъект гражданского правонарушения, как правило, состоит в договорных правоотношениях с юридическим и физическим лицом, права которого нарушены, возможно и бездоговорное причинение вреда.

    4. Субъектами гражданских правонарушений  могут быть граждане, предприятия,  учреждения, другие юридические лица и их должностные лица.

    5. Вред, причиняемый гражданским правонарушением,  носит имущественный характер  и наносится конкретному юридическому  или физическому лицу. Он представляет  собой уменьшение количества  его материальных ценностей. Как правило, он выражается в порче имущества, неоплате поставленных по договору товаров, невозврата долга и т.п.

    6. Гражданским правонарушением признается  также причинение нематериального,  морального вреда, например распространение  не соответствующих действительности сведений, унижающих честь и достоинство человека, порочащих деловую репутацию хозяйствующего юридического лица, или частного предпринимателя.

    Дисциплинарные  правонарушения направлены против трудовой, служебной, учебной, воинской дисциплины, наносят вред нормальному функционированию различных государственных, хозяйственных, учебных и других учреждений и предприятий.

    К дисциплинарным проступкам относятся прогул, опоздание на работу, невыполнение приказов и распоряжений начальников. Основные черты дисциплинарных правонарушений:

    1. Они совершаются физическими  лицами — работниками предприятий  и учреждений.

    2. Субъекты этих правонарушений  состоят в трудовых правоотношениях  с юридическими лицами или  предпринимателями без образования  юридического лица, права которых нарушаются.

    3. Объектом трудовых правонарушений  является нормальная деятельность  юридических лиц, или соответственно  предпринимателей без образования  юридического лица.

    Выделяются  также процессуальные, исполнительные и международные правонарушения.

    К процессуальным относятся нарушения норм уголовного, гражданского и арбитражного процессуального права. Они выражаются в нарушении порядка проведения обыска, подачи жалобы, предъявлении иска, заявлении ходатайства, предусмотренного процессуальным законодательством. Субъектами этих правонарушений являются юридические и физические лица, обращающиеся с иском в судебные органы, следователи, а также участники судебного процесса.

    Исполнительные правонарушения представляют собой действия, противоречащие нормам уголовно-исполнительного права, законодательству о порядке исполнения решений судов по гражданским делам. Субъектами этих правонарушений являются судебные приставы-исполнители, работники пенитенциарных учреждений, лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.

    К международным относятся нарушения норм международного права и собственных обязательств государств, причиняющих ущерб другим государствам или мировому сообществу. Например, преступными являются пиратство, работорговля, международный терроризм и др. К иным международным деликтам относятся нарушение прав международных представительств, торговых обязательств и др. Субъектами международных правонарушений являются физические и юридические лица — предприятия и организации, а также в целом государства, которые не выполняют нормы международного права, межгосударственные договоры и соглашения.

    04-3. Патриархальная теория. Функции государства.

    Патриархальная теория берет начало из недр теологии. Она трактует происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной семьи.

    Уже в античное время Аристотель, например, исходил из того, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.   Платоном и Аристотелем была выдвинута идея о том, что человеческое обществе изначально было патриархальным.

Информация о работе Контрольная работа по "Правоведению"