Экономическое содержание налога на доходы физических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 17:58, реферат

Описание работы

Как и любой другой налог, подоходный налог (налог на доходы физических лиц - НДФЛ) является одним из экономических рычагов государства, с помощью которого оно стремится осуществлять различные задачи. Так, с помощью этого налога обеспечиваются денежные поступления в бюджеты регионального и местного уровней; регулируется уровень доходов населения и соответственно структура личного потребления и сбережения граждан; стимулируется наиболее рациональное использование получаемых доходов; уменьшается неравенство доходов; реализуется действие механизма "автоматических стабилизаторов".

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Экономическое содержание и структура
налогов с физических лиц………………………………………………………..2
2. Налог на доходы физических лиц…………………………………………….4
3. Налоги на имущество физических лиц……………………………………... 12
4. Другие налоги и сборы, взимаемые с физических лиц……………………..14
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованных источников и литературы…………………………...17

Работа содержит 1 файл

налоги и налогообложение.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

Начиная с 1 января 2001 г., согласно ст. 224 НК РФ, в отношении основных доходов (оплаты труда) стала применяться единая ставка 13 %. На иные виды доходов установлены ставки 6 (в 2005 г. - 9 %), 30 и 35 %. Ставка 6 (9) % применяется в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций - дивидендов. Ставка 35 % действует в отношении:

                   стоимости выигрышей и призов, получаемых в рекламных конкурсах и играх, превышающих 2000 р.;

                   суммы страховых выплат по договорам добровольного страхования, заключенным на срок менее пяти лет, в том числе если эта сумма превышает внесенные налогоплательщиком страховые взносы, увеличенные на ставку рефинансирования ЦБ РФ (до 2001 г. по ставке 15 %);

                   процентов по вкладам в банках, если сумма процентов превышает сумму, рассчитываемую исходя из 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ по рублевым вкладам и 9 % годовых по валютным вкладам (до 2001 г. эти доходы облагались налогом по ставке 15 %);

                   материальной выгоды, полученной от экономии на процентах по заемным кредитным средствам (до 2001 г. материальная выгода облагалась в общем ряду доходов по прогрессивной шкале ставок).

Ставка 30 % применяется в отношении всех видов доходов физических лиц - нерезидентов Российской Федерации[7].

Общая величина налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленного по трем установленным ставкам. Исчисление сумм и уплата налога производится налоговым агентом, т. е. организацией, от которой налогоплательщик получает доходы. Это может быть российская организация, индивидуальный предприниматель или иностранное представительство иностранной организации в Российской Федерации. Сумма налога определяется нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам календарного месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 13 %, с зачетом удержанных в предыдущий период сумм. Сумма налога, исчисляемая по другим ставкам, определяется налоговым агентом отдельно. Налоговые агенты обязаны перечислить суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода. Все налоговые агенты должны представить в налоговые органы по месту своего учета сведения о доходах физических лиц и суммах удержанного налога один раз в год - не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

Датой фактического получения дохода является:

                   день выплаты дохода в денежной форме (перечисления на счет плательщика);

                   день передачи доходов в натуральной форме;

                   день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным кредитным средствам, приобретения товаров, ценных бумаг - при получении доходов в виде материальной выгоды.

При получении дохода в виде оплаты труда датой получения такого дохода признается последний день месяца, за который был начислен доход.

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, частные нотариусы и другие лица, имеющие частную практику, также уплачивают налог на доходы от своей деятельности. Эти налогоплательщики самостоятельно определяют сумму налога, руководствуясь общепринятыми правилами, и обязаны перечислять в бюджет авансовые платежи по налогу. Исчисление сумм этих платежей производят налоговые органы на основе предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации. Авансовые платежи уплачиваются плательщиками согласно налоговым уведомлениям:

                   за январь-июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

                   за июль-сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

                   за октябрь-декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

С 2001 г. налоговые декларации в обязательном порядке должны представлять в налоговые органы по своему месту жительства следующие категории налогоплательщиков:

                   индивидуальные предприниматели, частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой;

                   граждане, получившие от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, доход по договорам гражданско-правового характера;

                   налоговые резиденты РФ, получившие доходы от источников, находящихся за пределами РФ;

                   граждане, получившие доходы, с которых налоговыми агентами не был удержан налог.

Последний срок представления налоговой декларации - 30 апреля года, следующего за отчетным.

В заключение следует отметить, что реформирование налогообложения доходов физических лиц направлено на решение двух первостепенных задач: снижение налогового бремени и сближение российского законодательства с международными стандартами.

 

 

3. Налоги на имущество физических лиц

Налоги на имущество физических лиц являются общеобязательными местными налогами, которые уплачивают собственники имущества (как граждане РФ, так и иностранные подданные и лица без гражданства). Объектом налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Если имущество находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком признается каждое из них соразмерно его доле в этом имуществе. Соответственно делится и ответственность по исполнению налогового обязательства.

Налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является суммарная инвентаризационная стоимость объектов, определяемая органами технической инвентаризации. Инвентаризационная стоимость - это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги. Суммарная инвентаризационная стоимость определяется как совокупность стоимости всех строений, помещений и сооружений признаваемых объектами налогообложения на территории представительного органа местного самоуправления. Для исчисления налога на имущество физических лиц ставки устанавливаются в следующих пределах[8] (см. табл.).

Таблица

Ставки налога на имущество физических лиц

Стоимость имущества

Ставка налога

До 300 тыс. р.

До 0,1 %

От 300 до 500 тыс. р.

От 0,1 до 0,3 %

Свыше 500 тыс. р.

От 0,3 до 2,0 %


Представительные органы местного самоуправления могут устанавливать дифференцированные ставки в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки могут устанавливаться в зависимости от того, жилое это помещение или нежилое, используется для хозяйственных нужд или коммерческих, кирпичные, блочные или из дерева строения, помещения и сооружения и т. п.

Действующим законодательством по налогу на имущество с физических лиц установлен широкий круг льгот. К наиболее значительным по всем видам можно отнести льготы в виде полного освобождения от уплаты налога на имущество следующих категорий граждан:

                   Героев Советского Союза или Российской Федерации, а также лиц, награжденных орденом Славы трех степеней;

                   участников Гражданской и Великой Отечественной войн и других боевых операций по защите СССР;

                   инвалидов I и II групп, инвалидов с детства;

                   граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк", сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

                   лиц, принимавших непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия.

Кроме того, данный налог не уплачивают:

                   пенсионеры, получающие пенсии в соответствии с пенсионным законодательством РФ;

                   граждане, уволенные с военной службы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане или других странах;

                   родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

                   деятели культуры, искусства и народные мастера за принадлежащие им по праву собственности творческие мастерские, ателье, студии;

                   собственники жилья жилой площадью до 50 м2 и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 59 м2, расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан;

                   судьи и работники аппаратов судов РФ, которым присвоены классные чины.

Представительные органы местного самоуправления имеют право устанавливать дополнительные льготы по налогу на имущество для некоторых категорий плательщиков. Для получения льготы необходимо предоставить в налоговый орган соответствующие документы, свидетельствующие, что гражданин относится к одной из перечисленных категорий льготников (например, орденскую книжку, удостоверение инвалида, удостоверение участника ВОВ и т. п.). Налоги на имущество физических лиц начисляются налоговым органом по месту нахождения объекта налогообложения. Если владелец имущества проживает по другому адресу, то налоговое уведомление на уплату исчисленного налога направляется в налоговый орган по его месту жительства для взыскания налога и перечисления в бюджет по месту нахождения имущества. Данный налог исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

Налоговые органы вручают уведомления на уплату налогов на имущество гражданам не позднее 1 августа. Уплата налогов производится равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября или в полной сумме по первому сроку уплаты. В случае неуплаты налогов в установленные сроки начисляются пени каждый день просрочки в размере 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБР.

4. Другие налоги и сборы, взимаемые с физических лиц

В современных условиях при переходе к рынку все большее число граждан РФ начинают заниматься предпринимательской деятельностью, приобретают соответствующий статус и становятся плательщиками связанных с ним налогов. Наиболее распространенным среди них является регистрационный сбор, который уплачивают за государственную регистрацию физические лица, изъявившие желание заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Ставки регистрационного сбора устанавливаются местными органами государственной власти, при этом предельный размер ставки сбора не должен превышать установленный законом МРОТ. Сумма сбора зачисляется в соответствующий бюджет по месту регистрации предпринимателя.

Предприниматели также являются плательщиками федеральных и региональных лицензионных сборов. Объектом обложения сборами признается приобретение плательщиком права на осуществление на территории РФ (или ее субъекта) лицензируемых видов деятельности или определенных прав. Конкретный порядок и сроки уплаты определяются законом о сборе органом власти соответствующего уровня.

В отдельных городах и районах, отнесенных по значению к курортным местностям, действует курортный сбор. Плательщиками курортного сбора являются физические лица, прибывшие в расположенные местности без путевок. Предельная ставка сбора устанавливается в размере 5 % от минимальной месячной оплаты труда. Конкретные ставки курортного сбора по территориям утверждаются местными органами власти. От данного сбора освобождаются несовершеннолетние дети, лица пенсионного возраста, инвалиды. Физические лица в статусе предпринимателей без образования юридического лица уплачивают в бюджет налог на игорный бизнес, платежи на природные ресурсы. Порядок исчисления и уплаты этих налогов подробно рассмотрен в соответствующих главах данного учебного пособия.

Заключение

Создание Налогового кодекса преследовало много целей. Одной из них является выведение высоких доходов физических лиц из теневого оборота, то есть их легализация. Для достижения этой цели вводится единая ставка подоходного налога, вводятся дополнительные имущественные и социальные вычеты, а также особый порядок их предоставления. Однако, эти меры, в частности единая ставка налога, можно рассматривать лишь в качестве временных, так как задачи подъема отечественной экономики, в общем, и улучшения благосостояния граждан в частности не могут быть решены только в рамках Налогового Кодекса. Слишком много целей мы хотим достигнуть при помощи одного документа, полагая, что налоги, и только они, являются и тормозом и стимулом развития. Сегодня необходимо в первую очередь решать задачи, направленные на преодоление кризиса неплатежей, и как следствие из этого, повышение доходов граждан, принятия соответствующих мер по пресечению уклонения от уплаты налогов. Например, в США обязательность налогообложения опирается на систему строгой ответственности за уклонение от уплаты налогов, сокрытие доходов и занижение налогов. Необходимо упомянуть о том, что на введение единой ставки подоходного налога имеется и противоположное мнение. Отсутствие прогрессивной шкалы нарушает элементарный принцип справедливости обложения. В сложившейся ситуации будет происходить равное обложение в условиях большой дифференциации доходов, особенно такой, как в России. В той же Западной Европе при тенденции уменьшения ставок подоходного налога высокие ставки на высокие доходы сохраняются или уменьшаются очень незначительно.

Информация о работе Экономическое содержание налога на доходы физических лиц