Источники налогового права. Виды источников налогового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:16, реферат

Описание работы

Категория «источники права» в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к ним относят объективные факторы! порождающие право как социальное явление. В качестве таких факторов выступают материальные условия жизни общества, его экономические, политические и социальные потребности, т. е. речь идет об источнике права в материальном смысле. Во-вторых, понятие источника права тесным образом связано с деятельностью органов государственной власти по формированию права, т. е. с его нормотворческой деятельностью.

Работа содержит 1 файл

Источники налогового права.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

    В отличие от индивидуальных, нормативно-правовые акты носят общеобязательный характер и отличаются неконкретностью результата, т.е. обязательны не для отдельного конкретного лица, а для всех субъектов, на которых они распространяются. Действуют нормативные правовые акты относительно долгое время и не исчерпывают себя фактами их применения; применяться они могут бесчисленное множество раз при наличии необходимых для этого предпосылок.

    Нормативные правовые акты следует также отличать от интерпретационных актов, т.е. актов разъяснения (толкования) норм права. От нормативных правовых актов последние отличаются тем, что не содержат новых юридических норм, а лишь разъясняют существующие.

    Нормативный правовой акт – понятие собирательное. Оно охватывает самые разнообразные нормативные государственные предписания. Нормативные правовые акты целесообразно классифицировать по трем основаниям: юридической силе, сфере действия и субъектам, их издающим.

    По юридической силе различают законы – акты, обладающие высшей юридической силой, и подзаконные акты – акты, основанные на законах и им не противоречащие. Абсолютно все нормативно-правовые акты, кроме законов, являются подзаконными.

    По сфере действия выделяются акты внешнего и акты внутреннего действия. Акты внешнего действия охватывают все субъекты, которым они адресованы, – организации, а также лица, независимо от их трудовой и служебной деятельности.

    Любой нормативно-правовой акт имеет пределы своего действия:

    - во времени, т.е. ограничен периодом действия, когда он имеет юридическую силу;

    - в пространстве – ограничен конкретной территорией, на которой распространяется его юридическая сила;

    - по кругу лиц – ограничен кругом лиц, которые попадают под его действие.

3. Понятие законодательства

    С нормативными правовыми актами тесно  связано понятие законодательства, которым широко оперируют юридическая  наука и правоприменительная  практика, трактуя, кстати, его содержание весьма неоднозначно.

    Законодательство совокупность нормативных правовых актов, изданных высшими органами государственной власти и управления. Часто к законодательству относят все без исключения нормативные акты, в том числе ведомственные, и акты местных органов власти и управления. Так же понимают законодательство и в обыденной жизни. В связи с усилением роли закона в регулировании общественных отношений и необходимостью подчинить закону ведомственное нормативное регулирование нередко в специальной (юридической) и публицистической литературе высказывается мысль о том, что под законодательством следует понимать только совокупность законов. Именно их предлагается называть законодательными актами.

    Наиболее  верным представляется такое понимание  законодательства, когда к нему относятся  акты высших органов государственной власти и управления.

    Законодательство наших стран делится на определенные блоки в зависимости от сфер регулируемых ими общественных отношений. По этому основанию выделяют гражданское законодательство, административное, уголовное и другие отрасли законодательства.

    Такое деление совпадает с делением системы права на отрасли, но полного  совпадения здесь не наблюдается. Например, нет такой отрасли права, как  арендное право, но есть обширный блок законодательства об аренде.

    При компоновке отрасли законодательства наряду с объективными руководствуются и факторами субъективного порядка – удобством пользования, традициями и т.д. Во многом именно этими обстоятельствами определяются разделы различных собраний законодательства.

    Закон как важнейший источник права

    Слово «закон» в специальной и популярной литературе, в бытовой речи часто  обозначает общеобязательное правило, обеспеченное принудительной силой  государства. В таком понимании  закон отождествляется, по сути, с  правом. Но в строгом юридическом смысле закон – это правовой акт, обладающий специфическими, только ему присущими признаками.

    Во-первых, закон – акт высшего представительного органа. Законы, принимаемые представителями всего населения, в наибольшей степени выражают интересы народа (должны, по крайней мере, выражать), являются актами первичного характера, формулируя и закрепляя отправные начала для всей системы законодательства.

    Во-вторых, законы регулируют наиболее важные общественные отношения с целью обеспечения прав и свобод личности. Посредством законов и прежде всего основного из них – конституции – закрепляются основы конституционного строя, основные права и свободы граждан, государственное устройство, структура, функции государственной власти и управления и т.д. Законами определяются формы и виды собственности, основы налоговой политики, предпринимательской деятельности, приватизации, образования и другие важные направления жизнедеятельности общества и государства. По мере стабилизации и развития общества роль закона в нашей жизни будет постепенно возрастать. В государстве, стремящемся быть правовым, наряду с общегосударственными, наиболее значимыми проблемами, все вопросы, затрагивающие права, свободы и обязанности, должны регулироваться законом и только законом.

    В-третьих, законы – это акты, принятые в особом порядке и обладающие высшей юридической силой. Порядок принятия законов определяется конституцией страны и регламентами представительных органов власти.

    Высшая  юридическая сила законов выражается в том, что все иные нормативные правовые акты в государстве издаются на основе законов, в соответствии с ними и им противоречить не могут. Таким образом, закон это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

    Законы  можно сгруппировать следующим  образом.

1. По значимости и юридической силе законы бывают конституционными и обыкновенными (ординарными). Главным конституционным законом является сама конституция, которая устанавливает и закрепляет основы, принципы и положения общественного и государственного строя, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, государственное устройство, структуру и компетенцию высших органов государственной власти и управления.

2. По объему и объекту регулирования бывают общие и специальные законы. Общие законы посвящены целой сфере общественных отношений, например, кодексы. Специальные законы регулируют более узкие области общественных отношений.

3. По срокам действия различаются постоянные, временные и чрезвычайные законы.

    Специфика подзаконного нормативного акта как своеобразной разновидности источника права

    Подзаконный нормативный правовой акт это акт, изданный на основе закона, в соответствии с законом и направленный на реализацию закона.

    Подзаконный нормативный акт – понятие собирательное. Оно охватывает самые разнообразные нормативные правовые предписания – от актов высших представительных органов, президента, правительства до актов местных органов власти и управления. Всем этим актам присуще одно общее свойство – «подзаконность», что не означает меньшую юридическую обязательность нормативно-правового акта. Принятый субъектом правотворчества в рамках своей компетенции, подзаконный нормативно-правовой акт обладает законными основаниями для реализации.

    В зависимости от органа, принимающего (издающего) нормативные предписания, целесообразно различать следующие виды подзаконных нормативных правовых актов:

    - акты высших органов государственной власти: постановления Верховной Рады Украины (Парламента Республики Молдова), указы Президента, постановления Правительства Республики Молдова (Кабинета Министров Украины).

    - акты центральных органов государственной власти – подзаконные нормативные акты, содержащие производные нормы, которые раскрывают и конкретизируют первичные нормы, принимаются на их основе, направлены на их выполнение: ведомственные акты, акты министерств, акты государственных комитетов.

    По  юридической силе, подзаконные нормативно-правовые акты, можно разделить на:

    - общие, которые распространяются на всех лиц в границах государства (акты парламента, президента, правительства);

    - ведомственные – распространяют действие на организации и лица данного ведомства (акты министерств, государственных комитетов, акты центральных органов хозяйственного управления и контроля);

    - межведомственные подзаконные нормативно-правовые акты;

    - местные, т.е. акты, имеющие территориально ограниченное действие;

    - локальные – акты, имеющие внутреннее действие (приказы, инструкции, распоряжения, принимаемые в государственных и коммерческих учреждениях и посвященные внутренним отношениям).

    Один  из видов локальных актов –  это корпоративный нормативный акт, т.е. акт-документ органа управления корпорации, который содержит корпоративные нормы, направленные на саморегуляцию складывающихся в ней правоотношений.

    Основные  корпоративные акты:

    - учредительный документ (устав, положение);

    - правила внутреннего распорядка;

    - правила учета хозяйственной и финансовой деятельности;

    - правила взаимоотношений с другими субъектами и клиентами.

Вопросы для самоконтроля:

    1. Каково понимание источника права в юридическом смысле?

    2. Перечислите основные виды источников права.

    3. Каковы особенности правового обычая?

    4. В чем суть правового прецедента?

    5. Какова роль правовой доктрины как источника права?

    6. Что в юридической науке обозначает понятие «договор»?

    7. В чем специфика нормативно-правового акта как источника современного права?

    8. Сформулируйте понятие нормативного правового акта. Перечислите их особенности.

    9. Что такое законодательство?

    10. Дайте определение закона и перечислите его признаки.

    11. Сформулируйте и определите специфику подзаконного нормативного акта.

    12. Перечислите виды подзаконных нормативных актов.

Введение

 

Одним из признаков права является его формальная определенность. Правовые нормы фиксируются компетентными государственными органами в определенных источниках, изданных по установленным процедурам.

Источники права - официально установленные формы  выражения и закрепления правовых норм. Посредством источников права государственная воля объективируется вовне, приобретает материальное выражение, документально фиксируется. Источники права образуют многоуровневую систему, включающую нормативно-правовые акты, нормативные договоры, правовые обычаи, судебные прецеденты.

Нормативно-правовой акт - официальный документ уполномоченного  государственного органа, содержащий правовые нормы. Нормативно-правовой акт  содержит правила общего характера, обязательные для неопределенного  круга лиц, рассчитанные на многократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные таким актом.

Информация о работе Источники налогового права. Виды источников налогового права