Институт представительства в налоговом праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 21:20, контрольная работа

Описание работы

Учитывая, что налоговое законодательство становится все более сложным, а налогоплательщикам все чаще приходится контактировать с налоговыми органами, они нередко обращаются к услугам представителей (ими могут быть физические лица и организации), которые представляют их в налоговых отношениях более квалифицированно. Кроме того, должностные лица являются представителями организации в силу своего служебного положения.

Содержание

Введение
1. Представительство в налоговом праве………………………………4
2. Законные представители налогоплательщика………………………6
3. Уполномоченные представители налогоплательщика……………..8
Вывод…………………………………………………………………..11
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Институт представительства в налоговом праве.docx

— 26.57 Кб (Скачать)

Институт  представительства в налоговом  праве 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

        Введение 

  1. Представительство в налоговом праве………………………………4
  2. Законные представители налогоплательщика………………………6
  3. Уполномоченные представители налогоплательщика……………..8

    Вывод…………………………………………………………………..11

    Список использованной литературы 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

       Введение

       Учитывая, что налоговое законодательство становится все более сложным, а  налогоплательщикам все чаще приходится контактировать с налоговыми органами, они нередко обращаются к услугам  представителей (ими могут быть физические лица и организации), которые представляют их в налоговых отношениях более  квалифицированно. Кроме того, должностные  лица являются представителями организации  в силу своего служебного положения.

       В соответствии со статьей 26 Налогового кодекса РФ участие налогоплательщика  допускается через представителя  в отношениях, регулируемых законодательством  о налогах и сборах.

       Согласно  пункту 1 статьи 26 Кодекса, субъектом  налогового правоотношения является сам  налогоплательщик независимо от того лично он участвует в этом" правоотношении либо через законного  или уполномоченного представителя.

       В этой работе мы рассмотрим институт представительства  в налоговом праве, его составляющие и виды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Представительство в налоговом праве

       До  налогового кодекса представительство вообще не предусматривалось и отсутствие этого института порождало массу проблем. В частности, когда, например, у юридического лица (у физических лиц тоже были эти проблемы, связанные с несовершеннолетними детьми, с недееспособными гражданами и т.д.), есть недвижимость на территории другого субъекта Федерации, но по этой недвижимости никакой вид деятельности не ведется, то для того, чтобы уплатить налог за такое имущество, а налог на имущество все равно возникает, то необходимо было в этом субъекте Федерации уплачивать налог лично, тогда как на самом деле можно было воспользоваться гражданско-правовым договором и дать поручение уплатить этот налог. До кодекса такие ситуации были невозможны. Теперь специальная глава 4 налогового кодекса закладывает несколько норм, которые регулируют представительство. И первое самое важное правило о том, что представительство возможно. При этом если налогоплательщик использует представителя, то это не лишает его самого права на личное участие в налоговых отношениях, что тоже важно.

       Личное  участие налогоплательщиков и сборщиков  налогов и сборов в отношениях, регулируемых законодательством о  налогах и сборах, не лишает их права  иметь представителя, равно как  участие представителя не лишает указанных лиц права на личное участие в указанных правоотношениях.

       Налогоплательщик  вправе участвовать в налоговых  правоотношениях лично либо через  представителя. Личное участие в  налоговых правоотношениях не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя  не лишает налогоплательщика права  на личное участие в указанных  правоотношениях (ст. 26 НК РФ). Налоговые  агенты, имеющие те же права, что  и налогоплательщики, также могут  иметь налоговых представителей. Общее количество представителей у  одного налогоплательщика законом  не ограничивается. По общему правилу  полномочия налоговых представителей должны быть документально подтверждены.

       Как указал КС РФ, представительство в  налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств  налогоплательщика - представляемого  лица (Определение КС РФ от 22.01.2004 N 41-О).

       В соответствии с НК РФ предусматривается  два вида налоговых представителей:

       1) законные - представители, уполномоченные  представлять налогоплательщика  на основании закона или учредительных  документов организации; 

       2) уполномоченные - представители, уполномоченные  представлять интересы налогоплательщика  на основании доверенности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.  Законные представители  налогоплательщика.

       Законное  представительство осуществляется законным представителем. Полномочия законного представителя должны быть документально подтверждены в  соответствии с НК и иными федеральными законами.

       Законными представителями организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную  организацию на основании закона или ее учредительных документов. Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи  с участием этой организации в  отношениях, регулируемых законодательством  о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.

       Законными представителями физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством  РФ.

       Как видим, если законное представительство  возникает непосредственно из нормы  закона либо корпоративных правовых актов, то уполномоченное - из гражданско-правовой сделки, оформленной доверенностью. Главное различие между двумя  видами представительства вытекает из реализации свободы воли налогоплательщиком. В то время как наличие и  выбор уполномоченного представителя, а также объем его полномочий полностью зависит от усмотрения (волеизъявления) налогоплательщика, участие  в налоговых правоотношениях  законного представителя носит  императивный характер, поскольку воля представляемого здесь в расчет не принимается или же существенно  ограничивается.

       Налоговыми  представителями могут быть как  физические, так и юридические  лица. Представительство в сфере  налогообложения по своей природе  и содержанию остается гражданско-правовым институтом, поэтому его включение  отдельной главой в НК РФ, на наш  взгляд, выглядит достаточно спорным  и неоправданным.

       Статья 53 ГК РФ устанавливает, что юридическое  лицо приобретает гражданские права  и принимает на себя гражданские  обязанности через свои органы, действующие  в соответствии с законом, иными  правовыми актами и учредительными документами. Это положение сохраняет  силу для законного представительства  в налоговых правоотношениях, то есть законными представителями  налогоплательщика-организации являются его органы - единоличные (директор, его заместители и др.) и коллегиальные (правление, совет директоров и др.). Действия или бездействие законных представителей организации, совершенные  в связи с ее участием в налоговых  правоотношениях, признаются действиями (бездействием) самой организации (ст. 28 НК РФ). Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных  лиц либо представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (п. 4 ст. 110 НК РФ).

       В отношении налоговых представителей применимы правила, закрепленные в  п. 3 ст. 53 ГК РФ: лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его  имени, должно действовать в интересах  представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно  обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или  договором, возместить убытки, причиненные  им юридическому лицу.

       Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским  законодательством (п. 2 ст. 27 НК РФ). Это, в частности, родители, усыновители, опекуны и попечители. Как видим, законное представительство в сфере  налогообложения физических лиц  необходимо в связи с отсутствием  у некоторых категорий налогоплательщиков (несовершеннолетние, недееспособные) налоговой дееспособности. 

    3.Уполномоченные представители налогоплательщика

       Уполномоченным  представителем налогоплательщика  признается физическое или юридическое  лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными  органами, органами государственных  внебюджетных фондов), иными участниками  налоговых правоотношений (п. 1 ст. 29 НК РФ). При этом не могут быть уполномоченными  представителями должностные лица государственных и муниципальных  органов. В настоящее время многие адвокаты, налоговые консультанты, аудиторы и их объединения специализируются на представительстве интересов  налогоплательщиков. Уполномоченное представительство осуществляется уполномоченным представителем.

       Уполномоченным  представителем налогоплательщика (плательщика  сборов) считается физическое или  юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами и иными  участниками налоговых отношений.

       Уполномоченными представителями не могут быть:

       – должностные лица налоговых, таможенных органов, органов государственных  внебюджетных фондов и органов внутренних дел;

       – судьи;

       – следователи;

       – прокуроры.

       Уполномоченный  представитель организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном  гражданским законодательством  РФ.

       Уполномоченный  представитель физического лица может осуществлять свои полномочия на основании:

       – нотариально удостоверенной доверенности;

       – доверенности, приравненной к нотариально  удостоверенной в соответствии с  гражданским законодательством  РФ.

       Полномочия  уполномоченного представителя  оформляются доверенностью, причем доверенность, выданная представителю  физического лица, должна быть нотариально  удостоверена. По своему содержанию доверенность может быть полной, уполномочивающей представителя представлять интересы налогоплательщика в целом, и  специальной, то есть рассчитанной на совершение каких-то отдельных, прямо  указанных действий (например, на подачу налоговой декларации или получение  требований об уплате конкретного налога).

       Доверенность, выдаваемая налоговому представителю, является гражданско-правовым институтом и регулируется нормами ГК РФ. Это  касается порядка выдачи, сроков, оснований  и последствий прекращения доверенности, а также передоверия. Налогоплательщик вправе в любое время прекратить доверенность или заменить своего представителя. Согласно п. 1 ст. 189 ГК РФ лицо, выдавшее доверенность и впоследствии отменившее ее, обязано известить о такой  отмене лицо, которому доверенность выдана, а также известных ему третьих  лиц, для представительства перед  которыми дана доверенность. Полагаем, из этого положения вытекает обязанность  налогоплательщика известить налоговый  орган об отмене доверенности, несмотря на то, что такая обязанность не установлена НК РФ. В данном случае нормы гражданского законодательства выступают как общие, налогового - как специальные. Соотношение между  ними определяется по общему правилу: действует общая норма, если иное прямо не установлено специальной  нормой.

       Субъектом налогового правоотношения является сам  налогоплательщик, независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного  представителя. В связи с этим при решении вопроса о привлечении  налогоплательщика к ответственности  за то или иное нарушение налогового законодательства, действия (бездействие) его представителя расцениваются  как действия (бездействие) самого налогоплательщика. Последствия ненадлежащего исполнения представителем возложенных на него обязанностей в сфере налогообложения определяются для него правилами соответственно гражданского, семейного или трудового законодательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Вывод.

       Таким образом, мы выяснили, что представительство распадается на два вида: законное и уполномоченное. Законными представителями физических лиц являются (в налоговом кодексе идет прямая отсылка к гражданскому законодательству, никаких иных лиц кроме тех, которые предусмотрены по ГК, нет) родители, усыновители или опекуны. Законными представителями налогоплательщика-организации выступают лица, уполномоченные представлять эту организацию на основании закона или ее учредительных документов. То есть, другими словами, кто может представлять юридическое лицо на основании закона или учредительных документов? Органы юридического лица. Таким образом, органы юридического лица, в том числе должностные лица - генеральный директор или исполнительный директор - это и есть законные представители организации.

Информация о работе Институт представительства в налоговом праве