Анализ налоговой системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение и анализ существующей в настоящее время в России налоговой системы. Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:
-изучить теоретические основы функционирования налоговой системы в нашей стране;
-описать действующую в РФ налоговую систему и законодательную базу ее построения;
-постараться выявить проблемы современной российской налоговой системы и указать пути ее совершенствования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и особенности налоговой системы РФ………………………………..5
1.1.Функции и сущность налогов………………………………………………………….5
1.2.Основные принципы построения налоговой системы РФ……………………………8
1.3.Структура действующей налоговой системы РФ…………………………………….10
Глава 2. Роль налогов в формировании доходов бюджетов разных уровней………..11
2.1 Формирование доходов на федеральном уровне………………………………….11
2.2 Формирование доходов на региональном уровне…………………………………16
2.3. Формирование доходов местных бюджетов……………………………………….18
Глава 3. Анализ налоговой системы РФ………………………………………………..20
3.1. Основные проблемы налоговой системы РФ……………………………………….22
3.2. Основные направления совершенствования налоговой системы РФ в 2010-2011 гг……………………………………………………………………………………………..25Заключение………………………………………………………………………. ……….32
Список использованной литературы………………

Работа содержит 1 файл

финансы.docx

— 70.19 Кб (Скачать)

1) единство  и стабильность налоговой системы;

2) подвижность  и множественность налогов. 
 
 
 
 
 
 

1 
 

1.3 Структура  действующей налоговой системы  Российской Федерации.

     Сущность налоговой системы РФ  сформулирована в ст.6 Налогового  Кодекса РФ: «Налоговая система  РФ представляет собой совокупность  предусмотренных настоящим Кодексом  федеральных, региональных и местных  налогов, принципов, форм и  методов их установления, изменения  и отмен, уплаты и применения  мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности  и мер ответственности за нарушение  налогового законодательства».

     Все налоги в соответствии с Налоговым кодексом РФ разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия:

1.Федеральные  (на уровне страны);

2.Региональные (на уровне регионального органа  государственной власти);

3.Местные  (на уровне органа местного  самоуправления).

     Таким образом, в России действует  трехуровневая налоговая система.  Такая система присуща большинству  государств, имеющих федеративное  устройство.

    Разделение налогов по уровням  власти обеспечивает осуществление,  государством регулирующей функции,  позволяя ему воздействовать  на социально-экономические процессы  на федеральном, региональном  и местном уровнях. Это разделение  целесообразно проводить с учетом  следующих принципов:

-Налоговые  доходы каждого уровня власти  должны быть достаточны для  финансирования закрепленных сфер  или предметов ведения;

-Чем  менее мобильна налоговая база, тем на более низком уровне  государственной власти производится  ее налогообложение. Например, высокой  мобильностью обладают труд и  капитал, а низкой - природные  ресурсы и недвижимость. Поэтому  целесообразно закрепить на федеральном  уровне налогообложение доходов  физических и юридических лиц,  а на иных уровнях - налогообложение  имущества;

-Большинство  регулирующих налогов закрепляется  на федеральном уровне;

-Косвенные  налоги - акцизы, налог на добавленную  стоимость, таможенные пошлины  - взимаются на федеральном уровне;

-Число совместных сфер ведения по налоговым вопросам Федерации и ее субъектов должно быть минимизировано.

Глава 2. Роль налогов в формировании доходов  бюджетов разных уровней.

2.1. Формирование  доходов на федеральном уровне .

    Федеральные налоги представляют собой обязательные платежи физических и юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства. Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Состав федеральных налогов, налогоплательщики, элементы налогообложения определяются высшим законодательным органом РФ. Федеральные налоги создают основу доходной части федерального бюджета, за счет них поддерживается финансовая стабильность нижестоящих - региональных и местных бюджетов. Перечень федеральных налогов и сборов устанавливается НК РФ, эти налоги обязательны к уплате на всей территории РФ.

    В Российской Федерации установлены  следующие федеральные налоги (ст.13 НК РФ):

    -налог на добавленную стоимость (НДС);

    - акцизы;

    - налог на прибыль (доход) организаций;

    - налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

    - государственная пошлина;

    - налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);

    - водный налог;

    -сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов;

    - налог на доходы от страховой  деятельности;

    - налоги – источники образования  дорожных фондов;

    - налог на операции с ценными  бумагами;

    - гербовый сбор;

    - таможенная пошлина;

    - отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы;

    - налог с имущества, переходящего  в порядке наследования и дарения;

    - налог с биржевой деятельности.

    Мы можем провести анализ значимости  налоговых поступлений в структуре  федерального бюджета РФ:

    Поступление администрируемых ФНС  России доходов в консолидированный  бюджет Российской Федерации  за январь-апрель 2009-2010гг:

  январь-апрель

2009 года

январь-апрель

2010 года

млрд. рублей

в процентах  к 2009 году

Всего поступило в консолидированный  бюджет Российской Федерации  
2 029,1
 
2 577,9 
 
127,0
в том числе:                 

в федеральный  бюджет

801,9 1 078,9 134,5
в консолидированные бюджеты субъектов  РФ 1 227,2 1 499,0 122,1
из  них:                 

Налог на прибыль организаций

502,1 664,6 132,4
в федеральный бюджет 111,0 81,4 73,3
в консолидированные бюджеты субъектов  РФ   391,1 583,3     149,1
Налог на доходы физических лиц      в консолидированные бюджеты субъектов РФ 475,4     506,7     106,6
Налог на добавленную стоимость                

на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

412,4     496,5     120,4
на  товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь     8,6     11,9     138,0
Акцизы 99,4     134,4     135,3
в федеральный бюджет 22,2     34,2     154,3
в консолидированные бюджеты субъектов  РФ 77,2     100,2     129,8
в том числе:                 

на спирт  этиловый из всех видов сырья и  спиртосодержащую продукцию

  1,3     1,7     134,4
в федеральный бюджет 0,7     0,9     139,5
в консолидированные бюджеты субъектов  РФ    0,6     0,8     129,3
на  табачную продукцию   21,7     32,1     147,8
в федеральный бюджет 21,7     32,1     147,8
акцизы  на нефтепродукты 47,0     57,0     121,3
в консолидированные бюджеты субъектов  РФ    47,0     57,0     121,3
акцизы  на пиво 8,0     17,7     222,2
в консолидированные бюджеты субъектов  РФ 8,0     17,7     222,2
акцизы  на алкогольную продукцию 20,2     22,9     113,4
  в консолидированные бюджеты  субъектов РФ    20,2     22,9     113,4
Налоги  и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами   261,6     459,6     175,7
в федеральный бюджет 243,7     450,5     184,9
в консолидированные бюджеты субъектов  РФ 18,0     9,0     50,3
в том числе:                 

налог на добычу полезных ископаемых

253,3     446,2     176,1
в федеральный бюджет 235,9     437,9     185,6
в консолидированные бюджеты субъектов  РФ 17,4     8,3     47,5
из  него нефть:   213,0     398,6     187,2
в федеральный бюджет 202,3     398,6     197,0
в консолидированные бюджеты субъектов  РФ    10,6     0,0     0,0
газа  горючего природного из всех видов  месторождений 

углеводородного сырья

28,1     32,3     114,9
в федеральный бюджет 28,1     32,3     114,9
газового  конденсата из всех видов месторождений  углеводородного сырья 2,1     2,7     127,1
в федеральный бюджет   2,0     2,7     133,8
в консолидированные бюджеты субъектов  РФ 0,1     0,0     0,0

       

    Прежде всего, обращает на себя внимание доля налоговых доходов, которая в 2010 г. составляла 127% по сравнению с 2009 г. По значимости в доходах федерального бюджета в 2010г. можно выделить: налог на добавленную стоимость - 46%; налог на добычу полезных ископаемых - 41%; налог на прибыль - 8%. Наибольший прирост по сравнению с 2009 г. дали акцизы (+5,53%).

    Всего в январе-апреле 2010 года  в федеральный бюджет (без учета  поступлений ЕСН, зачисляемого  в федеральный бюджет) поступило  1 078,9 млрд. рублей, что на 34% больше, чем  в январе-апреле 2009 года.

    Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (46%), налога на добычу полезных ископаемых (41%) и налога на прибыль (8%).

   Поступления налога на прибыль организаций в январе-апреле 2010 года составили 81,4 млрд. рублей, что на 27% меньше, чем в январе-апреле 2009 года.

    Уменьшение поступлений в основном  связано со снижением с 1 января 2009 года ставки для зачисления  налога в федеральный бюджет  с 6,5 до 2%. При этом, в соответствии  с законодательством, ежемесячные  авансовые платежи (за исключением  платежей по фактически полученной  прибыли) в I квартале 2009 года уплачивались по ставке 6,5%.

    Налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации,  в январе-апреле 2010 года поступило  496,5 млрд. рублей, что на 20% больше, чем  в январе-апреле 2009 года.

    Налога на добавленную стоимость  на товары, ввозимые на территорию  Российской Федерации из Республики  Беларусь, в январе-апреле 2010 года  поступило 11,9 млрд. рублей, что на 38% больше, чем в январе-апреле 2009 года.

    Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в январе-апреле 2010 года составили 34,2 млрд. рублей и выросли относительно января-апреля 2009 года в 1,5 раза, что связано с переходом с 01.01.2010 на уплату налога один раз в месяц (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом) вместо ранее действовавших 2 сроков (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом, и не позднее 15 числа второго месяца). Таким образом, в январе 2010 года платежи поступили по трем срокам (за ноябрь по сроку 15 января и за декабрь по срокам 25 января и 15 февраля).

    Налога на добычу полезных  ископаемых в январе-апреле 2010 года  поступило 437,9 млрд. рублей, в том  числе на добычу нефти - 398,6 млрд. рублей, газа горючего природного - 32,3 млрд. рублей, газового конденсата - 2,7 млрд. рублей.

    По сравнению с январем-апрелем  2009 года поступления НДПИ выросли  в 1,9 раза, что обусловлено повышением  цены на нефть (с 42,1$ в декабре  2008 года - марте 2009 года до 74,6$ в  декабре 2009 года - марте 2010 года, или  в 1,8 раза).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 

2.2 Формирование  доходов на региональном уровне.

    Региональные налоги - это обязательные платежи, право устанавливать которые в соответствии с Конституцией РФ или иными законодательными актами принадлежит субъектам РФ. Налоги субъектов РФ определяются исходя из тех функций по расходным полномочиям, которые законодательно отнесены к компетенции властей субъектов РФ. Поступления от налогов субъектов РФ либо зачисляются в бюджет субъекта РФ, либо распределяются между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами.

    В соответствии со ст.14 НК РФ, существуют следующие региональные  налоги:

    а) налог на имущество организаций;

    б) налог на игорный бизнес;

    в) транспортный налог.

    Соотношение налоговых поступлений  между федеральным бюджетом и  бюджетами субъектов РФ в последние  годы имело разную динамику. В  настоящее время наблюдается  некоторое преобладание доли  федерального бюджета, связанное  с реализацией правительством  РФ целого ряда программ реформирования  экономики и финансов, социальной  сферы, принятием существенных  поправок в Бюджетный и Налоговый  кодексы РФ.

    Естественным стремлением каждого  региона является повышение финансовой  независимости и устойчивости. Это  - основной аспект формирования  налоговой политики на региональном  уровне. Главное средство для  этого - увеличение налоговых  поступлений.

     Налоговые поступления могут  быть увеличены несколькими способами:

1.Введение  новых налогов. Основное достоинство  этого способа - стабильное, прогнозируемое  поступление средств. Сложность  заключается в том, что от  обоснования необходимости нового  налога до его фактического  введения проходит длительное  время.

Информация о работе Анализ налоговой системы РФ