Зачем государству монополия на водку (акцизы)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 23:21, реферат

Описание работы

В России водка давно является главным национальным напитком. Пить ее у нас начали еще в XV веке. Монополия на нее на протяжении нескольких веков то вводилась, то отменялась. Известный исследователь истории русской водки Вильям Похлебкин справедливо заметил по этому поводу: “Государственная монополия на водку — это всегда признак крепкой, твердой, стабильной власти в стране и государственного спокойствия. Как только что-то нарушается во внутренней политике, в ее стабильном, сдержанном течении, так водка “вырывается из-под контроля”.

Работа содержит 1 файл

ЗАЧЕМ ГОСУДАРСТВУ МОНОПОЛИЯ НА ВОДКУ.docx

— 21.82 Кб (Скачать)
 

                          Хачатрян А.В., ДЭС-401

ЗАЧЕМ ГОСУДАРСТВУ МОНОПОЛИЯ НА ВОДКУ?

В России водка  давно является главным национальным напитком. Пить ее у нас начали еще  в XV веке. Монополия на нее на протяжении нескольких веков то вводилась, то отменялась. Известный исследователь истории  русской водки Вильям Похлебкин справедливо заметил по этому поводу: “Государственная монополия на водку — это всегда признак крепкой, твердой, стабильной власти в стране и государственного спокойствия. Как только что-то нарушается во внутренней политике, в ее стабильном, сдержанном течении, так водка “вырывается из-под контроля”. И наоборот, как только водке дают возможность “вырваться из-под контроля”, так во внутренней политике начинаются всевозможные неустройства”.

В царское  время госмонополия последний раз была введена в 1894 году Александром III. То есть еще в позапрошлом веке царь был озабочен тем, что “народ спаивается”. Министр финансов Сергей Витте в докладной записке императору писал: “В частной торговле вино и спирт появляются нередко с вредными, расшатывающими здоровье примесями. Самые условия этой торговли, допускающей, при неразборчивости в средствах, извлечение из нее наибольших выгод, способствовали укоренению многообразных злоупотреблений, разорявших низшие классы населения”.

Немножко  сложновато для нашего времени изложено, но суть от этого не меняется. Злоупотребляли, ох как злоупотребляли ради обогащения тогдашние алкогольные бароны. Никак не меньше, чем сегодняшние.

Жажда наживы привела к появлению на русском  рынке дешевых сортов картофельной и свекольной водки, ставшей “народной” и продававшейся только целыми ведрами  на вынос. Это содействовало самому разнузданному пьянству. Даже царское  правительство осознало, что рынок  и рыночные отношения в России не способны регулировать качество такой  специфической продукции. Поэтому  и пришло к выводу о необходимости  введения в стране централизованного  производства и торговли водкой с  постоянным строгим правительственным  контролем против всех возможных  в этом деле злоупотребителей.

Надо отдать должное Александру III, он согласился с предложением Сергея Витте о  поэтапном введении питейной монополии. Сначала она была введена только в четырех губерниях: Пермской, Уфимской, Оренбургской и Самарской. Результаты превзошли все ожидания. К 1902 году монополию распространили на всю  Европейскую Россию и Западную Сибирь, а спустя два года и на Восточную  Сибирь. В 1914 году с началом Первой мировой войны госмонополия приказала долго жить, но она вошла в историю как самая успешная государственная монополия на водку.

Во многом были достигнуты три основные цели этой монополии: увеличение винных поступлений  в казну, производство качественной и относительно дешевой государственной  водки, повышение культуры потребления  спиртных напитков. После революции 1917 года советское правительство  запретило производство водки в  стране, но вынуждено было снова  начать ее выпуск с введением государственной монополии на водку в 1924-м.

Она просуществовала  почти 70 лет, до тех пор, пока в июне 1992 года президент России Борис Ельцин не издал указ, которым отменил  водочную монополию. Мимо казны с  тех пор проплыли и продолжают проплывать огромные суммы денег, прилавки магазинов заполонили водочные суррогаты. Еще более полноводные реки спиртосодержащих жидкостей текут вообще мимо всяких магазинных прилавков. Результат известен. Только по официальным данным, в  стране ежегодно от употребления некачественных алкогольных напитков погибает около 40 тысяч человек.

Страшно подумать, сколько в России было выпито фальсифицированной алкогольной продукции, начиная  с 1991 года, когда на ура проходила  продажа африканского гидролизного спирта с несуществующей в природе  торговой маркой “Royal”, многочисленных “Amaretto” и “Napoleon” неизвестного происхождения.

А ведь до ельцинского  указа советские государственные  спиртоводочные заводы, вся ликеро-водочная промышленность пользовались технологическими разработками таких членов комиссии по введению водочной монополии в 1894 — 1902 годах, как Дмитрий Менделеев и другие не менее авторитетные ученые того времени. Не случайно монопольная государственная водка была в Советской России продуктом такого же высокого качества, как лучшие образцы водки на казенных предприятиях дореволюционной России. Если не считать, конечно, ту водку, которая была изготовлена из гидролизного спирта, сиречь из опилок.

Производители алкоголя, разумеется, воспринимают идею любой монополизации в штыки. Да, они соглашаются, что в скандинавских  странах есть такая практика, но при этом они ссылаются на то, что там по всей территории распространена сеть государственных магазинов, торгующих  алкоголем, а у нас таких нет и за один день они не появятся. Обращают внимание на то, что граждане травятся в основном нелегальной продукцией и разного рода бытовой химией. Соответственно, суть их предложений сводится к тому, чтобы государство снизило акцизную нагрузку на производителей, и тогда легальная водка сможет конкурировать по цене со спиртосодержащей отравой.

Проще говоря, они готовы залить страну дешевой  водкой, но при одном условии —  чтобы это никак не отразилось на масштабах их прибыли. Да что тут  говорить, если в уставе любой коммерческой организации записано, что ее главная  цель — извлечение прибыли?

И вот тут-то права производителей вступают в  противоречие с правом жителей России на здоровье. Со времени ельцинской отмены госмонополии ситуация в алкогольной области стала просто ужасной — ни для кого не секрет, что это сильно криминализированный рынок, имеющий мощную поддержку в различных структурах, подпитываемую многомиллиардными шальными деньгами.

Несколько лет назад фонд “Общественное  мнение” проводил социологический  опрос среди населения страны как раз на тему о том, стоит  ли вводить государственную монополию  на винно-водочные изделия. За ее введение высказались 79 процентов опрошенных, а против лишь девять процентов.

Акциз –  один из видов косвенного налога, устанавливаемого на предметы исключительно внутреннего  производства, которым обложены товары, выделываемые и продаваемые частными лицами, а не государством. Именно этим акциз по способу обложения и  отличается от монополии. При монополии  государством устанавлена единая на всём его пространстве и одинаковая для всех покупателей цена на водку.

При акцизной системе налог государства установлен на производство частным производителем водки и взимается с этого  производителя в виде платы за владение определённой аппаратурой (в  зависимости от объёма винокуренных кубов) плюс за каждую единицу ёмкости  готового продукта – водки (примерно по 6 коп. с ведра в XIX в.). Частный же производитель, сообразуя свои затраты на сырьё, производство, также величину налога на его продукцию и желаемую прибыль от её продажи в розницу, сам назначает цену за литр или ведро водки, которая, таким образом, целиком ложится на потребителя и оказывается далеко не одинаковой в разных областях страны и у разных винокуренных предприятий. Поэтому акциз называют также налогом с потребления, ибо он заставляет в конечном счёте потребителя расплачиваться за все затраты частника-винокура и государства-налогосборщика.

Вот почему в принципе для потребителя самой  выгодной системой является монополия, а не откуп (отдача монополии в  аренду част ному лицу), вызывающий произвольное, неоправданное повышение цен  на водку, и не акциз, при котором  цены на водку складываются не столь  произвольно, но всё же являются более  высокими и более несправедливыми, чем при государственной монополии. Короче говоря, при монополии у  водки бывает один хозяин – казна, а при откупах или акцизе –  по меньшей мере два, а то и три (при субаренде), причём каждый из этих «хозяев» водки, разумеется, стремится нажиться или по крайней мере «не остаться в накладе». Кроме того (и это самое главное), при монополии возможен строгий и единый контроль за качеством производства водки, а при откупах и акцизах такой контроль невозможен или затруднителен, и никогда нет гарантии того, что водку не сфальсифицируют.

Информация о работе Зачем государству монополия на водку (акцизы)