Влияние налоговой системы на развитие современного Российского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:29, реферат

Описание работы

На сегодняшний день каждое государство, включая Россию, стремится к созданию развитой экономической системы, обеспечивающей интенсивное развитие и благоприятное существование общества. Для достижения этих целей государства укрепляют развитие своей внутренней системы, а также устанавливают и совершенствуют свои взаимоотношения с другими государствами, объединениями, мировыми сообществами, крупнейшими организациями мира.

Работа содержит 1 файл

Влияние налоговой системы на развитие современного Российского общества.doc

— 70.50 Кб (Скачать)

Захаров С.М. Влияние  налоговой системы на развитие современного Российского общества 
 

На сегодняшний  день каждое государство, включая Россию, стремится к созданию развитой экономической  системы, обеспечивающей интенсивное  развитие и благоприятное существование общества. Для достижения этих целей государства укрепляют развитие своей внутренней системы, а также устанавливают и совершенствуют свои взаимоотношения с другими государствами, объединениями, мировыми сообществами, крупнейшими организациями мира. Экономическая политика практически каждого государства заинтересована в привлечении передовых технологий, притоке капитала, поэтому важной задачей остается создание благоприятного климата для реализации своих целей. Наряду с другими важными факторами, влияющими на формирование благополучного климата экономики страны, можно выделить систему налогообложения.  

Налоги появились  с возникновением государства. Без  них государство не может существовать. Большую часть средств современное  государство получает именно благодаря налоговой системе. Чем больше средств получает государство, тем оно более устойчиво и способно к своему развитию. Однако это не означает, что чем выше налоги, тем больше средств будет у государства и тем более развитым оно будет. Налоговая система должна отражать как интересы государства, так и интересы его населения, и здесь необходимо найти необходимый баланс, который позволил бы удовлетворить интересы и одного и другого. 

Налоговая система  имеет ряд положительных и  ряд отрицательных сторон.  

К положительным сторонам можно отнести то, что налоги и сборы наполняют бюджет государства, это одна из основных доходных статей бюджета. Бюджетные средства направляются на такие необходимые для государства и общества цели как поддержание обороноспособности, реализация социальных программ (помощь малоимущим, безработным, инвалидам, многодетным семьям, беженцам и т.д.), развитие науки и техники, осуществление бесплатного медицинского обслуживания, бесплатного образования, работа государственного аппарата и т.д. Чем больше бюджет, тем в большей степени вышеперечисленное будет обеспечено. 

Отрицательные же стороны налогообложения это  изымание средств из доходов населения, фирм, организаций, частных предпринимателей. Это снижает их прибыль, при этом делает товары и услуги более дорогими. Если сделать налоги слишком высокими, то это приведет к укрыванию доходов населения и субъектов экономических взаимоотношений (различных фирм, организаций, предприятий, обществ, частных предпринимателей), непривлекательности инвестиций и ведения бизнеса в стране, оттоку средств за границу. Если же сделать налоги слишком низкими не будет пополняться бюджет государства. Исходя из этого, необходимо определить кого, как и в какой степени облагать налогами. 

В нашей стране налоговое бремя по оценкам многих экспертов очень велико. Бюджет страны (около 71 млрд. $) пополняется преимущественно благодаря налогам. Это НДС (20%) (доля в федеральном бюджете около 26 млрд. $) и налог с продаж (5%); налог на прибыль предприятий (24%) (около 7 млрд. $), налог на имущество предприятий (не более 2% от их стоимости), налог на пользователей автодорог (1%), акцизы, выплачиваемые предприятиями (около 7,5 млрд. $); единый социальный налог (36,5%) (в Федеральный бюджет около 9,5 млрд. $) выплачиваемый предприятиями с зарплаты своего работника и налог на доходы физических лиц (13%) и т.д. Из этого видно, что основная доля налогов ложиться на результаты производства и реализации продукции в стране (4, 6). 

Очевидное влияние  налоговой системы, основанной на обложении результатов производства и доходов юридических лиц, на уровень экономической активности проявляется в низком уровне развития производственной и торговой деятельности. Особенно это негативное влияние сказывается на малом бизнесе, который при таком уровне налогов просто не может существовать. А ведь при этом именно малый бизнес является гарантом стабильности общества, и основой рыночной экономики, именно малый бизнес призван формировать сферу услуг и торговли. Именно малые предприятия делают жизнь обычного человека более комфортной. Малые предприятия существуют, но они вынуждены укрывать свои доходы, вести двойную бухгалтерию и т.д. Это ставит владельцев малых предприятий в зону <вне закона>, что в свою очередь порождает криминализацию общества. Осуществляется взимание части доходов бандитскими группировками, которые в свою очередь, чтобы остаться безнаказанными платят правоохранительным органам и тем же налоговым органам. Создается полугосударственная криминальная структура. В связи с этим на организацию малых предприятий решаются немногие, а те, кто решается, принимают правила игры. На данный момент в России количество малых предприятий сокращается и составляет 843 тыс. Численность занятых на малых предприятиях составляет 7,436 млн. человек (2). Сегодня малый бизнес обеспечивает в бюджеты всех уровней около 10 млрд. рублей (5). Если посчитать на 1 занятого на малом предприятии то получится по 1344 рубля. Сразу понятно, что это только мизерная часть того, что должно было быть уплачено в бюджет. Судя же по данным Министерства по налогам и сборам, проверкам большая часть предприятий укрывает свои доходы. Только привлеченных к административной ответственности должностных лиц и физических лиц-предпринимателей более 600 тысяч, для установления местонахождения организаций в правоохранительные органы передано 404 тыс. материалов, местонахождение только 27 тыс. установлено, ликвидировано решением судебных органов 92 тыс. организаций данной категории (1). Это вопиющие факты, доказывающие всю несправедливость налогообложения в стране. Создается впечатление намеренного угнетения экономической деятельности в сфере производства и реализации товаров и услуг.  

Вышеперечисленное говорит о том, что доминирование  в налоговой системе налогов  на объем производства, оплату труда, и прибыль, добавленную стоимость и налога с продаж крайне негативно влияет на экономический рост. До сих пор сохраняются налоги па выручку от реализации продукции, порождающие мультипликацию налогового бремени в многозвенных технологических цепочках. НДС фактически превратился из налога на потребительские расходы в налог на доходы законопослушных товаропроизводителей, так как обеспечить его взимание со всего оборота (включая неорганизованный импорт и неформальное производство) товаров, работ и услуг на внутреннем рынке государство не в состоянии. Все это делает российскую продукцию производственной сферы неконкурентоспособной не только на внешних, но и на внутренних рынках, т.к. отсутствие надежного таможенного контроля на границах с государствами - членами СНГ, незаконное пребывание и занятие трудовой и предпринимательской деятельностью на территории Российской Федерации миллионов иностранных граждан привело к криминализации и монополизации рынков потребительских товаров и услуг, что делает невыгодной деятельность российских производителей, осуществляющих аналогичную деятельность с уплатой всех налогов. 

Развитию теневой  экономической деятельности способствует крайне высокое совокупное налоговое  бремя на доход основной части  занятых в российской экономике. Взимание социального налога по ставке 35,6 при сохранении ставки НДС в 20% после введения налога с продаж создает в организованной торговле, налоговое бремя в размере50% (и это еще немного). Следовательно покупательная способность человека становится крайне низкой. Это обеспечивает высокую заинтересованность в неформальной экономической деятельности осуществляемой без уплаты налогов. В тоже время переход к регрессивной шкале социального налога при установлении единой ставки подоходного налога в 13%, наоборот, существенно снизили налоговое бремя на доходы высокообеспеченных групп граждан. 

Регрессивная  шкала социальных налогов в зарубежных странах компенсирует прогрессивность  шкалы подоходного налога с физических лиц. Введение первой при установлении единой ставки подоходного налога нерационально и несправедливо.  

Налогообложение прибыли и доходов оказывает  прямое негативное влияние на экономический  рост в той мере, в которой оно  распространяется на инвестируемую  часть прибыли и доходов физических лиц, и косвенное - через снижение производственных и потребительских расходов и вызванное этим сокращение спроса на товары и услуги отечественного производства. Дополнительным фактором подавления экономического роста является налоговая дискриминация отечественных предприятий, т.е. более высокая тяжесть налогообложения, чем продукции их иностранных конкурентов. Она удорожает отечественные товары, вызывает переключение спроса на импортную продукцию, снижение курса национальной валюты и провоцирует экспортную специализацию российской экономики (3). Это только некоторые заключения относительно несовершенства налоговой системы России и ее влияния на развитие российского общества в целом и экономики в частности. 

Декларирование  уменьшения налогового бремени (особенно для малого бизнеса), принятие вроде бы более либерального Налогового Кодекса, на деле как увеличивают налоговое бремя на малый и средний бизнес, так и усложняют ведение отчетности. Система налогообложения сейчас настолько запутанна и неподробна одновременно, что предпринимателям необходимо иметь целый штат бухгалтеров. Руководители многих предприятий говорят о реальном усложнении ведения бизнеса в стране. Раньше индивидуальные предприниматели например вообще не платили НДС, теперь обязаны это делать. Более того, им придется платить его авансом, как и крупным налогоплательщикам. Для малого бизнеса это серьезный удар. Основные жалобы предпринимателей направлены на НДС и налог с продаж. Без обхода этих налогов малым предприятиям просто не выжить. 

Разумная налоговая  система должна отвечать требованиям: соразмерности и посильности налогов, удобства времени и способа их сбора, определенности и заданности размеров налогов, эффективности налогов (соотношение поступлений по налогу с затратами на его администрирование). Система налогообложения малого бизнеса в нашей стране не отвечает этим требованиям и не служит инструментом стимулирования развития рынка, а выполняет исключительно фискальную функцию. 

Малому бизнесу, в отличие от среднего и крупного, нельзя отводить фискальную роль. Налогоплательщик из него еще должен сформироваться, а на первом этапе малое предпринимательство - это, прежде всего: 

-   самозанятое  население, снявшее с государства  заботу о своем трудоустройстве;  

-   источник  новых рабочих мест, оплачиваемых  лучше, чем в госсекторе;  

-   источник  возрастающего спроса на менеджеров;  

-   база  для увеличения спроса на инвестиции;  

-   важнейший  фактор создания платежеспособного  спроса;  

-               мобильный поставщик на рынок  новых товаров и услуг.  

В России же сейчас облагаются налогом одинаково крупные и малые предприятия, что несправедливо. 

В налоговой  системе Российской Федерации незначительна  роль налогов, нейтрально или положительно влияющих на экономическую активность и стимулирующих повышение эффективности экономики. К таким налогам относятся, прежде всего, налоги, изымающие в доход государственного бюджета природную ренту; платежи за используемые и эксплуатируемые природные ресурсы (сейчас в бюджет поступает около 6 млрд. $), включающие земельные налоги (всего 160 млн. $), платежи за использование воды, объектов растительного и животного мира, за разработку месторождений и добычу полезных ископаемых (5770 млн. $), их экспорт, загрязнение окружающей среды (53 млн. $), за использование радиочастот, других невоспроизводимых ресурсов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (70 млн. $) (6). 

Поскольку все  указанные ресурсы находятся  в государственной собственности, рентные платежи, экономически аналогичны плате за использование государственных ресурсов. Поэтому, в отличие от налогов на результаты экономической деятельности, рентные налоги могут изымать до 100% рентного дохода, т.е. потенциально достижимой сверхприбыли природопользователей, возникающей как результат использования ограниченного ресурса. 

При этом объектом налогообложения является потенциальный, а не фактически извлекаемый доход, что заставляет природопользователя  обеспечивать максимально эффективное  использование находящихся в  его распоряжении природных ресурсов, принадлежащих всему обществу. Это преимущество выгодно отличает рентные платежи от налогообложения фактически получаемых доходов, которое стимулирует сокрытие последних и расточительность хозяйствующих субъектов. 

Для российской экономики, в которой большую часть национальною дохода составляет природная рента, использование последней в качестве важнейшего источника доходов государственного бюджета представляется особенно целесообразным. Согласно экспертным оценкам объема природной ренты, генерируемой в российской экономике, достаточно для увеличения доходов государственного бюджета в 1,5-2 раза без ущерба для экономического роста. Это, в свою очередь, создает возможности кардинального снижения налогов на объем производства, оплату труда, добавленную стоимость, полного освобождения от налогообложения инвестируемой части прибыли и оплаты труда, в пределах прожиточного минимума, что открывает дополнительные возможности для экономического роста. Расширения внутреннего спроса на сырье и, соответственно, увеличения как объема природной ренты, так и налоговой базы. 

Необходимо изымать  в доход государства разницу  между внешними и внутренними  ценами (возникающими из-за несоответствия валютного курса) через экспортные пошлины и налоги на транспортировку  сырья за рубеж. Это способствуют макроэкономической стабилизации, особенно в период конъюнктурных повышений цен на товары, доминирующих в структуре российского экспорта. Однако и в периоды падения цен экспортный тариф должен обеспечивать изъятие внешнеторговой ренты от экспорта невоспроизводимых ресурсов в доходы бюджетной системы. Сокращение экспорта при этом оказывает стабилизирующее воздействие на цены. Применение экспортного тарифа позволяет удерживать внутренние цены на сырье и энергоносители на уровне ниже мировых, что очень важно для поддержания конкурентоспособности обрабатывающей промышленности и предотвращения инфляции издержек.  

Информация о работе Влияние налоговой системы на развитие современного Российского общества