Виды налогов

Автор: Management Work, 11 Июня 2010 в 16:53, доклад

Описание работы

Виды налогов:
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость (НДС);
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) водный налог;
8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
9) государственная пошлина.

Работа содержит 1 файл

Виды налогов.docx

— 28.37 Кб (Скачать)

Виды  налогов: 

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость (НДС);

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Этот вид налогов  устанавливается федеральным законодательством  и является обязательным для уплаты на всей территории государства.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Региональные налоги устанавливает помимо федерального, еще и региональное законодательство, то есть законодательство каждого конкретного  субъекта федерации. Такие налоги обязательны  для уплаты только на территории соответствующего региона. При этом, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов  определяет региональное законодательство. Например, в г. Москве установлены  следующие виды налогов: земельный (в отношении земель сельскохозяйственного  назначения, земель, занятых автостоянками, гаражами, жилыми помещениями и прочих земель), налог на имущество организаций, единый налог на вмененный доход  для предпринимательской деятельности по распространению наружной рекламы  с использованием рекламных конструкций, транспортный налог и др.)

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.  

Порядок и сроки  уплаты таких налогов определяются правовыми актами органов муниципальных  образований, то есть органов местного самоуправления о налогах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих  муниципальных образований. 

Участниками «налоговых» отношений  являются несколько категорий лиц:

1)  организации и физические лица-налогоплательщики и плательщики сборов;

2)  организации и физические лица - налоговые агенты (лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ);

3) налоговые органы (в частности федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральная Налоговая Служба) и его территориальные органы)

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (Федеральная Таможенная Служба) и подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).       

 Эти субъекты (участники)  наделены определенными  правами и несут определенные обязанности, которые указаны в Налоговом Кодексе (ст. 21- 24).  

Перечень всех видов  налогов устанавливается законом (Налоговым Кодексом) и является исчерпывающим, то есть запрещается устанавливать другие налоги на каком бы, то ни было уровне. 

Очень важно определиться с объектом налогообложения, то есть теми материальными ценностями, со стоимости  которых и будет высчитываться определенная сумма, уплачиваемая в качестве налога в пользу государства.

Объектом  налогообложения являются следующие предметы и действия - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, которое  имеет стоимостную, количественную или физическую характеристику и наличие которого влечет возникновение обязанности по уплате того или иного налога. 
 
 

 

 

Вид налога Объект  налогообложения Налоговая база (в единицах налогообложения)
Налог на добавленную стоимость Реализация товаров (работ, услуг) Стоимость реализованных  товаров (работ, услуг) в рублях
Акцизы Реализация подакцизных  товаров Количество реализованных  подакцизных товаров в натуральном выражении либо их стоимость в рублях
Налог на доходы физических лиц Доход Стоимостная характеристика (денежное выражение) доходов в рублях
Единый  социальный налог Выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц Стоимостная характеристика (денежное выражение) выплат и вознаграждений в рублях
Налог на прибыль организаций Прибыль Стоимостная характеристика (денежное выражение) прибыли в рублях
Налог на добычу полезных ископаемых Полезные ископаемые Стоимость добытых  полезных ископаемых в рублях
Транспортный  налог Транспортное  средство Мощность двигателя  в лошадиных силах либо валовая вместимость в регистровых тоннах либо количество единиц транспортного средства
Налог на игорный бизнес Игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы Общее количество
Земельный налог Земельный участок Кадастровая стоимость  земли в рублях
 

Обязанность по уплате налогов возникает с того момента, когда  Вы встаете  на налоговый учет в качестве налогоплательщика, то есть Вам присвоен 12-разрядный идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и выдано свидетельство о постановке на налоговый учет. Соответственно, эта обязанность прекращается в момент уплаты налога, со смертью физического лица, с ликвидацией организации или другими обстоятельствами, которые предусмотрены законом.  

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Права и обязанности  налогоплательщиков  
(плательщиков сборов) и налоговых органов.

 
      Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (статья 19 НК РФ).  
      Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) установлены статьей 21 Налогового кодекса РФ.  
 
1. Налогоплательщики имеют право: 
 
1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения; 
 
2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах; 
 
3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; 
 
4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК; 
 
5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов; 
 
6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя; 
 
7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок; 
 
8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; 
 
9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов; 
 
10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков; 
 
11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому Кодексу или иным федеральным законам; 
 
12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц; 
 
13) требовать соблюдения налоговой тайны; 
 
14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц. 
 
2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные Налоговым Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. 
 
3. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики. 
 
Статья 22 Налогового кодекса РФ устанавливает гарантии обеспечения и защиты прав налогоплательщиков (плательщиков сборов). 
 
1. Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. 
 
Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется НК и иными федеральными законами. 
 
2. Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов. 
 
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами. 
 
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса РФ на налогоплательщиков (плательщиков сборов) возложены следующие обязанности: 
 
1) уплачивать законно установленные налоги; 
2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК; 
3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; 
4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; 
5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; 
6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; 
7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; 
8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов; 
9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. 
 
2. Налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели - помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя: 
 
• об открытии или закрытии счетов - в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов 
• обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;  
• обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их созданияили прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации; 
• о реорганизации или ликвидации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения. 
 
3. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах. 
 
4. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
 
5. Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации. 
 
Налоговые агенты. 
 
Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. 
Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом РФ. 
 
Налоговые агенты обязаны: 
 
1. правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства; 
2. В течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика; 
3. вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику; 
4. Представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. 
 
     Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом РФ для уплаты налога налогоплательщиком.   
 
     За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
Налоговые органы в Российской Федерации. 
 
1. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. 
2. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
3. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 
 
Статья 31 Налогового  кодекса РФ устанавливает права налоговых органов. 
 
1. Налоговые органы вправе: 
 
1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов; 
2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым Кодексом; 
3) производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены; 
4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах; 
5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК; 
6) осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации; 
7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги; 
8) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; 
9) взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени и штрафы в порядке, установленном НК; 
10) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации; 
11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков; 
12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля; 
13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности; 
14) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: 
о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом; 
о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом; 
о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите; 
 
2. Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные настоящим Кодексом. 
 
3. Вышестоящие налоговые органы вправе отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах. 
 
Обязанности налоговых органов определяются статьей 32 Налогового кодекса РФ. 
 
1. Налоговые органы обязаны: 
 
1) соблюдать законодательство о налогах и сборах; 
2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; 
3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; 
4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения; 
5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; 
6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации; 
7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом; 
8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение; 
9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора; 
10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента; 
11) осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов; 
12) по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. 
 
2. Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные Налоговым Кодексом и иными федеральными законами. 
 
3. Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. 
 
Статья 33 Налогового кодекса РФ возлагает обязанности и на должностных лиц налоговых органов. 
 
Должностные лица налоговых органов в соответствии со статьей 33 Налогового Кодекса РФ обязаны: 
 
1) действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом и иными федеральными законами; 
2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов; 
3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.
 

Информация о работе Виды налогов