Установление равновесной цены по А.Маршалу

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 22:27, реферат

Описание работы

А.Маршалл (1842-1924), англичанин, основатель кембриджской школы в политической экономии, с именем которого связывают становление неоклассического направления в экономической теории. В 1890 году он опубликовал работу "Принципы политической экономии", которая легла в основу экономического образования вплоть до 40-х годов двадцатого столетия. Длительное и мощное воздействие работы А.Маршалла отчасти связывают с компромиссным объединением в своей теории взглядов как представителей классической политической экономии в лице Смита и Рикардо, так и представителей маржиналисткого направления, в частности, "австрийской школы". Он пишет, что "...самым устойчивым стимулом хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату.

Содержание

Введение
Связь стоимости с ценой в нормальный период по А.Маршалу
Связь спроса и предложения с ценой по А.Маршалу
Значение «Теории цены» А. Маршала в экономике
Равновесная цена
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУНИЦИПАЛЬНЫЙ  ИНСТИТУТ г.ЖУКОВСКОГО» 
 
 
 
 

Специальность «Антикризисное Управление» 
 

Реферат

по курсу  «Микроэкономика»

Тема: «Установление  равновесной цены по Маршалу» 
 
 
 

                                                                                         Выполнила студентка:

                                                                     Группы А-201

                                                                     Волынец Е.А.

                                                                                         Проверил преподаватель:

                                                                  Блекус В.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Жуковский 2011г. 

Содержание 
 

  1. Введение
  2. Связь стоимости с ценой в нормальный период по А.Маршалу
  3. Связь спроса и предложения с ценой по А.Маршалу
  4. Значение «Теории цены» А. Маршала в экономике
  5. Равновесная цена
  6. Заключение
  7. Литература
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     А.Маршалл (1842-1924), англичанин, основатель кембриджской школы в политической экономии, с именем которого связывают становление неоклассического направления в экономической теории. В 1890 году он опубликовал работу "Принципы политической экономии", которая легла в основу экономического образования вплоть до 40-х годов двадцатого столетия. Длительное и мощное воздействие работы А.Маршалла отчасти связывают с компромиссным объединением в своей теории взглядов как представителей классической политической экономии в лице Смита и Рикардо, так и представителей маржиналисткого направления, в частности, "австрийской школы". Он пишет, что "...самым устойчивым стимулом хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату. Она затем может быть израсходована на эгоистические или альтруистические, благородные или низменные цели, и здесь находит проявление многосторонность человеческой натуры. Однако побудительным мотивом выступает определенное количество денег и потому главные мотивы хозяйственной деятельности могут быть косвенно измерены в деньгах". Таким образом, у Маршалла мы видим переход от исследования макроэкономических проблем к микроэкономике, к исследованию побудительных мотивов поведения человека, что составляет один из существенных моментов "маржиналисткой революции".

     Цель  работы – изучить «Теорию цены»  Альфреда Маршалла.

     Задачи  работы – рассмотреть связь стоимости  с ценой в нормальный период; проанализировать связь спроса и предложения с  ценой по А. Маршаллу; определить значение «Теории цены» А. Маршала в  экономике. 
 
 
 
 
 

Связь стоимости с ценой  в нормальный период по              

А. Маршаллу

 

     Маршалл пришел к выводу, что стоимость (реальные издержки) определяет цены только в  так называемый нормальный период. Чем же характерен указанный период? В теории Маршалла на этот вопрос нет однозначного ответа. Все же наиболее часто Альфред Маршалл под нормальным понимал период, характеризующийся достижением равновесия во всех частях рыночной экономики. Но и здесь остается неясным, как А. Маршалл соотносил нормальный период с реальными экономическими процессами. В одних разделах его работы нормальный период рассматривался как конечная логическая цепь, к которой экономика стремиться, никогда ее не достигая. В других - как чисто гипотетическое состояние экономики, отдаленное от реальной действительности. В третьих - как такое состояние, к которому экономика стремится в виде тенденции и достигает этого состояния в долговременном аспекте. Только в третьем понятии, не являющемся основным у А. Маршалла, стоимость (реальные издержки производства) имеет какую-то связь с ценами. В других понятиях А. Маршалл, по существу, отбрасывает связь реальных издержек с ценами. Тем самым Маршалл, формально выступая как сторонник и продолжатель теории стоимости, предшествующей английской политэкономии, по существу, резко ограничил значение категории стоимости, сведя ее к чисто логическому понятию, имеющему силу только для условий, весьма далеких от реальной экономики. В связи с последним и цена нормального периода приобретает у Маршалла в основном логическое значение. "... Нормальная, или "естественная", стоимость товара - это та его стоимость ... которую экономические силы образовали бы, если бы общие условия жизни оставались неизменными в течение периода времени, достаточно продолжительного, чтобы позволить всем указанным условиям полностью реализоваться".

     Фактический отрыв стоимости от ценообразования, проделанный Маршаллом, явился предпосылкой его разработок по проблемам складывания  цены на отдельных рынках. Раз стоимость  не связана с ценой, то возникает проблема нахождения других факторов, непосредственно определяющих цену. Маршалл указал, что в конкретной действительности складывание рыночных цен определяется взаимодействием спроса и предложения.

     Поэтому познание механизма ценообразования  требует познания того комплекса факторов, которые определяют изменение как спроса, так и предложения и их взаимодействие на том или ином отдельном рынке. С точки зрения установления цены значение сил спроса и предложения, по мнению Маршалла, равнозначно. Попытки придания решающего значения либо предложения (как это делали и классическая английская политэкономия, и представители теорий факторов производства), либо спросу (как это делали ранние теоретики предельной полезности) в одинаковой мере неправильно. Маршалл в связи с последним отмечал: "Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость (меновая) полезностью или издержками производства, как о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц".

Связь спроса и предложения с ценой по А. Маршаллу

 

     Альфред Маршалл установил следующий  простой механизм воздействия соотношения  спроса и предложения на складывание  цен товаров в условиях неограниченной конкуренции. Спрос и предложение  имеют следующую связь с ценой: спрос, как правило, при падении цены растет и при ее росте снижается; предложение в большинстве случаев с ростом цены растет и при снижении цены падает. Поэтому устойчивая цена, цена равновесия, устанавливается в той точке, где спрос уравнивается с предложением (т. е. при графическом изображении в точке пересечения кривых спроса и предложения). Цена, превышающая цену равновесия, ведет к превышению предложения над спросом, что неминуемо действует в сторону снижения цены. Цена, оказавшаяся ниже цены равновесия, ведет к превышению спроса над предложением, что действует в сторону повышения цены. Только при цене равновесия спрос уравнивается с предложением (уравнивается в том смысле, что не возникает стимулов для изменения трех функционально связанных величин - спроса, предложения, цены). В этих условиях, по Маршаллу, цена тяготеет к денежным издержкам производства, но указанные издержки в обычных условиях не связаны со стоимостью (реальными издержками производства), а сами определяются соотношением спроса и предложения на те факторы производства, которые образуют эти издержки.

     Тем самым Альфред Маршалл сумел  построить теорию цены, по существу, полностью без обращения к  стоимости (реальным издержкам) ограничив  анализ только вопросами соотношения  спроса и предложения. Цена товаров складывается под воздействием спроса и предложения, издержки производства, к которым тяготеет указанная цена при равенстве спроса и предложения на рынках товаров, складываются под воздействием спроса и предложения на факторы производства, формирующие соответствующие издержки. Более глубокий анализ Маршалл считал излишним.

     "Анализ  издержек производства товара, - пишет он, - может быть доведен  до любой глубины, он редко  имеет смысл заходить в нем  слишком далеко. Например, часто  достаточно признать в качестве окончательной цену предложения различных видов сырья, применяемого в данном производстве, не вдаваясь в анализ отдельных элементов, из которых эта цена складывается; в противном случае анализ, по существу, станет бесконечным. Можно, следовательно, подразделить элементы, требующиеся для изготовления товара на любые подходящие для нашей цели группы, и назвать их факторами производства. В таком случае издержки производства определенного количества данного товара будут равны ценам предложения соответствующих количеств факторов его производства". Каков реальный смысл теории цены Маршалла?

     Прежде  всего, эта теория объясняет цены ценами. В такой постановке вопроса  исчезают причинно-следственные связи, и на первое место выдвигаются  связи функционального характера, т.е. связи, по отношению к которым решающим становится определение всестороннего взаимодействия различных элементов ценообразования и условий их равновесия. Эта сторона теории цены Маршалла вызвала серьезные замечания в свой адрес, в том числе и со стороны ряда буржуазных экономистов, которые рассматривали подобный подход как вращение в одном и том же заколдованном круге цен без конечного объяснения последних.

     Все эти замечания имеют серьезные  основания. Очевидно, что подобный подход Альфреда Маршалла способствовал окончательному отходу буржуазной политэкономии от исследования глубинных закономерностей капиталистического производства, выраженных в проблемах теории стоимости. Маршалл, по существу, ограничился исследованием проблем ценообразования с позиции отдельного капиталистического предприятия. Недаром и весь соответствующий анализ он строил применительно к так называемой представительной фирме, под которой подразумевал фирму со средними отраслевыми характеристиками. Тем самым Маршалл создал основу для развития микроэкономического раздела буржуазной политэкономии, занимающегося прежде всего изучением проблем ценообразования применительно к отдельным товарам, предприятиям и рынкам.

     Изменение спроса Альфред Маршалл полностью  связал с категорией предельной полезности. По Маршаллу, предельные полезности соизмеренные в денежных единицах, выступают на рынке как максимальные цены (так называемые цены спроса), которые потребитель готов уплатить за то или иное благо. С ростом предложения того или иного блага цены спроса снижаются, с падением предложения - увеличиваются. Необходимо отметить выдвинутое А. Маршаллом конкретное понятие эластичности спроса, которое затем прочно вошло в теорию потребления.

     "... Степень эластичности (или быстрота  реакции) спроса на рынке зависит от того, в какой мере его объем возрастает при данном снижении цены или сокращении при данном повышении цены".

     Спрос на товар считается эластичным, если при снижении (или росте) цены на 1% спрос на указанный товар повысится (или упадет) более чем на 1%. Спрос на товар считается неэластичным, если при снижении (или росте) цены на 1% спрос повысится (или упадет) менее чем на 1%.

     Маршалл в исследовании эластичности спроса отметил два важных момента: во-первых, неэластичный характер спроса на товары, удовлетворяющие наиболее насущные потребности населения, и спроса на отдельные предметы роскоши, покупаемые богатейшими слоями населения на незначительную часть своего дохода; во-вторых, исторический характер категории эластичности спроса (поскольку включение потребления какого-либо товара в круг наиболее насущных потребностей населения может превратить спрос на него из эластичного в неэластичный).

     В рамках определения цены только соотношением спроса и предложения Альфред  Маршалл достаточно оригинально включил в эту систему издержек производства (прежде всего предельные издержки, т.е. затраты на производство последней единицы того или иного товара, которые определяют минимальную цену, удовлетворяющую производителя, т. е. так называемую цену предложения).

     Маршалл отметил, что цена предложения определенной фирмы непосредственно зависит  от денежных издержек только при том  условии, если издержки производства единицы  продукции остаются неизменными  при различных объемах производства (т. е. по его терминологии, если для данного случая осуществляется так называемый закон постоянной отдачи). "Если взять некоторые товары, которые практически полностью подвержены действию закона постоянной отдачи, - указал Маршалл, - т. е. средние издержки на их производство находятся примерно на одинаковом уровне независимо от того, производятся ли она в малых или больших количествах. В это случае нормальный уровень, вокруг которого колеблется рыночная цена, и составит указанные определенные и фиксированные (денежные) издержки производства". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Значение  «Теории цены»  А. Маршала в экономике

 

     Дав теоретический анализ "цены спроса" и "цены предложения" Маршалл подходит к определению цены равновесия, которая  представляет собой точку пересечения  кривых спроса и предложения (динамика спроса определяется убывающей предельной полезностью, а динамика предложения - возрастающими издержками производства). В рамках маршаллианского анализа снимается вопрос о том, что является конечным основанием цен - полезность или издержки. Оба фактора одинаково значимы и спор по этому поводу аналогичен, по выражению Маршалла, спору о том, "разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц". Тем не менее, если вводить в анализ цены равновесия фактор времени (а Маршалл был первый, кто это сделал) и анализировать ситуацию мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия, то воздействие спроса и предложения на цену равновесия не будет одинаковым. Mapшалл подробно проанализировал эти ситуации, придя к выводу, что в условиях мгновенного равновесия на цену оказывает исключительное влияние спрос, в условиях же долгосрочного равновесия - цена регулируется издержками. Иными словами, чем короче рассматриваемый период, тем больше надлежит учитывать в анализе влияние спроса на цену, а чем этот период продолжительнее, тем большее влияние на цену оказывают издержки.

Информация о работе Установление равновесной цены по А.Маршалу