Уклонение от уплаты налогов: проблемы и решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 09:35, реферат

Описание работы

Для экономики современной России проблема уклонения от уплаты налогов с организаций имеет первостепенное значение. Важным фактором является то, что налоговая преступность возникла в России относительно недавно, одновременно с появлением рыночной экономики. Вместе с ее развитием росло и количество совершаемых в стране налоговых преступлений.
Уклонением (уходом) от уплаты налогов можно назвать те или иные целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют ему избежать или в той или иной степени уменьшить обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей.

Работа содержит 1 файл

мои тезисы.docx

— 22.63 Кб (Скачать)

Шапувалова  А.А.

Алтайский Государственный Технический Университет им. И.И. Ползунова

Научный руководитель – В.Н. Ротова, доц, к.э.н            

 

УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ 

 

Налоговая система является основным государственным инструментом регулирования экономических отношений  и тенденций. Налоги — это необходимое  звено экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государственности.

«Уход от налогов», «уклонение от налогов», «избежание налогов», «обход налогов», «налоговая оптимизация», «налоговое планирование»  — именно так называют в прессе, в официальной и публицистической литературе явление, которое получило свое развитие одновременно с разрушением  советской системы экономики  и формированием современной  налоговой системы. Именно с появлением первых кооперативов и малых частных предприятий предприниматели и консультанты, осуществляющие интеллектуальное обеспечение бизнеса, впервые серьезно заговорили об уходе от налогов как новом требовании времени.

Для экономики современной  России проблема уклонения от уплаты налогов с организаций имеет  первостепенное значение. Важным фактором является то, что налоговая преступность возникла в России относительно недавно, одновременно с появлением рыночной экономики. Вместе с ее развитием  росло и количество совершаемых  в стране налоговых преступлений.

Уклонением (уходом) от уплаты налогов можно назвать те или  иные целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют ему избежать или в той или иной степени уменьшить  обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей.

Формы уклонения от налогообложения  различны по своей правовой природе  и достаточно многочисленны. Однако, объединив их в определенные группы в зависимости от характера и  содержания действий налогоплательщика, можно говорить о том, что уклонение  от налогообложения осуществляется в трех основных формах:

— непосредственно уклонение (уход) от уплаты налогов;

— обход (избежание) налогов;

— уклонение от уплаты налогов  без нарушения законодательства (налоговое планирование, налоговая  оптимизация).

Непосредственно уклонение (уход) от уплаты налогов представляет собой форму снижения налоговых  и других платежей, при которой налогоплательщик умышленно и незаконными способами уменьшает размер налогового обязательства.

Уход от налогов чаще всего  совершается в виде сокрытия (занижения) дохода (прибыли), сокрытия или неучета других объектов налогообложения, фальсификации бухгалтерского учета, несвоевременной уплаты налогов, непредставлении или несвоевременном представлении документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также посредством неправомерного использования налоговых льгот.

Обход (избежание) налогов — это форма минимизации налоговых обязательств, при которой юридическое или физическое лицо посредством активных, чаще правомерных, действий выводит себя из категории налогоплательщиков того или иного налога и, следовательно, не уплачивает налог.

Уклонение от уплаты налогов  без нарушения законодательства (налоговое планирование, налоговая  оптимизация) — форма снижения размера  налоговых обязательств посредством  целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных  законодательством льгот и других законных приемов и механизмов, а  также действий, направленных на правомерный  обход налогов.

Иначе говоря, уклонение  от уплаты налогов без нарушения  законодательства — это организация  деятельности предприятия, при которой  налоговые платежи сводятся к  минимуму на вполне законных основаниях.

И эта проблема актуальна  не только в России. Во всех без исключения странах проблема криминогеннсти в налоговой сфере всегда стоит на первом месте.

Можно выделить следующие  причины, подталкивающие предпринимателей к уклонению от уплаты налогов:

— моральные (нравственно-психологические);

— политические;

— экономические;

— технические (правовые).

Моральные причины порождаются  существом и характером налоговых  законов, а также налоговой системой в целом. В случае непосильного "налогового гнета", когда налогоплательщик фактически "работает на государство" и отдает ему львиную долю своих доходов, у него рождается чувство подавления его государством. Как ответная реакция  на такое подавление выступает уклонение  от уплаты налогов.

Политические причины  подталкивают налогоплательщика к  уклонению от уплаты налогов тогда, когда налоги начинают использоваться государством не только для покрытия своих расходов, т. е. обеспечения  своего функционирования, но и как  инструмент социальной или экономической  политики.

Экономические причины подталкивают налогоплательщика к уклонению  от уплаты налогов также довольно часто. Их можно разделить на два  вида:

- причины, которые зависят от финансового состояния налогоплательщика

- причины, порожденные экономической конъюнктурой.

Финансовое положение  иногда является решающим фактором. Если финансовое положение предприятия  стабильно, то оно вряд ли станет на путь уклонения от уплаты налогов. Если же его финансовое состояние критическое, и он находится на грани банкротства, а неуплата налогов является единственным средством «остаться на плаву», то предприниматель, не задумываясь, встанет на этот путь. Оправданием ему здесь будет служить стремление сохранить свое дело.

Экономические причины, порожденные  общей экономической конъюнктурой, проявляются в периоды экономических  спадов или, наоборот, в периоды расцвета экономики и расширения международного сотрудничества.

Технические (правовые) причины  кроются в сложности налоговой  системы, которая препятствует эффективности  налогового контроля, в результате чего налогоплательщик может избежать уплаты налогов.

Кроме того, следует отметить, что само налоговое законодательство зачастую дает предпринимателю все  возможности для поиска путей  снижения налоговых выплат. В частности, это обусловлено:

— наличием в законодательстве налоговых льгот, что заставляет предпринимателя искать пути для  того, чтобы ими воспользоваться;

— наличием различных ставок налогообложения, что также подталкивает налогоплательщика к выбору вариантов  с более низким налоговым окладом;

— наличием различных способов отнесения расходов и затрат: на себестоимость, финансовые результаты, прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия; данное обстоятельство непосредственно  влияет на расчет налогооблагаемой базы;

— наличием пробелов в налоговых  законах, объясняемых несовершенством  юридической техники и неучетом законодателем всех необходимых обстоятельств, способных возникнуть при исчислении или уплате того или иного налога; например, перечисление денег в фонды развития предприятий выводило до 1992 года из-под налогообложения огромные суммы, пока закон прямо не включил подобные перечисления в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и НДС.

Уклонение от уплаты налогов  имеет отрицательные последствия как для экономики, так и для государства в целом. Государственный бюджет недополучает причитающиеся ему средства, поэтому ему приходится ограничивать себя в расходах. Следствием этого выступают приостановка реализации некоторых государственных программ, невыплата заработной платы работникам бюджетной сферы и т. д.

Кроме того, неуплата налогов  может иметь серьезные экономические  последствия в виде нарушения  принципов конкуренции. Два одинаковых предприятия, занимающихся, например, производством определенных товаров, будут находиться в неравных условиях в случае уклонения одного из них  от налоговых платежей.

Можно выделит пять основных способов и средств, с помощью  которых государство борется  с уклонением от уплаты налогов, а  именно:

— доктрина «существо над  формой»;

— доктрина «деловая цель»;

— право на обжалование  сделок налоговыми и иными органами;

— презумпция облагаемости;

— заполнение пробелов в  налоговом законодательстве.

Доктрина «существо над  формой» сводится к тому, что юридические  последствия сделки определяются ее существом, а не формой. Иными словами, решающее значение при рассмотрении вопроса об уплате или неуплате налогов  имеет характер фактически сложившихся  отношений между сторонами, а  не название договора.

Сущность доктрины «деловая цель» заключается в том, что  сделка, которая создает налоговые  преимущества, недействительна, если она  не достигает деловой цели.

Право на обжалование сделок налоговыми и иными органами является одним из основных способов борьбы с уклонением от уплаты налогов. Налоговые  органы вправе обжаловать в суде сделки, совершаемые юридическими и физическими  лицами.

По российскому законодательству могут быть признаны судом недействительными  мнимые и притворные сделки. Мнимая сделка совершается лишь для вида, без намерения создать соответствующие  ей правовые последствия. Сделка, признанная недействительной, не влечет юридических  последствий. Признание сделки мнимой может привести к довольно серьезным  последствиям для предприятия. Например, предприятие оказывает благотворительную  помощь, суммы которой льготируются по налогу на прибыль, но которая существует только на бумаге (без фактического перечисления сумм, но при составлении соответствующего документа). Данная сделка будет признана судом недействительной, что, в свою очередь, приведет к применению в отношении предприятия финансовых санкций.

Притворной признается сделка, совершенная с целью прикрыть другую сделку. К ней применяются  правила, которые стороны имели  в виду при совершении действительной сделки. Например, договор комиссии может быть выдан предприятием за договор купли-продажи имущества. В случае признания такого договора притворным, к данной сделке будут применяться положения, регулирующие отношения комиссии, и соответственно результаты деятельности по договору у одной из сторон будут облагаться по повышенной ставке налога на прибыль.

Презумпция облагаемости предполагает, что налогом должны облагаться все объекты налогообложения, за исключением тех, которые прямо  перечислены в законе. Причем, если в уголовном праве действует  принцип «презумпции невиновности», в силу которого обвиняемый не должен доказывать свою невиновность — доказать вину обязаны следственные органы, то принцип «презумпции облагаемости»  в этой части перерастает в  презумпцию виновности налогоплательщика, которая подразумевает, что налогоплательщик сам должен доказывать свою невиновность, если будет установлен факт недоимки.

Заполнение пробелов в  налоговом законодательстве сводится к тому, что законодатели принимают  соответствующие поправки к налоговым  законам, закрывая различные «лазейки», дающие возможность уклоняться от уплаты налогов. Такие поправки в основном принимаются по результатам практической деятельности налоговых органов  и вносимых ими в парламент предложений в связи с выявлением случаев легального уклонения от уплаты налогов, совершаемого из-за нечеткости и недоработанности законов.

В течении налогового периода Федеральная налоговая служба проводит проверки организаций на наличие нарушений, связанных с неуплатой или неполной уплатой налогов в бюджет.

Были проанализированы данные ФНС за 2010, 2011 года. В 2010 году ФНС проверено 56 556 фирм, из них в

56 025 обнаружены нарушения,  в результате доначислено налогов на 331,9 млрд руб. В 2011 году процедурам налогового надзора подверглись 51 653 предприятия, в 51 081 обнаружены нарушения, бюджет увеличился  на 271,3 млрд руб. Из сравнения цифр видно, что динамика работы ФНС положительная. Несмотря на некоторое падение результативности проверок в кризис (что связано с общим падением числа фирм и их оборотов), около 300 млрд руб. в год в бюджет доначисляется. Заметим, что приказ о доначислении в бюджет в среднем выполняется на 57–59%. Остальные фирмы по результатам проверок либо идут в суд (и примерно в 30% случаев уменьшают сумму), либо пускаются в бега. Во втором случае возбуждается уголовное дело.

Добытые для бюджета миллиарды  впечатляют. Если бы не тот факт, что выездным проверкам подвергается всего 1,3% зарегистрированных организаций. Кроме того, не является большим секретом, что у налоговиков есть план по доходам. Для его выполнения проверки посылаются в те фирмы, с которых, грубо говоря, есть что взять. В результате за красивыми цифрами доначислений в бюджет видна лишь верхушка айсберга налоговых неплатежей.

Исходя из вышеизложенного  можно сделать вывод, что налоговая преступность в России, складываясь из конкретных преступлений различных категорий, создает угрозу безопасности людей, общества и государства, препятствует осуществлению насущных реформ. Рост налоговых преступлений противоречит интересам экономической безопасности России, тормозит формирование рыночных отношений, оказывает негативное влияние на общественное сознание.

 

Библиографический список

 

1.Коршунова, М. В. Уклонение и оптимизация в системе налогового контроля,Финансы.-М.,2007.-№5.-c.26-30

2. Нужны ли новые налоги, если плохо собираются старые?: [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://newsland.com/.- Загл. с экрана.

Информация о работе Уклонение от уплаты налогов: проблемы и решения