Уголовно-правовая квалификация налоговых преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:30, доклад

Описание работы

Налоговые преступления — это преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов. В настоящее время уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений в российском законодательстве предусмотрена статьями 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса РФ. Обязанность каждого физического и юридического лица по уплате налогов установлена Конституцией РФ.
Признаками налогового преступления являются:

Работа содержит 1 файл

доклад.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

    Налоговые преступления — это преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов. В настоящее время уголовная  ответственность за совершение налоговых  преступлений в российском законодательстве предусмотрена статьями 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса РФ. Обязанность каждого физического и юридического лица по уплате налогов установлена Конституцией РФ.

    Признаками  налогового преступления являются:

    - вина субъекта преступления, то  есть лица, совершившего деяние (более  подробно о субъекте налогового  преступления ниже);

    - общественная опасность деяния;

    - нарушение норм законодательства  о налогах и сборах;

    - наличие запрета уголовного законодательства, предусматривающего ответственность  за совершение деяния.

    Налоговые преступления, хотя и не являются самыми распространенными в России, далеко не единичны. Вместе с тем единства в судебной практике по данной категории дел не наблюдается. В этой связи возникает необходимость в разъяснении ряда проблем, которые по результатам изучения существующей практики применения данных норм вызывают наибольшее количество вопросов.

    Так, уклонение от уплаты налогов или  сборов может совершаться в форме  действия путем умышленного включения  в налоговую декларацию, иные документы, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений или бездействия, выражающегося в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных указанных документов.

Поскольку в соответствии с положениями  налогового законодательства сроки подачи налоговой декларации и уплаты налога (сбора) могут не совпадать, моментом окончания преступлений, предусмотренных ст. 198,199 УК РФ, является фактическая неуплата налогов (сборов) в срок, установленный налоговым законодательством.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ, является достигшее 16-летнего возраста физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), на которое в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по исчислению и уплате в соответствующий бюджет налогов и (или) сборов, а также по представлению налоговой декларации и иных документов, необходимых для осуществления налогового контроля, подача которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательной. В частности, в силу ст. 11 НК РФ таковыми могут быть индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

    Подлежать уголовной ответственности по ст. 198 УК РФ может также иное физическое лицо, которое осуществляет представительство в совершении действий, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

В случаях, когда субъект фактически занимается предпринимательством через подставных лиц (пенсионеров, безработных и т. п.), зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, уклоняясь при этом от уплаты налогов (сборов), его действия следует квалифицировать по ст. 198 УК РФ как исполнителя данного преступления. При этом иных лиц в силу ч. 4 ст. 34 УК РФ надлежит рассматривать как его пособников.

    Субъектами  преступления, ответственность за которое  предусмотрена ст. 199 УК РФ, могут  быть признаны руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, равно как и иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. Ответственности по ст. 199 УК РФ могут подлежать также лица, фактически выполняющие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера). Содеянное следует квалифицировать по п. «а» ч. 2 ст. 199 УК РФ, если указанные субъекты заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов или сборов с организации-налогоплательщика.

    Иные  служащие, например оформляющие первичные  документы бухгалтерского учета, при наличии к тому оснований привлекаются к уголовной ответственности по соответствующей части ст. 199 УК РФ как пособники (ч. 5 ст. 33 УК РФ), умышленно содействующие совершению данного преступления.

    К организациям, о которых идет речь в ст. 199 УК РФ, относятся все перечисленные в ст. 11 НК РФ юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, либо созданные на территории РФ в соответствии с законодательством иностранных государств международные организации, их филиалы и представительства.

Лицо, организовавшее совершение преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, либо склонившее к его  совершению руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) или иных сотрудников организации, равно как и содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и т. п., несет ответственность в зависимости от содеянного как организатор, подстрекатель либо пособник по ст. 33 УК РФ и соответствующей части ст. 199 УК РФ.

    Уклонение от уплаты налогов или сборов возможно только с прямым умыслом с целью  избежание их уплаты полностью или частично. Действия лица, включившего в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, недостоверные сведения по ошибке, без намерения уклониться от уплаты налогов или сборов, а также при наличии обстоятельств, указанных в ст. 111 НК РФ, состава преступления, предусмотренного ст. 198 или 199 УК РФ, не образуют.

    Указанием заведомо ложных сведений в налоговой  декларации или иных документах, представление  которых в соответствии с законодательством  РФ о налогах и сборах является обязательным, является умышленное включение в них любых не соответствующих действительности данных об объекте налогообложения, расчете налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов и иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов и сборов.

    Данные  действия могут представлять собой умышленное неотражение информации о доходах из определенных источников, объектах налогообложения, выражаться в уменьшении действительных сумм прибыли, искажении размеров произведенных расходов, учитываемых при исчислении налогов (например, расходы, на которые уменьшается сумма совокупного налогооблагаемого дохода). К заведомо ложным сведениям также относятся не соответствующие действительности данные о времени (периоде) понесенных расходов, полученных доходов, искажения в расчетах физических показателей, характеризующих определенный вид деятельности, при уплате единого налога на вмененный доход и т. п.

    Если  лицо в целях уклонения от уплаты налогов или сборов осуществляет подделку официальных документов организации, печатей, штампов, бланков, содеянное им, при наличии к тому оснований, влечет уголовную ответственность по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 198 или 199 и ст. 327 УК РФ.

Непредставление налоговой декларации или включение  в нее сведений, повлекшее занижение  налоговой базы, в случаях когда на дату уплаты налога у налогоплательщика имеется переплата в тот же бюджет по предыдущим налоговым периодам, не образует состава преступления, предусмотренного ст. 198 или 199 УК РФ, поскольку не приводит к возникновению задолженности перед бюджетом.

    Обязательным  признаком составов преступлений, предусмотренных  ст. 198 или 199 УК РФ, является крупный  или особо крупный размер неуплаченных налогов или сборов, определяемый согласно примечаниям к ст. 198 и 199 УК РФ (в ред. от 08.12.2003). При этом крупный или особо крупный размер определяется за период в пределах трех финансовых лет подряд.

    Началом трехлетнего финансового периода  считается любая дата календарного года в зависимости от момента  уклонения от уплаты первого по времени  налога или сбора, задолженность по которому включена в состав сумм, образующих крупный или особо крупный размер (ст. 6.1 НК РФ).

При исчислении крупного или особо крупного размера  уклонения от уплаты налогов или  сборов надлежит складывать сумму как  налогов (в том числе по каждому их виду), так и сборов, не уплаченных в пределах трех финансовых лет подряд. При этом следует учитывать только те налоги или сборы, которые не были уплачены в бюджеты различных уровней по истечении налоговых периодов в соответствии с НК РФ. Крупный (особо крупный) размер неуплаченных налогов или сборов исчисляется за период в пределах трех финансовых лет подряд и в тех случаях, когда сроки их уплаты выходят за пределы данного трехлетнего периода и они истекли.

    Конкретная  сумма налогов или сборов (как обязательный признак состава преступления) рассчитывается на основании примечания к ст. 198 или 199 УК РФ. При определении доли неуплаченных налогов или сборов (свыше 10 или 20%) необходимо исходить из суммы всех налогов или сборов, подлежащих уплате за указанный выше период, если размер задолженности составил: по ст. 198 УК РФ — более 100 тыс. руб. или более 500 тыс. руб., по ст. 199 УК РФ — соответственно более 500 тыс. руб. или более 2500 тыс. руб. Все неуплаченные налоги (сборы) складываются в общую сумму налогов (сборов), подлежащих уплате.

    Описанный порядок определения задолженности  не распространяется на случаи, когда  сумма неуплаченных средств составляет более 300 тыс. руб. или более 1500 тыс. руб. для соответствующих частей ст. 198 УК РФ и более 1000 тыс. руб. или 7500 тыс. руб. для соответствующих частей ст. 199 УК РФ.

    Правило исчисления размера неуплаченных налогов  или сборов по признаку доли от суммы  внесенных налогов и сборов в  течение трех финансовых лет подряд может применяться только в ситуациях, когда неуплата налогов или сборов способами, перечисленными в ст. 198, 199 УК РФ, имела место после вступления в силу Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ с учетом требований, изложенных в ст. 10 УК РФ.

По смыслу закона ответственность за преступления, предусмотренные ст. 198 либо 199 УК РФ, может наступить при наличии к тому оснований и за отдельный налоговый период, установленный НК РФ (например, за календарный год или иной промежуток времени применительно к конкретным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате), если уклонение от уплаты одного или нескольких налогов (сборов) составило крупный или особо крупный размер и истекли установленные налоговым законодательством сроки их уплаты.

    В случаях, когда лицо осуществляет юридическое  или фактическое руководство  несколькими организациями и  при этом в отношении каждой из них установлено уклонение от уплаты налогов или сборов, действия субъекта при наличии соответствующих  оснований надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 199 УК РФ.

    Если  налогоплательщик не подал налоговую  декларацию или иные документы, представление  которых в соответствии с законодательством  РФ о налогах и сборах является обязательным (ст. 23 НК РФ), либо включил в них заведомо ложные сведения, в том числе в случаях подачи в налоговый орган заявления о дополнении и изменении налоговой декларации после истечения срока ее представления, но затем до истечения срока уплаты налога или сбора внес сумму обязательного взноса (п. 4 ст. 81 НК РФ), добровольно и окончательно отказавшись от доведения преступления до конца (ч. 2 ст. 31 УК РФ), состав преступления, предусмотренный ст. 198 или 199 УК РФ, отсутствует.

    В соответствии со ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов или иным образом ухудшающие положение налогоплательщика, а также иных участников данных отношений, обратной силы не имеют.

    В этой связи при расчете суммы уклонения следует принимать во внимание только те налоги, сборы, налоговые ставки и их размеры, которые были установлены законодательством для данного налогового периода. При этом последующее их повышение учитываться не должно. В случае если законодательным актом, имеющим обратную силу (п. 4 ст. 5 НК РФ), были отменены налоги или сборы либо снижены размеры их ставок, расчет должен производиться с учетом нового обстоятельства.

    Обязанности налогового агента могут быть возложены  только на те организации или физических лиц, которые являются источником выплаты доходов, подлежащих обложению налогами, например: на добавленную стоимость (ст. 161 НК РФ), на доходы физических лиц (ст. 226 НК РФ), на прибыль (ст. 286 НК РФ).

    Субъектом преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, может являться физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, а также лицо, на которое в соответствии с его должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов (руководитель или главный (старший) бухгалтер, иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий, либо лицо, фактически осуществляющее функции руководителя или главного (старшего) бухгалтера).

Информация о работе Уголовно-правовая квалификация налоговых преступлений