Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 22:00, дипломная работа

Описание работы

В течение последних двух десятилетий в процессе либерализации международной торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличение числа стран-членов.

Работа содержит 1 файл

пример курсовой.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

Основным международным  договором, в соответствии с которым  осуществляется таможенное регулирование  на таможенной территории таможенного  союза является Договор о Таможенном кодексе таможенного союза. А  также целый блок международных  договоров – это соглашения, подготовленные непосредственно в развитие ТК ТС. По состоянию на 1 августа 2010 года подписано 12 соглашений:

Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов  государств-членов таможенного союза  от 21 мая 2010 года;

Соглашение о требованиях к обмену информацией между таможенными органами и иными государственными органами государств-членов таможенного союза от 21 мая 2010 года;

Соглашение о представлении  и об обмене предварительной информацией  о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 21 мая 2010 года;

Соглашение об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного  союза от 21 мая 2010 года;

Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин от 21 мая 2010 года;

Соглашение о некоторых  вопросах предоставления обеспечения  уплаты таможенных пошлин, налогов  в отношении товаров, перевозимых  в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года. (Обеспечения уплаты таможенных платежей, внесенные в таможенные органы Казахстана, пока не принимаются таможенными органами Беларуси и России);

Соглашение об особенностях таможенных операций в отношении  товаров, пересылаемых в международных  почтовых отправлениях от 18 июня 2010 года;

Соглашение об освобождении от применения таможенными органами государств-членов таможенного союза определенных форм таможенного контроля от 18 июня 2010 года;

Соглашение о свободных  складах и таможенной процедуре  свободного склада от 18 июня 2010 года;

Соглашение об особенностях использования транспортных средств  международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также железнодорожного подвижного состава общего пользования, осуществляющего перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории таможенного союза от 18 июня 2010 года;

Соглашение по вопросам свободных (особых) экономических зон  на таможенной территории таможенного  союза и таможенной процедуры  свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года;

Соглашение о порядке  перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с выпуском таких товаров от 18 июня 2010 года.

Все перечисленные  соглашения до их вступления в силу после ратификации временно применяются  с 6 июля 2010 года – дня вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года. 

 

    2.2 Сравнительный анализ  таможенно-тарифного  регулирования в  России до вступления  в Таможенный союз

Анализируя российскую систему таможенно-тарифного регулирования до вступления в Таможенный союз, можно сделать вывод, что в целом она соответствовала международным требованиям, однако имела ряд особенностей.

Во-первых, обращено внимание на сравнительно высокий, в том числе  на фоне других стран СНГ, уровень  тарифной защиты внутреннего рынка: средневзвешенная ставка ввозных пошлин составляла в 2008 г. 11,17%. Причем в отличие от большинства стран мира указанная величина в России в текущем десятилетии имела тенденцию к росту.[23]

Во-вторых, указано  на существенную долю импорта, охваченного  международными тарифными пиками (на долю позиций со ставками свыше 15% в 2006 г. приходилось 18,4% их общего числа) и неадвалорными пошлинами (26% его  стоимости в 2007 г.).

В-третьих, констатируется сравнительно низкая степень дифференциации (разброса ставок) импортного тарифа, что  затрудняет реализацию структурных  задач тарифной политики и не в  полной мере соответствует потребностям динамично развивающейся российской экономики. Отмеченное, вкупе с большим числом тарифных пиков и неадвалорных ставок, говорит о преимущественно фискальной направленности национального таможенного тарифа.

В-четвертых, в качестве характерной черты российской таможенно-тарифной политики называется сохранение экспортных пошлин на широкий круг товаров. Несмотря на трехкратное сокращение числа облагаемых пошлинами товаров в 2005-2007 гг. (отменены на многие виды продукции с высокой добавленной стоимостью), к концу 2007 г. вывозные пошлины действовали в отношении 397 товарных позиций (на уровне 10 знаков ТН ВЭД). Экспортные пошлины служат для нашей страны инструментом изъятия природной ренты (нефть и газ), ограничивают вывоз ряда товаров (аграрные товары, лес круглый, лом и отходы металлов), пополняют доходы бюджета (полимеры, металлы, рыба и морепродукты).

В целом для России фискальная функция таможенных пошлин играет огромную роль. В 2007 г. объем  поступлений от взимания таможенных пошлин (ввозных и вывозных) составил почти 30% общей суммы доходов федерального бюджета. Этот показатель не имеет аналогов в зарубежной практике, за исключением 4-5 беднейших или карликовых африканских государств.

Отличительной чертой таможенно-тарифного регулирования  в РФ является частое изменение ввозных  и вывозных таможенных пошлин. В 2007 г., например, были изменены ставки импортных пошлин по 1570 тарифным позициям. С одной стороны, изменения позволяют учитывать сдвиги в структуре товарных потоков, решать задачи развития национальной экономики, но с другой – создают неопределенность и риски для отечественных и зарубежных предпринимателей.[24]

Несмотря на положительные  сдвиги последних лет, система таможенного  контроля в РФ нуждается в существенном улучшении. Сохраняется проблема "серого", или недостоверно декларируемого импорта (искажение номенклатуры товаров, занижение таможенной стоимости), что особенно характерно при ввозе товаров народного потребления. Из-за незаконного ввоза потери несет федеральный бюджет, ухудшается внутренняя конкурентная среда, поскольку недобросовестные импортеры получают неоправданные ценовые преимущества, стимулируется коррупция, увеличиваются расходы потребителей.

Вступление России в Таможенный союз-это большой шаг к решению многих таможенно-тарифных проблем в России. Происходит принятие важных соглашений, в первую очередь к ним относятся соглашения, подписанные 25 января 2008 г.: "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе", "О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран", "О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам" и др. Некоторые положения, регулирующие указанные вопросы, содержатся также в Протоколе "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе", подписанном 11 декабря 2009 г.

Таможенный союз является особой формой международного сотрудничества. Его основные цели - формирование единого экономического пространства стран-участниц, упрощение и унификация таможенных процедур и др. Однако их достижение требует длительной совместной работы органов государственной власти, международных организаций, некоммерческих организаций и представителей бизнеса. Формирование таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана рассчитано на длительный период - до 2012 г. В течение этого срока будут поэтапно проводиться мероприятия, направленные на достижение целей Таможенного союза, в частности, запланировано принятие ряда соглашений по вопросам взаимодействия органов государственной власти, валютного регулирования, регулирования взаимоотношений коммерческих субъектов и др. Отмена таможенного контроля на границе с Белоруссией планируется на 1 июля 2010 г., а на границе с Казахстаном - 1 июля 2011 г. В настоящее время уже сделаны существенные шаги к указанной цели.

Если товар экспортируется за пределы таможенной территории Таможенного  союза, к нему применяются ставки вывозных пошлин страны, в которой он был произведен. Взимание пошлин по соответствующим ставкам обеспечивается таможенными органами страны, с территории которой осуществляется фактический вывоз товаров (ст. 3 Соглашения "О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран").

Таким образом, осуществление  таможенного контроля, взимание таможенных платежей, обеспечение соблюдения таможенного  законодательства должно будет полностью  осуществляться на внешней границе  Таможенного союза.[25]

Особый интерес  вызывает налоговое регулирование  коммерческих операций между налогоплательщиками  стран-участниц.

В Таможенном союзе  устанавливается единое таможенно-правовое регулирование и дифференцирование мер таможенно-тарифного регулирования. Реализация указанных мер возлагается на таможенные органы. В отношении налогового регулирования предусмотрена возможность каждой из стран устанавливать собственные ставки косвенных налогов, однако соблюдение налогового законодательства обеспечивается налоговыми и иными органами государственной власти стран - участниц Таможенного союза. В связи со сказанным, видимо, в будущем будет совершенствоваться союзное и национальное законодательство, регулирующее взаимодействие органов государственной власти стран-участниц, а также гармонизация их национального законодательства (в первую очередь налогового).  

 

    2.3 Основные направления  таможенно-тарифной  политики России  на 2011-2013 года

Основные направления  таможенно-тарифной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов подготовлены во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период» в соответствии с положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2020 года, Внешнеэкономической стратегией Российской Федерации до 2020 года.

Качественное изменение  условий осуществления таможенно-тарифной политики в рассматриваемый период вызывает необходимость принятия адекватных содержательных институциональных и организационно-процедурных управленческих решений.

Во-первых, необходимо обеспечить эффективность и оперативность  механизма функционирования наднациональных  органов таможенного союза, полностью  отвечающего задачам, стоящим как перед союзом в целом, так и каждой из стран-участниц. Это требует внедрения соответствующих правил, процедур и регламентов, позволяющих действенно согласовывать позиции сторон в рамках ТС и учитывать их в рамках решений наднациональных органов.

Во-вторых, предстоит  выработать и внедрить эффективные  механизмы продвижения позиции  России в таможенном союзе, усилить  обосновательную базу предлагаемых российской стороной решений, прогнозирование  их социально-экономических и торгово-политических последствий. Необходимо вести дело к тому, чтобы ведущая роль России в таможенном союзе подкреплялась конкретными результатами в отношении соблюдения экономических и торгово-политических интересов российской стороны. В этих целях предстоит повысить транспарентность механизма выработки предложений российской стороны, шире привлекать к обсуждению проектов бизнес-сообщество.

Повышение отдачи от участия России в таможенном союзе  делает актуальным формирование системы  предотвращения потерь и рисков, связанных  с адаптацией к новым, пока еще несовершенным условиям функционирования ТС (включая возможное увеличение транзакционных издержек для отдельных российских участников внешнеэкономической деятельности, ущемление интересов некоторых групп отечественных товаропроизводителей, межбюджетный 4 перелив финансовых средств, «перетекание» внешнеторговых потоков в страны с меньшими таможенными издержками). [26]

Важнейшим направлением, снижающим риски переориентации внешнеторговых потоков на рынки других стран таможенного союза, должно стать создание в России конкурентоспособного механизма таможенного администрирования, позволяющего участникам внешнеэкономической деятельности оперативно и экономически комфортно осуществлять весь комплекс действий, связанных с помещением товаров под таможенные процедуры.

В-третьих, новые задачи российской экономики вызывают необходимость  более тесно интегрировать таможенно-тарифную политику в процессы диверсификации, структурной перестройки и внедрения инноваций в отечественный производственный комплекс. Это требует, помимо усиления структурной и стимулирующей функций таможенно-тарифной политики, ее согласования и тесной увязки с приоритетами промышленной политики.

С ростом инвестиционной активности в российской экономике в посткризисный период должна усилиться стимулирующая функция таможенно-тарифной политики, направленная на создание условий для переноса высокотехнологичных производств на территорию России, развитие производственно-технологической кооперации, расширение экономически эффективного доступа к новым технологиям, машинам, оборудованию для крупномасштабной модернизации производственных мощностей. В целях привлечения иностранных инвестиций необходимо обеспечить существенное снижение издержек, возникающих по причине обременительных таможенных и административных процедур, при получении международных инвестиционных товарных кредитов и прямых вложений капитала.

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе