Сущность,методы и принципы налогового планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 21:17, реферат

Описание работы

Государственная власть во все времена нуждалась в средствах для своего
содержания, но методы привлечения этих средств менялись в зависимости от
обстоятельств и уровня развития общества.

Работа содержит 1 файл

Налоговое планирование в малом бизнесе.doc

— 105.50 Кб (Скачать)
 

Введение 

Государственная власть во все времена нуждалась  в средствах для своего

содержания, но методы привлечения этих средств  менялись в зависимости от

обстоятельств и уровня развития общества.

Сущность налогов  заключается в отношениях безвозмездного присвоения.

Государство осуществляет обязательные сборы с юридических  и физических лиц.

Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями  граждан и

юридических лиц  и государства по поводу формирования государственных

финансов. Социально-экономическая сущность налогов, их типы, структура и роль

видоизменяются  вместе с природой и функциями  государства.

Современный период функционирования промышленных предприятий  в Российской

Федерации —  период изменения внешней среды  хозяйствования, заключающийся в

ужесточении конкурентной борьбы в секторе обрабатывающей промышленности

(прежде всего  с привлечением иностранных инвестиций); увеличении давления со

стороны естественных монополистов; социальной сферы (как  находящейся на

балансе промышленных предприятий, так и в муниципальной собственности).

Функционирование  Государственных органов характеризуется  наличием высоких

издержек ведения  бизнеса, основная доля которых приходится на налоговое

администрирование, имеющее сложную структуру и  методологию взимания налоговых

и иных приравненных к налогам платежей.

Если проанализировать величину налоговой нагрузки, приходящуюся на

промышленный  сектор экономики, которая по некоторым  оценкам достигает 60%

добавленной в  продукт предприятием стоимости; и, учитывая, что добавочная

стоимость, произведенная  предприятием, складывается в основном из

прожиточного  минимума персонала предприятия, необходимого для восстановления

его трудоспособности, и прибавочного продукта, распределяемого  на иные цели

(прибыль предпринимателя,  налоги, инвестиции, содержание социальной сферы);

то становится очевидной необходимость рациональной и эффективной организации

учета и планирования налоговых издержек предприятия. Речь в данном случае

должна вестись  о научно обоснованной и практически  целесообразной системе

организации налогового менеджмента, и, в частности, основной его составляющей

- налоговом планировании, способной в той или иной  мере сгладить риски,

возникающие в  связи с налогообложением хозяйственной  деятельности

промышленных  предприятий.

Организация эффективной системы налогового планирования на российских

промышленных  предприятиях способна выступить связующим  звеном между

различными стадиями и комплексами общеэкономического планирования

предприятия, как  тактического, так и стратегического. Экономической

конструкции под  названием “налоговое планирование" присущ комплексный

характер, выражающийся, прежде всего в многообразии взаимосвязей с различными

проявлениями  управленческого воздействия во внутренней структуре организации.

Иными словами, налоговое планирование, вплотную взаимодействуя с такими

управленческими функциями, как маркетинг, финансы, учет, кадровая политика,

снабжение, в  то же время является одним из базовых  инструментов генерирования

показателей эффективности  функционирования предприятия, так как расчет

последних без  учета налоговых последствий  представляется весьма неразумным и

иррациональным. Следовательно, налоговое планирование должно стать

обязательным  инструментарием в комплекте  менеджмента российского предприятия

при принятии того или иного управленческого решения.

      
 

Сущность  налогового планирования

Сущность налогового планирования заключается в признании  за каждым налогоплательщиком права  использовать все допустимые законами средства, приемы и способы для  максимального сокращения своих налоговых обязательств. 
   Налоговое планирование можно определить как организацию деятельности налогоплательщика таким образом, чтобы минимизировать его налоговые обязательства на стабильный период без нарушения буквы и духа законов. Иными словами, оно означает выбор между различными вариантами деятельности юридического лица и размещения его активов для достижения возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. 
   В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное 
использование всех установленных законом льгот и преимуществ, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства. 
   Налогоплательщик вправе организовывать свои дела таким образом, чтобы получить максимальную налоговую экономию; при этом суды обязаны признавать законность таких действий налогоплательщика и соответствующих налоговых последствий. 
   В Российской Федерации субъекты предпринимательской деятельности обладают правом защищать свои имущественные права любыми, не запрещенными законом способами. Поскольку налог - это изъятие в доход государства определенной части имущества налогоплательщика, а право собственности первично, следовательно, налогоплательщик вправе избрать вариант уплаты налогов, позволяющий сохранять собственность, минимизировать налоговые потери. Данное положение особенно важно в связи с действующей в налоговом праве "презумпцией облагаемости", что выражается в обложении государством налогами всех доходов, за исключением перечисленных в законе. 
   Статья 21 Налогового кодекса Российской Федерации прямо предусматривает, что "налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах". 
   В Кодексе также провозглашена "презумпция невиновности" налогоплательщика, сформулированная в ч.6 ст. 108. Каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Установлено, что обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении, возлагается на налоговые органы. 
   Данный важнейший принцип налогового права дополняется следующими важными правилами: 
-  все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика; 
- налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам. 
   Следует разграничивать уклонение от уплаты налогов (tax evasion), обход налогов (tax avoidance) и налоговое планирование (tax planning).  

 Уклонение  от уплаты налогов, как правило,  осуществляется в виде незаконного  использования налоговых льгот,  несвоевременной уплаты налогов  и сокрытия доходов, непредставления  или несвоевременного представления документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов. Иными словами, уклонение от уплаты налогов имеет место, когда налогоплательщики занижают свои налоговые обязательства способами, прямо или косвенно запрещенными законом, либо вообще не уплачивают налоги, или уплачивают их не должным образом. Именно элемент незаконного уменьшении налоговых обязательств позволяет разграничить уклонение от уплаты налогов и налоговое планирование. 
   Понятие "уклонение от уплаты налогов" определено только в одном законе - Уголовном кодексе Российской Федерации. Статьи 198 и 199 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за "уклонение гражданина от уплаты налога" (статья 198) в форме уклонения от подачи декларации о доходах или включения в декларацию заведомо ложных сведений и "уклонение от уплаты налогов с организаций" путем включения в бухгалтерские документы предприятия заведомо искаженных данных о доходах или расходах, либо путем сокрытия других объектов налогообложения (статья 199). 
   Понятие "уклонение от уплаты налогов" используется в России не только при привлечении налогоплательщиков к уголовной ответственности. Фактически к уклонению от уплаты налогов приравнивается большинство налоговых правонарушений, предусмотренных законодательством. 
   Понятие "уклонение" часто используется не по назначению. В частности, есть примеры, когда на просьбу разъяснить какое-либо положение налогового законодательства, с тем чтобы получить возможность правомерно воспользоваться какой-либо льготой по уплате налогов, сотрудники налогового органа отвечали отказом, мотивируя свои действия "нежеланием способствовать уклонению от уплаты налогов". Однако стремление налогоплательщика воспользоваться льготой на законных основаниях не может рассматриваться как уклонение от уплаты налогов. Более того, налогоплательщики имеют законное право предъявлять подобные требования на основании ст. 21 НК РФ. 
   Нарушениями налогового законодательства, образующими уклонение от уплаты налогов, являются лишь некоторые виды налоговых правонарушений, совершение которых связано с умышленной деятельностью налогоплательщиков. В качестве примера можно привести сокрытие дохода или иных объектов налогообложения. 
   Напротив, действия, связанные с неправильным исчислением суммы налога, подлежащего уплате в соответствующий бюджет, ошибочное использование налоговых льгот и другие нарушения при отсутствии признаков умышленного нарушения налогового законодательства не могут признаваться действиями, направленными на уклонение от уплаты налогов. Следовательно, и ответственность налогоплательщиков за такие действия должна быть меньше, чем за умышленные нарушения налогового законодательства. Отсутствие четко разработанных принципов разграничения понятий уклонения от уплаты и налогов и налогового планирования может привести (и приводит на практике) к подмене одного понятия другим и, как следствие, к необоснованному применению финансовых санкций. 
   Обход налогов представляет такую практику, когда предприятие или физическое лицо не становится налогоплательщиком либо в силу того, что осуществляет деятельность, по закону не подлежащую налогообложению, или получает необлагаемые налогами доходы, либо в силу отсутствия регистрации в налоговых органах. 
   Можно выделить два способа обхода налогов: законный и незаконный. Если лицо воздерживается от получения доходов в формах, с которыми законодатель связывает обязанность уплаты налогов, в том числе и по повышенным ставкам, то это не противоречит закону и может использовать практически без ограничений. Например, российское законодательство устанавливает повышенные ставки налога на прибыль, полученную от посреднических операций на основе договоров комиссии и поручения. Если налогоплательщик не вступает в эти гражданско-правовые отношения и тем самым уменьшает свои налоговые платежи, то оспаривать правомерность его действий нет оснований. 
   Второй способ обхода налогов предусматривает использование запрещенных законом приемов (например, уклонение от регистрации предприятия) и, таким образом, наряду с уклонением от уплаты налогов, является налоговым правонарушением. 
   Налоговым планированием называется разработка и применение специальных приемов уменьшения налоговых обязательств налогоплательщика правомерными способами и средствами. Отличие от обхода налогов состоит в том, что налоговое планирование - это не пассивное, а активное поведение налогоплательщика. Оно не предполагает, например, отказа от ведения определенных видов бизнеса, а направлена на их рационализацию с налоговой точки зрения. 
   Однако не всякая деятельность, направленная на уменьшение налоговых обязательств в рамках закона, может называться налоговым планированием. Если налогоплательщик совершает действия или сделки без хозяйственной цели, а исключительно для получения налоговых льгот или иных налоговых преимуществ, такие действия или сделки могут быть признаны недействительными. 
   В иностранной литературе понятие "уклонение от уплаты налогов без нарушения закона" (tax avoidance) иногда приравнивается к понятию "налоговое планирование" (tax planning). 
Отдельные вопросы, решаемые на различных этапах налогового планирования, имеют важнейшее организационное значение для всей деятельности налогоплательщика, что позволяет отнести их к сфере стратегического налогового планирования. К их числу относятся прежде всего вопросы размещения и выбора формы юридического лица, реорганизации юридических лиц, в том числе направленной на создание групп предприятий, расширение предприятия, выбора инвестиционной политики. 
   Не менее важно и текущее налоговое планирование повседневной предпринимательской деятельности, поскольку от его эффективности зависит достижение конечного результата налогового планирования - минимизация налоговых обязательств предприятия на стабильный период. К текущему налоговому планированию относятся планирование сделок, реагирование на налоговые нововведения и т.п. 
   Налоговое планирование - процесс творческий. Оно зависит от состояния налогового законодательства в стране, налогового климата (основных направлений бюджетной, инвестиционной и налоговой политики государства и состояния правопорядка), комплекса законодательных, административных и судебных мер, находящихся в распоряжении налоговых органов и направленных на предотвращение уклонения от уплаты налогов, от состояния правовой культуры налогоплательщиков, а также от профессионализма налоговых консультантов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Этапы налогового планирования 

Планирование  налогов можно разбить на этапы.

Знание налогов  — точное знание текущего налогового законодательства, его дальнейшего  развития; понимание того, какие положительные или негативные стороны оно имеет для предприятия;  

Соблюдение налоговых  законов — своевременная и  четкая подготовка налоговых деклараций, отчетов, уведомлений и других документов, полная уплата всех причитающихся налоговых  платежей;  

Представление в налоговых органах — отправка налоговых деклараций, отчетов, уведомлений  и других документов в налоговые  органы, оказание помощи налоговым  органам во время налоговых проверок и на других этапах соблюдения налоговых  законов; переговоры с налоговыми и другими органами по вопросам нарушения налогового законодательства, снижения налогов и списания налоговой задолженности; представление предприятия в судебных органах по делам о налоговых правонарушениях; 

Налоговая оптимизация  — планирование и управление хозяйственными операциями для достижения наиболее выгодной налоговой позиции в стратегической перспективе.

Другие исследователи  при описании процесса налогового планирования используют следующую градацию процедур:

На первом этапе  налогового планирования, который совпадает с моментом возникновения идеи организации коммерческого предприятия, осуществляется формулирование целей и задач нового образования, сферы производства и обращения. В связи с этим, сразу же решается вопрос о том, следует ли использовать те налоговые льготы, которые предоставлены законодательством для малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере материального производства.

На втором этапе  решается вопрос о наиболее выгодном с налоговой точки зрения месте  расположения предприятия и его структурных подразделений, имея в виду не только страны и регионы с льготным режимом налогообложения, но и регионы России с особенностями местного налогообложения.

На третьем  этапе решается вопрос о выборе одной  из существующих организационно-правовых форм предприятия.

На четвертом  этапе анализируются все предоставленные  налоговым законодательством льготы по каждому из налогов на предмет  их использования в коммерческой деятельности — по результатам анализа  составляется план действий в отношении осуществления льгот по выбранным налогам, который является составной частью общего налогового планирования.

На пятом этапе  производится анализ всех возможных  форм сделок, планируемых в коммерческой деятельности с точки зрения минимизации совокупных налоговых платежей и получения максимальной прибыли.

На шестом этапе  решается вопрос о рациональном размещении активов и прибыли предприятия, имея в виду не только предполагаемую доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода. 

Третьи полагают, что процессу налогового планирования свойственна следующая структура:

анализ хозяйственной  деятельности;

вычленение основных налоговых проблем;

разработка и  планирование налоговых схем;

подготовка и  реализация налоговых схем;

включение результатов  в отчетность и ожидание реакции  контрольных органов.

Приведенные выше характеристики содержания процесса налогового планирования основываются, прежде всего, на определении налогового планирования — как практической деятельности по оптимизации налогового портфеля. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Принципы  налогового планирования

 Взаимоотношения  хозяйствующих субъектов и граждан  с государством по поводу формирования государственных финансов выражают экономическое содержание налогов. С одной стороны, сумма налоговых поступлений обязана обеспечивать наполнение государственной казны, а с другой - величина налоговой нагрузки на налогоплательщиков не должна лишать их стимулов к дальнейшему развитию. Таким образом, важнейшей задачей функционирования налоговой системы любой страны всегда являлось определение оптимального уровня налогового бремени, позволяющего сочетать перспективные интересы государства и хозяйствующего субъекта.

Государство и  налогоплательщик находятся по разные стороны баррикад: государство заботится  о максимальном наполнении государственного бюджета, а налогоплательщик стремится  к сохранению собственного. И сколько существуют сами налоги, предпринимаются и попытки уклониться от них или уменьшить их тяжесть. История показывает, что введение новых налогов или изменение порядка уплаты действующих немедленно вызывает ответную реакцию налогоплательщиков, направленную на снижение налогового бремени.

Информация о работе Сущность,методы и принципы налогового планирования