Сущность, виды и функции налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и прочие. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Налогообложение основывается на 15 социальных законах, законе о бюджете и налоговом кодексе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2

1. Экономическая сущность налогов……………………………………………….3

2. Виды налогов ……………………………………………………………………..8

3. Основные функции налогов……………………………………………………...11

Заключение………..………………………………………………………………….15

Список литературы…………………………………………………………………..16

Работа содержит 1 файл

сущность и функции налогов.docx

— 57.23 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине «Макроэкономика»

на тему «Сущность, виды и функции налогов» 

Направление «Экономика, диагностика бизнес процессов  и корпоративной отчетности»

Заочное отделение 
 
 
 

Руководитель  курсовой

Работы                             И.П. Половинкин 

Выполнил студент                 А.С.Сенякин 
 

Воронеж 2011 год 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2

1. Экономическая сущность налогов……………………………………………….3

2. Виды налогов  ……………………………………………………………………..8

3. Основные функции  налогов……………………………………………………...11

Заключение………..………………………………………………………………….15

Список литературы…………………………………………………………………..16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    Государство, выражая интересы общества в различных  сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и прочие. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Налогообложение основывается на 15 социальных законах, законе о бюджете и налоговом кодексе.

      Налоги  – обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды по ставке, устанавливаемой в законодательном порядке. Выплаты принудительны и безвозмездны. Налоги – гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

      Налоговая система РФ представлена совокупностью  налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке  на территории страны; целевыми отчислениями в около 15 государственных внебюджетных фондов; компетенцией органов государственной  власти в области налогового регулирования  и способами их взаимодействия между  собой; методами исчисления налогов, а также налоговым контролем.

      Налоговая система возникла и развивалась  вместе с государством. На самых  ранних ступенях государственных организаций начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций: защита территории; выполнение управляющих и распределительных функций; поддержание внутреннего порядка; сбор налогов и податей с населения и прочие.

      По  мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения. Показательным примером может служить то, что в XVII веке в Голландии порция рыбы в харчевне облагалась 34 налогами (акцизами). Неизбежность налогов настолько очевидна, что еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключение смерти и налогов».

      По  мере развития государства как социального  института, налоговая система стремительно развивалась, и уже в 70-80-е годы XX века в западных странах распространилась и получила признание бюджетная концепция, исходящая из того, что налоговые поступления являются продуктом двух основных факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX века ведущие страны мира, такие, как США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Швеция и некоторые другие провели налоговые реформы, направленные на ускорение и накопление капитала и стимулирование деловой активности. В этих целях снижена ставка налога на прибыль корпораций. Например:

      •   в США ставка корпорационного  налога уменьшена с 46 до 34%;

      •   в Великобритании - с 45 до 35%;

      •   во Франции - в 1986 году с 50 до 45% , а в 1991 году -до 42%;

      •   в Японии - в 1989 году с 42 до 40%, а в 1990 году - до 37,5%.

      В 1994 году началось поспешное проведение налоговой реформы в Дании.

      Начало  девяностых годов явилось также  периодом возрождения и формирования налоговой системы Российской Федерации.

      В настоящей работе мы рассмотрим сущность налогов, их виды и основные функции. 

1. Экономическая сущность  налогов

      Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.

      Налоги, как отмечают К. Маркс и Ф. Энгельс, появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти... ". В истории развития общества, еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

      Таким образом, налогообложение — это  система распределения доходов  между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

      Денежные  средства, вносимые в виде налогов  не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику, какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

      В условиях рыночной экономики любое  государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

      В налогах заложены большие возможности  по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны государства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления. Так, налоги могут использоваться для регулирования производства - стимулирования развития определенных отраслей, ограничения развития или сдерживания каких-либо экономических процессов и т.п. С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог.

      В налогах заложены возможности и  регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

      Налоги  могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления.

      Но  налоги это не только экономическая  категория, но и финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.

      В практике налоги имеют вполне экономическое  содержание. Их можно рассматривать  как плату государству за те услуги, которые оно оказывает населению  и другим субъектам экономики в виде внутренней и внешней безопасности, экономической и социальной стабильности и других благ, относящихся к категории общественных.

      Взимается налог по определенной ставке, представляющей собой долю облагаемых налогом средств субъектов экономики. При этом налог может быть денежным и натуральным.

      По  объектам обложения налоги делятся:

      -  на налог на доходы (выручку,  прибыль, заработную плату, проценты, дивиденды, ренту);

      - налог на добавленную стоимость  продукции, работ, услуг;

      - налог на имущество (предприятий  и граждан);

      - налог на определенные виды деятельности и сделки (например, сделки с ценными бумагами);

      - налог за пользование природным ресурсами.

      Налоги  могут устанавливаться на различных  уровнях государственной власти: федеральном, региональном, местном. Это означает, что они поступают в соответствующие бюджеты.

      Налоги  могут поступать не только в госбюджет, но и во внебюджетные фонды: фонд социального страхования, фонд занятости, дорожный фонд и т.д.

      Для понимания сущности налогов не малое  значение имеет знание и понимание признаков налогов. К ним относятся:

      1. Императивность - то есть требование  со стороны государства обязательности  налогового  платежа.  При  невыполнении  налогового обязательства, применяются соответствующие санкции.

      2. Смена собственника - в частности  через налоги, доля частной собственности  становится государственной или муниципальной, образуя бюджетный фонд.

      3. Безвозвратность и безвозмездность  — налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются к конкретному плательщику.

      Налоговая система базируется на соответствующих  законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов. К важнейшим элементам налогов относятся:

      1. Субъект налога - налогоплательщик, то есть физическое или юридическое  лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог.

      2. Носитель налога - юридическое или  физическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода. При этом носитель налога вносит налог субъекту налога, а не государству. Классический пример этому - субъект налога - производитель или продавец товара, например, по налогу НДС, а носитель налога — покупатель товара.

Информация о работе Сущность, виды и функции налогов