Сущность оффшорных зон, цели их создания, экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:54, контрольная работа

Описание работы

Данная работа предназначена для создания полной картины деятельности современных офшорных зон не только за рубежом, но и в России, а также для осознания возможностей российских налогоплательщиков по использованию налоговых стимулов, льгот и особых режимов налогообложения, вводимых иностранными государствами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОФШОРНЫХ ЗОН…………..
ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ ОФШОРНЫХ ЗОН…………………………………
ВЛИЯНИЕ ОФШОР НА МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ....…….………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..

Работа содержит 1 файл

СУЩНОСТЬ ОФФШОРНЫХ ЗОН, ЦЕЛИ ИХ СОЗДАНИЯ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

Характерным для офшорных зон является их дифференциация по полям действия. Например, Барбадос совершенствует свое банковское законодательство для увеличения конкурентоспособности. Багамы активно проводят работы по привлечению банковского бизнеса, страховых компаний и судов на льготных условиях. Каймановы острова на данный момент представляют собой быстро растущую юрисдикцию с высокими требованиями к финансовой секретности. На сегодняшний момент там зарегистрировано 18 тыс. корпораций, что превышает количество местных жителей. Правительственные должностные лица этого государства считают, что через конфиденциальные банковские счета ежегодно проходят 10 млрд. долл[7].

Компании, зарегистрированные в офшорных зонах, являются в основном представителями среднего или крупного бизнеса. Субъектам малого предпринимательства регистрация и содержание офшорных компаний обходится слишком дорого, поэтому им выгоднее организовывать деятельность в своей стране.

Во многих офшорах требуется обязательное трудоустройство местных жителей в секретарское бюро, тем самым решается проблема занятости.

Офшорные зоны предоставляют широкие возможности для достижения как законных, так и незаконных целей практически не ограниченному кругу лиц в любом регионе мира. Рассмотрим наиболее типичные цели использования этих возможностей[8]:

1.             Цели, не связанные с совершением преступлений. Наиболее часто офшорные зоны используются предпринимателями в целях налогового планирования, то есть легальной оптимизации налоговых платежей. Налоговое планирование связано с осуществлением сделок, которые имеют налоговую мотивировку, но соответствуют букве и духу закона.

Другой важной целью использования офшорных схем является защита активов бизнеса и минимизации риска их экспроприации при осуществлении предпринимательской деятельности в политически или экономически нестабильной стране.

Существуют цели использования налоговых убежищ, не связанные с бизнесом. Например, секретность офшорных юрисдикций может быть полезна для стороны в гражданском судебном разбирательстве, например, при разводе.

Хотя имеется ряд законных оснований использования офшорных территорий, вместе с тем они создают и облегчают возможности злоупотреблений и преступлений. И в том, и в другом случае принципиальные схемы использования офшорного режима близки либо тождественны. Наиболее важным фактором, благоприятствующим совершению преступлений, является режим финансовой секретности. Он создает благоприятные условия для эффективной маскировки следов совершения преступлений. В распоряжении преступников появляются эффективные инструменты противодействия деятельности правоохранительных органов по документированию фактов сокрытия доходов, анализу денежных потоков и выявлению источников финансовых фондов. Офшорные юрисдикции используются для генерирования фиктивной финансовой документации, для придания видимости законности незаконной экономической деятельности. В структуре мотивов криминального использования офшорных зон можно условно выделить две группы: имеющие целью совершение или сокрытие налоговых преступлений, и связанные с совершением и сокрытием иных экономических преступлений.

2.             Использование офшорных зон для облегчения уклонения от налогов. Офшорные юрисдикции открывают возможности для бесчисленного множества схем уклонения от налогов. Большинство их предполагает использование в основном различных типов общих компаний, а также офшорных трастов, офшорных банков, офшорных страховых компаний и других специализированных компаний.

3.             Цели, связанные с совершением экономических неналоговых преступлений (контрабанда наркотиков, накопление и отмыванием нелегальных доходов и др.).


3. ВЛИЯНИЕ ОФШОРНЫХ ЗОН НА МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ

 

Факт существования офшорных государств оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на мировую экономику. Подробнее их влияние представлено в таблице[9].

Влияние офшорных зон на мировую экономику

Положительные стороны

Отрицательные стороны

— Активизация трансграничных финансовых потоков и ускорение оборота финансовых активов в международном масштабе.

— Содействие развитию финансовых рынков.

— Создание условий для диверсификации инвестиций, расширения доступа к кредитам и лучшей аллокации капитала.

— Побуждение к снижению общего налогового бремени и на этой основе стимулирование экономической активности в глобальной экономике.

— Снижение риска экспроприации и создание условий для защиты прав собственности, что, в свою очередь, может инициировать повышение экономического роста, прежде всего в странах-донорах.

— Содействие процветанию тех государств, где офшоры расположены, что способствует более гармоничному развитию мировой экономики в целом.

— Повышение конкурентоспособности компаний на национальном и глобальном уровнях за счет использования более гибких стратегий развития.

— Возникновение недобросовестной налоговой конкуренции, отнимающей доходы у офшорных стран.

— Создание элемента нестабильности в мировой экономике и финансах вследствие возможности накопления в оффшорных зонах больших объемов капиталов, прежде всего спекулятивных.

— Содействие оттоку капитала.

— Поддержка теневой экономики.

— Сокращение занятости в странах-донорах.

— Неблагоприятное влияние на социальную ситуацию в странах-донорах, связанное с негативной оценкой ухода от налогов в общественном мнении.

— Предоставление неоправданных

конкурентных преимуществ

отдельным компаниям.

 

Как видно из табл., одно и то же свойство офшоров может трактоваться и как преимущество, и как недостаток в зависимости от конкретных интересов частных инвесторов, национальных властей или международных организаций.

Таким образом, финансово-правовой механизм в деятельности офшорных зон имеет разновекторную направленность. С одной стороны, он выступает как легальный инструмент проведения торгово-финансовых операций, а с другой – преследует цель отмывания значительных сумм финансовых ресурсов, направленных на обогащение интересов частнопредпринимательского сектора.

С учетом данных обстоятельств правовые органы различных государств объединяют свои усилия в профилактике деятельности правовых организаций, примером которых выступают Интерпол и ряд правоохранительных комиссий в рамках системы ООН.

Следует отметить, что создание офшорных компаний связано с утечкой капитала из России и, следовательно, сокращением налоговых поступлений в российский бюджет. В этом случае речь может идти:

а) о легальном сокращении налоговых доходов в связи с использованием соглашений об избежании двойного налогообложения и либерализацией режима трансграничного перемещения инвестиций;

б) о целенаправленной передаче части налоговых доходов в формально иностранные компании, зарегистрированные в оффшорных государствах;

в) о нелегальном уходе от налогов в результате вывоза капиталов из России, в том числе капиталов, которые по различным причинам не были учтены в России.

Очевидно, для беспокойства о том, что капитал «бежит из страны», повод имеется, поскольку растет его «серый» вывоз, фиксируемый в статистике платежного баланса как невозвращенная экспортная выручка, фиктивные сделки по импорту и с ценными бумагами, а также как позиция «чистые ошибки и пропуски».

Необходимо отметить применение легальных методов сокращения налоговых доходов в связи с использованием соглашений об избежании двойного налогообложения и либерализацией режима трансграничного перемещения инвестиций. Так, соглашения об избежании двойного налогообложения (далее – Соглашение) с офшорными государствами позволяют значительно экономить на налогообложении дивидендов с целью владения российской собственностью и получения дивидендов в низконалоговой юрисдикции, к которым относится, например, Кипр, или в государствах с преференциальным налогообложением холдингов, например Люксембург или Нидерланды. Если в таковых юрисдикциях регистрируется головная зарубежная холдинговая компания (или ряд организаций), дивиденды в них, соответственно, не облагаются. Например, Кипр признается оффшорной территорией. У России с Кипром заключено Соглашение. В настоящее время на территории Кипра расположено около 30 тыс. организаций, контролируемых российским капиталом. В силу п. 2 ст. 10 Соглашения с Кипром дивиденды могут облагаться налогом в размере, не превышающем 5% от общей суммы дивидендов, если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, прямо вложило в капитал компании сумму, эквивалентную не менее 100 тыс. долл., а в соответствии с Протоколом от 07.10.2010 – 100 тыс. евро; вместо российской ставки в 15%, а по роялти и процентам – 0% вместо 20%. Это объективно объясняет тот факт, что на Кипр приходится значительная часть всех офшорных компаний, связанных с российскими активами.

Статистика по офшорам в пользу России не утешительная, если в странах ЕС и США на офшорах оформлено 2 – 3% собственности, то совсем другое когда 90% в России. Сегодня до 80% операций на российском фондовом рынке проводится через офшорные зоны. Бюджет с этих сделок не получает ни копейки[10].

Оценить в цифрах потери экономики нашего государства от увода крупных предприятий в офшоры сложно.

И.Д.Грачев, депутат Государственной Думы РФ, 08.06.2011 г.: «…до половины бюджета, процентов 40 на самом деле, теряет на этом Россия, потому что существенная часть прибыли выводится из под налогообложения»[11]. Речь идет об офшорах.

Но, как отмечалось, ущерб государству наносится и тем, что значительная доля выручки от продажи наших ресурсов остается в иностранных государствах, причем это уже деньги иностранных фирм.

Попытки Россией побороть намеченную тенденцию использования офшор принимаются, но эти действия носят двойственный характер:

С одной стороны – критика и указания разобраться. Пример – указание Президента РФ по аэропорту Домодедово. Другой пример – выступление В.Путина 19.12.2011 на заседании Правительственной комиссии по развитию электроэнергетики. Приведу цитаты из этого выступления: «Мало того, я сейчас об этом ещё скажу, деньги собирают с потребителей и схемы выстроили таким образом, что потоки-то идут через офшоры и там отчекрыживают частично, оставляют, потом завозят опять сюда, я тоже сейчас об этом скажу. Что это за работа такая у нас? Я хочу сегодня также затронуть фундаментальный вопрос, который касается не только электроэнергетики, но и всей российской экономики. Если мы хотим сделать нормальный инвестклимат в стране, то терпеть возможность реализации офшорных схем в инфраструктурных отраслях, безусловно, нельзя. Подчеркну: кто хочет хранить заработанную прибыль после уплаты налога здесь, в России, кто хочет хранить её где-то за рубежом – пожалуйста, закон у нас это не запрещает. Но вывод через подставные фирмы финансовых ресурсов из отраслевого оборота недопустим и с офшорным наследием эпохи дикой приватизации нужно заканчивать, иначе ни о каком нормальном деловом климате в стране, о доверии к нам речи быть не может… Вывод национальной экономики, её стратегических отраслей из офшорной тени – наша приоритетная задача на предстоящий период… Я прошу в течение двух месяцев Министерство энергетики, Минэкономразвития, отраслевые ведомства, а также государственные инфраструктурные компании, с госучастием, такие как «Газпром», «Транснефть», РАО РЖД, «Совкомфлот», Внешэкономбанк, «Внешторгбанк, госкорпорацию «Росатом», доложить о принятых мерах. Да и Сбербанку не мешало бы это сделать: там главный акционер – Центральный банк, но это тоже не чужое для государства учреждение… Сказал же, прямо сказал: проверьте, пожалуйста, это. Наведите порядок. Все же слышали. Нет, все, кого это касается, пальцем не пошевелили: ни от офшоров не избавились, ни компании свои не закрыли, где сидят они сами и их близкие родственники. Всё продолжили! Странно даже, честное слово, просто странно! Ну хоть чувство самосохранения должно быть какое-то?!».

Вторым шагом в наведении порядка послужил ФЗ от 18.07.2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения». Закон вступает в силу с 1 января 2012 г. Однако не все изменения будут применяться сразу после вступления Закона в силу – самим актом предусмотрен ряд переходных положений, в соответствии с которыми новый порядок определения цены товара будет вводиться в деловой оборот постепенно. Федеральный закон N 227-ФЗ практически полностью изменяет принципы определения цены товаров для целей налогообложения. Этот Закон расширяет перечень взаимозависимых лиц и изменяет основы определения соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным. Кроме того, в документе описывается порядок определения прямого или косвенного участия и владения во взаимозависимых компаниях. Устанавливаются и особенности контролируемой сделки. Отдельная категория контролируемых сделок – это соглашения, одной из сторон которых является лицо, зарегистрированное в офшорах, и доходы по которым превышают 60 млн. руб. в год (пп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

С другой стороны, Россия оказывает явную и серьезную поддержу главному для нашей страны офшору. Выделила Кипру крупный кредит на льготных условиях: 2,5 млрд. евро выдаст наш Минфин на срок 4,5 года по ставке 4,5% годовых. Европейские страны, к которым Кипр обращался за финансовой помощью, предлагали кредиты минимум под 15% годовых. Вообще российский Центробанк даже отечественным заемщикам выдает кредиты под 8% годовых. Но Кипру российская казна предоставила очень неплохую скидку. Почему? Ответ понятен: всему миру остров Афродиты известен как одна из крупнейших офшорных (безналоговых) зон российского бизнеса[12].

Ситуация напоминает предвыборную кампанейщину с весьма избирательным подходом к выбору жертв… Ведь, по данным Института экономики РАН, 90% отечественных компаний принадлежат холдингам, зарегистрированных в странах, где узаконен «налоговый рай»[13].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, рассмотрев современную методическую литературу и законодательные акты в области офшорного регулирования, мы определились с понятием офшорной зоны – как государства или его части, в пределах которой для компаний-нерезидентов определяется особый режим регистрации и деятельности. Дали классификацию офшорных зон и цели их создания.

На сегодняшний день в мире насчитывается несколько десятков стран, где практикуются налоговые льготы для офшорных компаний. Но, поскольку проблема бегства капитала осознана большинством богатых стран достаточно давно, офшор практически перестал быть надёжной гаванью, средством сократить налоги. В большинстве развитых стран работа через офшоры приводит к увеличению налоговой нагрузки и более пристальному вниманию контролирующих органов.

Информация о работе Сущность оффшорных зон, цели их создания, экономические последствия