Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 09:41, реферат

Описание работы

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – это один из наиболее важных платежей, уплачиваемых недропользователем в бюджет Российской Федерации. Порядок расчета налога, величина его изъятия государством влияет как на экономику отдельных предприятий недропользователей, так и на всю экономику России в целом, отражается на межбюджетных

Работа содержит 1 файл

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.doc

— 50.50 Кб (Скачать)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Налог на добычу полезных ископаемых  (НДПИ) – это один из наиболее важных платежей, уплачиваемых недропользователем в  бюджет Российской Федерации. Порядок  расчета налога,  величина его изъятия государством влияет как на экономику отдельных предприятий недропользователей, так и на всю экономику России в целом, отражается на межбюджетных

Целесообразно рассмотреть проблемы НДПИ на примере  «ЛУКОЙЛа», который является второй крупнейшей частной нефтегазовой компанией в мире по размеру доказанных запасов углеводородов.  Доля Компании в общемировых запасах нефти составляет около 1,3%,  в общемировой добыче нефти – около 2,3%.  Компания играет ключевую роль в энергетическом секторе России,  на ее долю приходится почти 19%  общероссийской добычи и переработки нефти. Для Лукойла характерны те же проблемы, которые являются злободневными для российской экономики в целом.  Так,  в частности,  налоговая политика в отношении нефтяного сектора сегодня ориентирована на максимизацию поступления денежных средств в федеральный бюджет - за счет использования благоприятной конъюнктуры

мировых цен на нефть в целях создания условий для развития отрасли.

В условиях резко возросших цен на нефть  на мировом рынке уровень налоговой нагрузки на нефтяной комплекс значительно возрос.  По уровню изъятий государства доходов нефтяной отрасли  (за счет налогов,  экспортных пошлин и прочих платежей)  Россия занимает одно из первых мест в мире.

Как справедливо  указывает Юхимова Я.Я.,  для НДПИ характерно резкое

доминирование фискальной функции. Это обусловлено, прежде всего, высокой степенью зависимости  российской экономики в целом  и доходов бюджета в частности  от сырьевого экспорта.  Многие недропользователи  в России в настоящее время эксплуатируют низкорентабельные платежи,  что в условиях единого подхода к взиманию платежей удорожает себестоимость добычи,  а это, в конечном счете, ведет к снижению сбора налогов.

Наиболее  серьезные изменения в механизм исчисления НДПИ были внесены

Федеральным законом от 27.07.2006г №151-ФЗ  «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации  и признании утратившими силу отдельных положений законодательных  актов Российской Федерации»

Дальнейшее  совершенствование НДПИ может происходить по следующим направлениям, как это совершенно обоснованно высказано Пудыч Ю.В. Необходимо:

- аргументировано  отстаивать позицию сохранения  существующих требований

по обеспечению  прямого учета добытой нефти;

- достигнуть  терминологической ясности и непротиворечивости Налогового

Кодекса РФ;

- ввести  технологический регламент;

- разработать  и принять федеральный закон  «О нефти и газе;

- повысить  необлагаемую минимальную цену  на нефть;

- рассмотреть  в среднесрочной перспективе  (начиная с 2011г.)    возможность

отказа  корректировки НДПИ с учетом мировых  цен на нефть;

- изменить  структуру декларации по НДПИ, для обоснования применения ставки

НДПИ  без увеличения на Кц;

- зачислять  НДПИ в виде сырой нефти  в доходы региональных бюджетов по

нормативу 20%;3

- уточнить  критерии признания физических  лиц и организаций

взаимозависимыми  лицами для целей налогообложения,  а также методы определения

рыночных  цен и тарифов,  в целях повышения  налогового контроля за использованием

механизмов  трансфертного ценообразования;

- создать  биржу по торговле нефтепродуктами;

- ужесточить  санкции за нарушения антимонопольного  законодательства в целях избежания злоупотреблений нефтяными компаниями доминирующим положением на рынке нефти и нефтепродуктов;

- установить дифференциацию ставок НДПИ для малых и средних нефтяных

компаний.

Вышеназванные меры позволят создавать действенную и эффективную систему налогообложения нефтяного комплекса,  адекватную стратегии решения приоритетных задач развития отрасли и экономики в целом. 

2. Проблемы и пути совершенствования налога на добычу полезных ископаемых 

В результате введения налога на добычу полезных ископаемых в 2002 г. его поступления превысили  поступления платежей при добыче полезных ископаемых в 2001 г. на 71,6%, при этом прирост был достигнут только благодаря налогу с углеводородного сырья, а по твердым полезным ископаемым сумма НДПИ в 2002 г. составила немногим более половины суммы отмененных платежей. Но поступление налога с каждым годом увеличивается.

Проблема определения добытого полезного ископаемого как такового может быть решена, если ответить на вопрос об определении той стадии добычи и переработки минерального сырья, момент окончания которой является моментом определения объекта налогообложения в целях налога на добычу полезных ископаемых.

НК РФ определяет добытое полезное ископаемое как продукцию горнодобывающей  промышленности и разработки карьеров, которая заключена в минеральном  сырье и подлежит извлечению либо извлечена из минерального сырья  и соответствует государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).

С целью  оптимизации налоговых обязательств, а именно для снижения выручки  от реализации добытых полезных ископаемых и, соответственно, налоговой базы происходило  разделение производственных комплексов по добыче и переработке полезных ископаемых между различными лицами. Кроме того, сохраняется тенденция утверждения стандартов или технических условий организации (предприятия) на полезные ископаемые.

Проблемы  определения объекта налогообложения, а также проблемы, связанные с  оценкой стоимости добытых полезных ископаемых, уже длительное время отмечаются экспертами в качестве оснований для корректировки механизма налогообложения добычи твердых полезных ископаемых.

Рассмотрим  развитие налога в  среднесрочной перспективе.

Изложенные  проблемы практики применения положений гл. 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ по твердым полезным ископаемым могут быть решены либо в рамках точечных поправок в НК РФ, либо путем изменения концепции налогообложения с учетом действительного рентного потенциала твердых полезных ископаемых.

Развитие  налогообложения добычи твердых  полезных ископаемых неоднократно определялось основными направлениями налоговой  политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В частности, предусматривалась возможность введения с 2007 г. специфических ставок налога на добычу полезных ископаемых по полезным ископаемым, не относящимся к углеводородному сырью.

Тем не менее практика применения дифференцированного налогообложения добычи нефти, основанного на специфических ставках, а также перспективы введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья позволяют отметить потенциальную готовность реформирования налогообложения твердых полезных ископаемых.

Введение  механизма налогообложения добычи с использованием специфических  ставок позволит обеспечить соответствие налога требованиям современного уровня экономического развития, упростить  налоговое администрирование и  упростить порядок исполнения обязанности по исчислению налога.

На необходимость  совершенствования налогообложения  полезных ископаемых, не относящихся  к углеводородному сырью, в первую очередь угля, обратил внимание Президент  Российской Федерации в Бюджетном  послании Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2009 - 2011 годах". При этом предлагается переход на специфические налоговые ставки и указывается на необходимость снижения налоговых ставок для метанообильных участков недр и углей, склонных к самовозгоранию.

В качестве первого критерия дифференцированного  налогообложения может использоваться классификация по видам угля, которая  обусловлена существованием различных  рынков угля и существенным отличием цен на антрацит, уголь коксующийся, уголь бурый, уголь энергетический.

На величину рентного дохода оказывает влияние  значительное количество факторов горно-геологического, технологического и экономико-географического  характера, среди которых выделяются общие для всех видов полезных ископаемых факторы и специфические факторы для отдельных полезных ископаемых.

Для расчета  величины налоговых ставок целесообразно  использовать данные о текущей налоговой  нагрузке. При этом определение значений специфических налоговых ставок должно основываться на информации о ценах на продукцию угольной отрасли в зависимости от категории угля - рядовой или обогащенный уголь. Ценовое различие в продукции угледобывающего производства может быть использовано непосредственно при установлении различных налоговых ставок для угля рядового и обогащенного либо при установлении налоговых ставок на обогащенный уголь и последующем применении понижающего коэффициента в случае, если проектом разработки месторождения предусмотрено получение рядового угля.

На сегодняшний  день экспорт угля составляет не более 30% добытых объемов, соответственно, отсутствуют экономические основания корректировать налоговую ставку на уровень динамики мировых цен на уголь, как это осуществляется при определении ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти. В то же время допустима корректировка налоговых ставок на коэффициент-дефлятор, характеризующий внутреннюю динамику цен на уголь.

Уголь характеризуется специфическими признаками, обусловленными степенью безопасности ведения работ по добыче данного вида полезного ископаемого, а именно метанообильностью участков недр и склонностью пластов к самовозгоранию. Безопасность работ в условиях влияния данных факторов требует существенных дополнительных затрат, соответственно, при увеличении степени влияния конкретного фактора величина налоговых изъятий должна быть ниже.

В связи  с этим возможно введение одного коэффициента, характеризующего степень опасности  при проведении работ на метанообильных участках недр и на участках недр, содержащих угли, склонные к самовозгоранию. Данный коэффициент должен устанавливаться для каждого налогоплательщика или группы налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом уровня влияния того или иного фактора на величину затрат по добыче угля.

В 2007 - 2009 гг. было подготовлено несколько законопроектов, которые предусматривают введение специфических налоговых ставок по углю и дифференциацию налогообложения  добытого угля: два законопроекта  подготовлены депутатами Государственной  Думы РФ, один законопроект - Министерством финансов Российской Федерации. Указанные законопроекты предусматривают введение специфических налоговых ставок на добываемый уголь и предусматривают использование критериев метанообильности и склонности углей к самовозгоранию в качестве основания для уменьшения налоговых изъятий.

В то же время законопроекты, подготовленные депутатами, предполагают достаточно сложный механизм идентификации  видов угля, введение дополнительных коэффициентов к налоговой ставке по географическому признаку, создавая неравные условия пользования недрами для лиц, осуществляющих добычу угля, и для лиц, добывающих рудные полезные ископаемые, горно-химическое сырье и иные виды минерального сырья в этих же географических условиях. Механизм определения коэффициентов, учитывающих степень метанообильности и склонности угля к самовозгоранию, предлагаемый означенными законопроектами, допускает возможность субъективного подхода к определению значений коэффициентов.

В отличие  от указанных законопроектов, правительственный законопроект предусматривает индексацию налоговых ставок на ежегодный коэффициент-дефлятор, который характеризует динамику цен на уголь, более четко раскрывает механизм налогового вычета, определяемого с использованием регламентированного порядка утверждения показателя безопасности труда.

Информация о работе Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых в современных условиях