Системы налогообложения в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:10, реферат

Описание работы

Налоги - один из древнейших финансовых институтов. Их возникновение связано с возникновением и становлением государственности. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.
Налоговые системы всех стран представлены совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц. С помощью налогов государство воздействует на рыночную экономику. В настоящее время

Работа содержит 1 файл

введение.docx

— 78.88 Кб (Скачать)

Право облагать налогом... – 

это не только право уничтожать,

но и право созидать.

Верховный суд США

ВВЕДЕНИЕ

Налоги - один из древнейших финансовых институтов.  Их возникновение связано с возникновением и становлением государственности.  Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.  В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств,  которые могут быть собраны только посредством налогов.

Налоговые системы всех стран  представлены совокупностью налогов,  сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц. С помощью налогов государство воздействует на рыночную экономику.  В настоящее время

изучение процесса налогообложения  в разных странах весьма своевременно,  так как правильный  (оптимальный)  выбор инструментов налоговой системы  является залогом успешного решения  проблем,  стоящих перед страной.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

На разных этапах развития общества уровень экономики и  структура общественного устройства оказывали значительное влияние  на налоговые системы различных  стран.

В настоящее время для  мирового сообщества характерны интеграционные процессы, в том числе в области  налогообложения. Имеются общие  принципы налогообложения, характерные  для многих стран. Также для современного этапа развития характерно международное  сотрудничество в данной сфере.

 

 

 

 

 

  1. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В ВЕДУЩИХ СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ ЭКОНОМИКОЙ

В теории и практике налогового регулирования развитых стран Запада налоговая политика в послевоенные годы строилась в соответствии с кейнсианской концепцией функциональных финансов.  Согласно этой концепции величина расходов и норма налогообложения подчинены потребностям регулирования совокупного общественного спроса, который должен удерживаться на уровне,  обеспечивающем полное использование трудовых ресурсов и капитала при сохранении стабильности цен.

В 1990-х годах выделились следующие основные черты налоговых систем развитых стран:

1)  прямые налоги преобладают  в Германии, Канаде, США, Японии, косвенные налоги - во Франции и Италии;

2) в Германии, Японии и  США изменения в налоговой структуре обусловлены тем, что исходя из прогрессивного налогообложения экономический рост и инфляция оказывают более сильное влияние на доходы от прямых налогов.

Налоговые проблемы, существующие в развитых странах:

а) все налоговые системы  сложны для понимания налогоплательщиков и сложны для эффективного управления со стороны налоговых органов.  Это порождает способы уклонения от налогов;

б) личное подоходное налогообложение, как правило, характеризуется несправедливостью распределения налогового бремени, то есть очень часто одинаковый доход сопровождается разным уровнем налогообложения;

в) большие различия в  ставках личного подоходного налогообложения и налогообложения компаний стимулируют компании принимать решения об инкорпорации по налоговым причинам. Дискриминация дивидендов ведет к тому, что новые инвестиции предпочтительнее финансировать за счет заемных средств;

г) налоговые системы тяготеют к прямым налогам.  Совершенствование налоговых систем в развитых странах определяется необходимостью государственного вмешательства в процесс формирования производственных отношений. Противоречия между потребностями государства в налоговых доходах и возможностями их получения являются основными при формировании всех налоговых систем.

 

 

 

 

2.  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  НАЛОГОВОЙ СТАТИСТИКИ ЗАРУБЕЖНЫХ  СТРАН

Важнейшим, определяющим фактором в развитии налогообложения в экономически развитых странах является тенденция глобализации мировой экономики.  Переход субъектов предпринимательства разных стран к сотрудничеству, размещению капиталов в разных странах и организации производств в различных экономических зонах позволил налогоплательщику самому выбрать страну, в которой будет уплачена часть налоговых платежей. Анализ налоговой политики промышленно развитых стран свидетельствует, что одной из главных закономерностей является повышение роли налогов на потребление (так, удельный вес налогов вырос с 12 до 18% при практически неизменной доле налога на прибыль и подоходного налога).  Промышленно развитые страны в качестве обязательного условия вступления в страны ЕС выдвинули условие введения в национальную налоговую систему НДС на уровне 15-20%, что должно способствовать выравниванию условий конкуренции для субъектов экономики в различных странах.

По уровню налогового бремени  все страны мира условно можно разделить на две большие группы:

1)  юрисдикции с высокими  налогами;

2) юрисдикции с либеральным  налогообложением.

К юрисдикциям с высокими налогами относится большинство стран с развитой экономикой. Ставки налога на прибыль и индивидуального подоходного налога составляют порядка 30-60%, а ставки налогов на распределение прибыли в форме процентов, дивидендов - 15-35%.

Юрисдикции с либеральным  налогообложением делятся на три вида: а) юрисдикции без прямых налогов на доходы физических лиц и организаций. В данных странах применяются лишь косвенные налоги в виде ежегодных пошлин за ведение бизнеса. Так, в Карибском регионе пошлина составляет 100-1600 долл. США; б)  юрисдикции с низким уровнем прямых налогов. Ставки налога на прибыль и индивидуального подоходного налога для определенных категорий налогоплательщиков менее 30%, а в ряде случаев налоги не превышают 10%. К данной группе относятся Кипр, Венгрия, Израиль,  Швейцария; в) юрисдикции с высокими налоговыми ставками, которые предоставляют налоговые преимущества некоторым типам компаний. Некоторые страны с развитой экономикой для привлечения зарубежных инвестиций и стимулирования внешнеэкономической деятельности применяют для компаний, ведущих такую деятельность, особый порядок налогообложения. К ним относятся, например, Бенилюкс, Ирландия.

3. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВЫХ СЛУЖБ

 

3.1. Органы, осуществляющие контроль и регулирование налогов в Великобритании

Главный правительственный  орган,  осуществляющий управление и регулирование налоговой системы страны - Казначейство. Оно отвечает за разработку и осуществление общей экономической стратегии.  Организация налоговой службы возложена в основном на два правительственных департамента,  подотчетных казначейству:  Управление внутренних доходов (УВД) и Управление пошлин и акцизов (УПА).

В административном отношении этот контроль осуществляет контора главного налогового инспектора,  находящаяся в Лондоне.  Главному инспектору подчинено 700 районных контор, с помощью которых производится непосредственный сбор налогов с населения и организована информационная и консультационная службы.

В ведении Управления пошлин и акцизов находится вся система косвенного обложения (за исключением гербового сбора). Расходы Великобритании по сбору налогов составляют 2% налоговых доходов, что в несколько раз выше по сравнению с другими развитыми странами. Одной из причин высоких расходов является отсутствие компьютерной системы обработки информации.

 

3.2. Органы контроля за налоговыми правонарушениями во Франции

 

Во Франции налоговая  служба включает три уровня. На национальном уровне действуют Управление национальных и международных проверок, Управление проверок налогового положения и Национальное Управление налоговых расследований.  Крупные предприятия во Франции обеспечивают 40-50% совокупных налоговых поступлений.

Во Франции 22 региона. На региональном уровне действуют 20 региональных и 10 межрегиональных управлений1. На этом уровне осуществляются проверки средних предприятий (с оборотом от 10 до 400 млн. евро). К низовому звену относятся налоговые управления департаментов. На этом уровне осуществляются налоговые проверки мелких предприятий (с оборотом менее 10 млн. евро).

Основными организационными структурами местных управлений являются службы исчисления налоговой базы и контроля, службы взимания налогов, главная налоговая инспекция. В свою очередь, служба исчисления налоговой базы состоит из налоговых центров, отделов земельных налогов и секторов по ипотечным операциям.  В задачи налоговых центров входит исчисление баз для взимания прямых налогов  (за исключением земельных),  НДС и различных регистрационных сборов.  Работники центров ведут дела налогоплательщиков (списки,  напоминания), осуществляют всю текущую работу по контролю, в том числе непосредственно контактируют с налогоплательщиками.

 

3.3. Организация работы налоговых служб в США

 

Система налоговых органов  в США имеет 3 уровня:

1. На верхнем уровне СВД (Службы Внутренних Доходов), осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства и сбором федеральных налогов — подоходного налога, налога на недвижимость, налога на дарения, а также некоторых акцизов. Там хорошо развита и финансируется автоматизация системы сбора налогов, а также распространение системы безналичных расчетов;

2. На среднем уровне действуют налоговые службы штатов, собирающие налоги и сборы, вводимые законодательными собраниями штатов. Эти налоги поступают в бюджеты штатов;

3. На нижнем уровне — местные налоговые органы, которые взимают налоги, вводимые местными органами власти. Ставки налогов устанавливают налоговый инспектор, председатель совета школ и руководитель муниципалитета.

Налоговые службы самостоятельны и не подчинены друг другу, хотя и  взаимодействуют между собой. Так  как часто налоги одновременно взимаются  в федеральный бюджет и бюджет штатов, то налоговые службы этих уровней  должны координировать свои действия и объединять усилия при работе с  налогоплательщиками. Федеральная налоговая служба работает эффективнее, чем налоговые органы штатов. Это объясняется тем, что большая часть налогов на федеральном уровне удерживается автоматически из зарплаты.

Основными задачами налоговой  службы США являются:

1) увеличение поступлений  от добровольной уплаты налогов;

2) облегчение процедуры  уплаты налогов для налогоплательщиков;

3) повышение качества  и эффективности работы службы  и более полное удовлетворение  запросов клиентов.

В США бытует изречение, что  существуют две обязательные вещи: отойти в мир иной и платить  налоги. И граждане США серьезно относятся к своим обязанностям платить налоги.

В основе системы налогообложения  США лежит принцип самостоятельного заполнения и подачи налоговых деклараций с указанием размера годового налога, суммы запрашиваемого зачета уже произведенных платежей и оставшейся не уплаченной суммы.

Несмотря на наличие в  высшей степени независимых налоговых служб штатов, обусловленное их суверенитетом, предоставленным Конституцией США, имеется ряд соглашений по сотрудничеству налоговых служб, как штатов и Федерации, так и различных штатов. Прямые налоги распределяются по штатам согласно численности населения.2  Запрещено обложение прямыми налогами без распределения по штатам.  Стоит отметить, каждый штат, в свою очередь, собирает с населения налоги согласно своей внутренней Конституции.3

Нормы, содержащиеся в кодексе, обладают высшей законодательной силой  при исследовании вопросов, связанных  с налогообложением при его планировании и контроле за соответствием практики налогообложения требованиям, содержащимся в кодексе. Положения кодекса охватывают подоходный налог, налог на дарение, взносы в фонд страхования по безработице, налог на спиртные напитки и табачные изделия и др. акцизные сборы. В данном документе определены виды налогов США, основные обязанности налогоплательщиков.4

Ниже следуют примеры  некоторых судебных доктрин, применимых к налоговому законодательству:

• Правило выигрыша на налогах. Полученная в следующем году обратно  денежная сумма, в результате использования  которой в предшествующем году был  получен выигрыш на налогах, подлежит налогообложению, и получатель бонуса (выигрыша) должен уплатить налог на эту сумму за год получения  выигрыша на налогах.

• Презумпция получения  дохода. Налогоплательщик, использующий кассовый метод бухучета, не может  исключить из налогообложения получение  дохода, если средства были однозначно выделены в предшествующем году.

 

3.4.Создание и функционирование контролирующих налоговых органов Германии

 

Специального налогового ведомства в Германии не существует. Налоговые инспекции входят в финансовую систему,  структура построения которой здесь довольно своеобразна. Она отражает федеративное построение государства,  относительную самостоятельность земель: существует Федеральное министерство финансов и земельные министерства финансов. В каждой земле, кроме того, есть так называемая Верховная финансовая дирекция  (Главное финансовое управление),  подчиненная одновременно и Федеральному, и Земельному министерствам финансов.  Верховной финансовой дирекции подчинены налоговые инспекции и таможенные органы. 

Информация о работе Системы налогообложения в зарубежных странах