Шпаргалка по "Налоги"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:45, шпаргалка

Описание работы

Налоги - это одно из основных понятий финансовой науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, и правовое явление реальной жизни, т.е. налоги носят амбивалентный (двойственный) характер.

Работа содержит 1 файл

Экономическая сущность налогов..doc

— 66.00 Кб (Скачать)

    1. Экономическая сущность налогов. Функции налогов и принципы налогообложения. 

    Налоги - это одно из основных понятий финансовой науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, и правовое явление реальной жизни, т.е. налоги носят амбивалентный (двойственный) характер.

    С экономической точки  зрения, налоги – это совокупность экономических отношений между государством, с одной стороны, и налогоплательщиками, с другой, по поводу перераспределения части национального дохода общества.

    С юридической точки  зрения, необходимо различать понятия "налог" и "сбор" (сравнительная характеристика приведена в табл.)

Признаки  налога
Односторонний характер установления Только государство  вправе устанавливать налоги на всей территории государства и взимать их с налого-плательщиков
Обязательность

  и всеобщность

Каждое лицо должно уплачивать законодательно установленные  налоги
Отчуждение  принадлежащего на праве  собственности или  ином вещном праве  имущества в пользу публичных субъектов Уплачивая налог, плательщик отказывается от своего права  собственности  на  объект налогового платежа, в   этот момент происходит смена собственника. Переход права  собственности на объект налогового платежа  позволяет  ограничить  налоговые правоотношения        от бюджетных правоотношений. Налоги  уплачиваются преимущественно в денежной форме
Принудительность Для обеспечения  уплаты налогов государство исполь-зует комплекс мер, в том числе устанавливает  санкции   за неисполнение или  ненадлежащее исполнение нало-говой обязанности
Публичное предназначение Налог взимается  с целью обеспечения расходов  пуб-личной власти. С помощью налогов  формируется   основная часть  денежных фондов государства. Налог  уплачивается в пользу самих субъектов  публичной   власти, а не в  пользу государственных и иных органов
Индивидуальная  безвозмездность Налоги  взимаются  в целях покрытия потребностей общества, которые обособлены от индивидуальных       потребностей конкретного налогоплательщика
Безвозвратность Налогоплательщик не вправе требовать возврата упла-ченных налогов в бюджет, за исключением случаев    установленных законом
  Признаки сбора
Обязатель-ность Каждое  лицо должно уплачивать законодательно установленные налоги
Необходимость Уплата  сбора является необходимым условием совершения    в отношении  плательщика юридически значимых действий
Принуди-тельность Проявляется в тех неблагоприятных последствиях, которые  госу-дарство вправе применить  в случае неуплаты или неполной уплаты плательщиком сбора
Безвозмезд-ность Уплата  сбора на влечет безусловной обязанности  уполномочен-ного органа совершить  юридически значимое действие в отноше-нии  плательщика. Уплата сбора является одним из условий совер-шения  юридически значимого действия в  отношении плательщика
 

  Таким образом:

  Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

  Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). 
 
 
 
 
 
 
 
 

ФУНКЦИИ НАЛОГОВ
         
ФИСКАЛЬНАЯ   КОНТРОЛЬНАЯ   РЕГУЛИРУЮЩАЯ
       
Наполнение денежными средствами казны государства
  Контроль  государства за соблюдением  налогового законодательства налогоплательщиками  
Изменение качественных и количественных параметров воспроизводства
  1. Осуществление баланса между доходами и расходами государства
  2. Равномерное распределение налоговых доходов по звеньям бюджетной системы
  3. Установление высокого уровня социальной инфраструктуры в государстве и в каждом отдельном регионе
  4. Выполнение всех экономических, политических и социальных задач
 
  1. Оценка  эффективности каждого налогового канала и налогового “пресса” в целом
  2. Выявление необходимости внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику
 
  1. Регулирование спроса и предложения
  2. Выравнивание доходов отдельных социальных групп
  3. Регулирование экспортно-импортной деятельности
  4. Стимулирование научно-техниче-ского прогресса и инвестиций
  5. Развитие малого бизнеса
 
ФУНКЦИИ КАК ЕДИНСТВО ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
Обе функции взаимосвязаны, находятся во внутреннем единстве
  Функции антагонистичны, противоречивы
1. Фискальная функция обуславливает развитие регулирующей   1. Каждая  функция отражает одну сторону  налоговых отношений, противостоящих  друг другу как противоположности
2. Регулирующая функция, ускоряя темпы экономического роста, расширяет фискальную базу   2. Фискальная  функция отражает отношение налогоплательщика  к государству, регулирующая –  государства к налогоплательщику
 

    НК  РФ содержит перечень общих принципов  налогообложения и раскрывает их содержание. В свою очередь, они подразделяются на следующие:

    І. Экономико-функциональные:

    1. Принцип справедливости, включающий всеобщность и соразмерность налогообложения, а также несение налогоплательщиками равного налогового бремени. Не допускается установление дополнительных и повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика, от региона или иного географического места происхождения, уставного (складочного) капитала (фонда) или имущества и иных, носящих дискриминационный характер, оснований.

    2. Однократность налогообложения. Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.

    3. Относительное равновесие  между налоговыми  функциями. Налоги должны в наиболее полной мере выполнять фискальную и регулирующую функции.

    4. Принцип множественности  налогов включает два аспекта. Важнейшим является тот, согласно которому налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов налогообложения. Комбинация различных налогов и облагаемых объектов позволяет полнее реализовать регулирующую функцию налогов.

    5. Принцип экономического основания. Законно установленным может считаться налог, имеющий экономический смысл и основание. Примером налога, не имеющего экономического основания, может служить налог на бороду (из исторического опыта). Экономическим основанием налога не может служить пустая казна или бюджетный дефицит.  

    ІІ. Организационно-правовые.

    1. Принцип публичности  налогообложения. Налог – установленное представительным органом государства в форме закона односторонне-императивное изъятие собственности у налогоплательщиков в бюджеты и внебюджетные фонды на основе обязательности, индивидуальной безвозмездности, обеспеченности государственным принуждением.

    2. Принцип единства  налоговой системы в РФ основан на конституционных принципах единой финансовой политики и единства экономического пространства России. Он предполагает, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

    Единство  экономического пространства и, следовательно, единство налоговой системы обеспечиваются также единой системой федеральных налоговых органов.

    3. Принцип законодательной  формы установления  налогов (законности). Важное значение имеет соблюдение правовой формы установления и введения налогов и сборов. В п. 5 ст. 3 НК обозначены формальные основания, необходимые для признания налогов и сборов законно установленными. Ни  на  кого  не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, которые введены, например, указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Такие платежи являются незаконно установленными.

    4. Принцип налогового  федерализма. Иногда его еще называют принципом фискального федерализма. Последнее не совсем корректно, поскольку термин "фискальный" (от лат. "fiscus") характеризует в целом поступление доходов в государственную казну, осуществляемое помимо налоговых из других источников. Данный принцип определяет разграничение полномочий и предметов ведения в сфере налогообложения между Российской Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением.

    5. Принцип определенности (ясности,  понятности, непротиворечивости) налога. Налоговое законодательство должно содержать все элементы налога, необходимые для его исчисления и уплаты, а сами законы о налогах должны быть конкретными и понятными.  Плательщик налога или сбора не должен нести ответственности из-за возможно двойного толкования правовых норм в области налогообложения. Этот принцип усиливается правовой нормой, введенной п. 7 ст. 3 НК РФ: все неустранимые сомнения, противоречия и  неясности  актов  законодательства о налогах и сборах трактуются в пользу налогоплательщика.

    6. Стабильность налогообложения.  Налоговая реформа может проводиться только в исключительных случаях в строго определенном порядке. Необходимо помнить, что смена налоговой системы объективно влечет резкое сокращение налоговых поступлений в бюджет и для восстановления равновесия необходимо несколько лет.

  1. Эластичность (подвижность) налоговой системы означает, что налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в  сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства. Подвижность налогообложения проявляется в регулярном заполнении правовых пробелов в налоговом законодательстве. В большинстве случаев изменчивость выступает в качестве контрмер государства против активных действий налогоплательщиков по уклонению от уплаты налогов.

      Таким образом, принципы налогообложения  определяют некоторые устойчивые ориентиры в развитии налогового законодательства.

Информация о работе Шпаргалка по "Налоги"