Налог на доходы физических лиц в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 13:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть систему налогообложения доходов физических лиц в свете современной налоговой политики, ее преимущества и недостатки.
В ходе исследования решаются следующие задачи:
1. Изучение организации подоходного налогообложения в РФ;
2. Рассмотрение совершенствования и развития системы подоходного налогообложения в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. ФУНКЦИИ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПОДОХОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 8
2. ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА В РОССИИ 11
2.1. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 11
2.2. ДОХОДЫ, ОСВОБОЖДАЕМЫЕ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ 14
2.3. НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ ПОДОХОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РФ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

Работа содержит 1 файл

Курсовая нужная.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

   Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Известно, что налоги являются необходимым  и неотъемлемым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства.

  В категории "налог" сконцентрирована совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.

  Возникновение налогов непосредственно связано с появлением и становлением финансов, когда формирование и использование бюджета стало носить системный характер и, следовательно, возникла необходимость в наличии доходов, получение которых носило бы постоянный характер.

    Налоги с населения являются одним из экономических рычагов государства, с помощью которого оно пытается решить различные трудносовместимые задачи: обеспечения достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней; регулирования уровня доходов населения и, соответственно, структуры личного потребления и сбережений граждан; стимулирования наиболее рационального использования получаемых доходов; облегчения положения наименее защищенных категорий населения.

  Подоходное  налогообложение обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать стабильные доходы бюджета за счет изменения ставок налога по мере роста заработков граждан. Кроме того, тяжесть бремени индивидуального подоходного налога во многом определяет уровень обложения и другими налогами. Цели взимания и основные черты налога на доходы физических лиц в России во многом схожи с принятыми во многих промышленно развитых странах аналогичными налогами.

     Актуальность налога на доходы физических лиц обуславливается растущей долей поступлений в бюджет Российской Федерации.

  Цель данной работы - рассмотреть систему налогообложения доходов физических лиц в свете современной налоговой политики, ее преимущества и недостатки.

  В ходе исследования решаются следующие  задачи:

  1. Изучение организации подоходного налогообложения в РФ;
  2. Рассмотрение совершенствования и развития системы подоходного налогообложения в России.

  В работе использованы различные источники: Налоговый Кодекс Российской Федерации, комментарии к Налоговому Кодексу, учебные и периодические издания и Интернет.

    

1.1. Функции подоходного налога в современной экономике

   Налоговая система обеспечивает некоторую  стабильность в экономике, автоматически  вызывая изменения величины налоговых поступлений и, следовательно, изменения в государственном бюджете, которые противодействуют одновременно и инфляции, и спаду активности. Встроенный стабилизатор – это любое воздействие, которое увеличивает дефицит государственного бюджета (или сокращает его избыток) в периоды спада и увеличивает его избыток (или уменьшает дефицит) в периоды инфляции без каких-либо специальных шагов со стороны политиков.

   Снижение  налогов является одним из действенных  факторов увеличения совокупного предложения, при этом экономисты опираются на кривую Лаффера. А. Лаффер считал, что, по мере роста ставки налога от 0% до 100%, налоговые поступления сначала увеличиваются и достигают максимума в точке А при t=а, а затем падают, несмотря на рост налоговой ставки. Падение налоговых поступлений, по предположению Лаффера, связано с тем, что более высокие ставки сдерживают экономическую активность (падают инвестиции, потребление, сбережения и пр.), а, следовательно, сокращают налоговую базу, поэтому даже при росте налоговой ставки поступления от налогов падают [Приложение 1].

   Снижение  налоговых ставок, по мнению Лаффера  и его сторонников, может создать  дополнительные стимулы к труду, инвестициям, сбережениям, расширения производства и, соответственно, налоговой базы. Сократится и уклонение от налогов. Все это благоприятно отразится на состоянии бюджета: рост занятости снизит выплаты пособий по безработице, а рост дохода увеличит суммарные налоговые поступления в бюджет даже при более низкой налоговой ставке.

   Критики данного подхода указывают на тот факт, что налоговые стимулы смогут привести к росту производства лишь в долгосрочном периоде. К тому же неизвестно, сработают ли эти стимулы. Во многом это зависит от чувствительности экономики к изменению к изменению налоговых ставок. Нельзя, например, однозначно утверждать, что при снижении подоходных налогов люди станут работать больше, а не предпочтут отдых, если теперь тот же доход после выплаты налогов (располагаемый доход) можно будет получить, затрачивая меньше труда.

   Отдача от дополнительных инвестиций будет получена не сразу, а вот увеличение потребления при снижении налогов расширит совокупный спрос. Рост спроса опередит увеличение предложения, что может привести к инфляции и бюджетному дефициту.

   Наконец на практике бывает трудно определить, находится экономика справа или слева от точки А на кривой Лаффера. Если экономика стартует в точке С, то снижение налоговых ставок действительно может увеличить налоговые поступления, но если движение начнется из точки В, то неминуем рост дефицита бюджета вследствие падения налоговых поступлений со всеми вытекающими негативными последствиями.

   Подоходный  налог действует следующим образом: при спаде  уровень деловой  активности (Y) сокращается, а поскольку  налоговая функция имеет вид: Т = tY  (где Т – величина налоговых поступлений, t – ставка налога, а   Y – величина совокупного дохода (выпуска)), то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия  минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов (даже аккордных, т.е. автономных) экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора (мультипликатор при отсутствии ставки подоходного налога больше, чем при ее наличии: [1/(1- mpc)] > [1/(1- mpc(1- t)]),  что усиливает стабилизационный эффект воздействия на экономику подоходного налога. Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

   Применение  прогрессивной шкалы налогообложения  доходов физических лиц позволит, несомненно, увеличить доходы бюджетов субъектов федерации и муниципалитетов  по этому налогу. Кроме того, это будет соответствовать и общепринятой мировой практике налогообложения доходов физических лиц. Например, в США максимальная ставка этого налога составляет 31 процент, во Франции — 54 процента, Дании — 63 процента [8].

   Сложностей  с администрированием налога на доходы физических лиц с применением прогрессивной шкалы налогообложения не будет, так как такой опыт накоплен налоговыми органами в предшествующие год. 

1.2. Организация системы подоходного налогообложения

   Система подоходного налогообложения традиционно  включает в себя следующие элементы:

   Налогоплательщики - это физические лица - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

   Физические  лица, находившиеся на территории РФ 183 дня и более в календарном году, являются налоговыми резидентами нашей страны и обязаны уплачивать налог по всем доходам, полученным от источников, находящихся как в РФ, так и за ее пределами, то есть несут полную налоговую ответственность.

   Физические  лица, находившиеся в РФ менее 183 дней в календарном году, не являются налоговыми резидентами и уплачивают налог с доходов, полученных от источников, находящихся только на территории РФ, то есть несут ограниченную налоговую ответственность.

   Для определения статуса налогоплательщика не имеют значения гражданство, национальность, возраст, вероисповедание и пол физического лица.

   Налоговыми агентами признаются юридические и физические лица — российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в РФ, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил любые виды доходов, с которых налоговый агент должен удержать налог и перечислить его в соответствующий бюджет.

   Удержание налога производится из доходов, фактически выплаченных налогоплательщику, и его уплата за счет средств налогового агента не допускается.

   В случаях невозможности удержать налог у налогоплательщика налоговый агент обязан в течение одного месяца сообщить об этом налоговому органу по месту своего учета.

   Принцип удержания налога у источника выплаты дохода соответствует мировой практике исчисления, удержания и перечисления налога в бюджет налоговыми агентами и распространен во многих странах мира.

   Объектом  налогообложения у физических лиц – резидентов РФ является доход, полученный ими от источников в России, а также за ее пределами. Для нерезидентов РФ объектом налогообложения признается доход, полученный на территории России.

   Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год.

   Мировая практика определяет налоговую базу при исчислении налога на доходы физических лиц как совокупный годовой доход физического лица или совокупный годовой доход семьи. Как правило, эту базу составляют все доходы, полученные от разных источников. Обычно в налоговую базу включаются заработная плата работника по найму, дополнительные выплаты, доплаты, премиальные и другие вознаграждения. В последнее время некоторые развитые страны включают в налоговую базу льготы и блага в виде привилегий на право пользования какими-либо объектами. К таким благам, в частности, относится предоставление компанией безвозмездно автотранспорта, жилища, питания, займа по льготной ставке, товаров со скидкой в цене и т.д. Налогом облагаются условные доходы от владения домом, в котором проживают налогоплательщик и его семья, пенсии и выплаты по безработице.

   В мировой практике ставки подоходного  налога, как правило, построены по сложной прогрессии.

   В последние годы наблюдается снижение максимальных и минимальных ставок и сокращение количества групп доходов, облагаемых по определенной ставке.

   Установлены четыре пропорциональные, а не прогрессивные ставки налога — 6, 13, 30, 35 %. Безусловно, это резко уменьшило налоговое бремя с резидентов РФ, которые имеют средние и крупные доходы от разного вида оплаты труда и выполнения договоров гражданско-правового характера.

   Ставка  в размере:

  • 6% - применяется к доходам от долевого участия в деятельности организации (дивиденды, проценты);
  • 30% - применяется при налогообложении лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, по всем доходам, полученным от источников в РФ;
  • 35% - применяется к доходам в виде:

   стоимости призов, выигрышей, проводимых организаторами конкурсов и других мероприятий, связанных с рекламой, в части превышения 2000 руб. в год (п. 28 ст. 217 НК РФ);

   страховых выплат по договорам добровольного страхования жизни и здоровья, заключенным на срок менее пяти лет, в части превышения сумм внесенных физическим лицом страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России на момент заключения договора;

   процентных  доходов по вкладам в банках, в  части превышения сумм, рассчитанных исходя из ставки рефинансирования Банка России в течение периода начисления этих процентов и 9 % годовых по валютным вкладам.

Информация о работе Налог на доходы физических лиц в Российской Федерации