Эволюция налоговых теорий реализация базовой идеи в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проследить эволюцию представлений о принципах налогообложения, сменявших друг друга под влиянием развития учения о государстве.
Достижению этой цели подчинены следующие задачи настоящей работы:
определить сущность и значение налогов
проанализировать содержание различных теорий налогов
провести сравнительный анализ рассматриваемых теорий
проследить эволюцию научной мысли о налогах: отношение к налогам, необходимость и обоснованность налогов, объект налогообложения, принципы налогообложения в различный период времени
раскрыть каждую теорию, показать преимущества и недостатки и какое отражение конкретная теория получила в последующих теориях о налогах.
Поставленные задачи определили структуру данной курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩИЕ ТЕОРИИ НАЛОГОВ
1.1 Налоговые теории XVII - XIX вв. Классическая школа
1.2 Научные концепции налогообложения ХХ в. Кейнсианство и неоклассицизм
2. ЧАСТНЫЕ ТЕОРИИ НАЛОГОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

АСЯ КУРСОВИК!!!.docx

— 68.43 Кб (Скачать)

     С позиции теории предельной полезности обосновал теорию коллективных потребностей один из видных представителей австрийской  экономической школы Э. Сакс. Он полагал, что всякий индивид жертвует для  удовлетворения коллективных потребностей то количество благ, полезность которых  для него чем-нибудь сильнее полезности первой. И это количество благ возрастает в прямом отношении к увеличению имущества. Таким путем достигают  гармонического удовлетворения различных  индивидуальных и коллективных потребностей. Государство же обращает к удовлетворению коллективных потребностей то количество благ, которое иначе пошло бы на удовлетворение менее интенсивных  индивидуальных потребностей.

     Еще один из ярких представителей этой школы Адольф Вагнер (нем. Adolph Wagner; 18351917), исследуя функции налогов, определяет их «как принудительные взносы отдельных хозяйств или частных лиц для покрытия общих расходов государства или общественных союзов, которые взимаются в силу суверенитета государства или власти местных органов, в форме и размере односторонне определенном ими как общее вознаграждение за все услуги государства и местных общественных союзов, по общим основаниям и масштабам» [14- c.6-7].Руководствуясь теорией коллективных потребностей Вагнер поставил на первый план финансовые принципы достаточности и эластичности обложения. В итоге принципы налогообложения стали представлять собой систему, которая учитывала интересы и налогоплательщиков, и государства, с приоритетом последнего. Таким образом, финансовая наука поставила вопрос о сбалансированности финансовых интересов государства и налогоплательщиков.

     А. Вагнер предложил девять основных правил, которые классифицировал в четыре группы:

  1. финансовые принципы организации обложения
    1. достаточность обложения
    2. эластичность обложения
  2. народнохозяйственные принципы
    1. надлежащий выбор источника обложения
    2. правильная комбинация налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и с условиями их переложения.
  3. Этические принципы, принципы справедливости
    1. всеобщность обложения
    2. равномерность
  4. административно-технические правила, или принципы налогового управления
    1. определенность обложения
    2. удобство уплаты налога
    3. максимальное уменьшение издержек взимания.

     При этом первые два принципа финансово-политического  характера – достаточность и  эластичность – А. Вагнер ставит во главе всех принципов. Он руководствуется  тем, что общественно-хозяйственная  система настолько необходима для  людей, что доставление средств  для нее, достаточность, должны быть поставлены на первое место. Второй финансовый принцип – эластичность обложения, то есть его способность адаптироваться к государственным нуждам. Не все  налоги обладают эластичностью, поэтому  налоговая системы должна заключать  в себе и такие налоги, которые  при увеличении потребностей можно  было бы произвольно увеличить.

     А. Вагнер, развивая идеи справедливости применительно к источникам налогообложения, решительно высказался за то, чтобы  не только доход, но и капитал являлся  источником обложения.

     Так в XXв. финансовая наука и практика сумели - таки решить проблему социальной справедливости и защиты интересов капитала одновременно превратив индивидуальный подоходный налог в основной источник налоговых поступлений. И налоги на собственность (имущество) заняли ведущее место в доходах бюджетов ведущих капиталистических стран.

     Американская  школа в лице Э. Селигмана в  своем определении налога указывает  на отсутствие непосредственной выгоды у плательщика при уплате налога: «Налог есть принудительный сбор, взимаемый  государством с отдельного лица для  покрытия расходов, вызванных общегосударственными нуждами, без всякого отношения  к специальной выгоде плательщика» [11– c.71].

     Возвращаясь к теории коллективных потребностей, следует сказать, что несмотря на ее критику, эта теория занимала господствующее положение в западной финансовой науке в 30-е годы и продолжала составлять основу западной экономической  мысли с учетом необходимых корректив  и в конце ХХ в.

     Теория  коллективных потребностей налога как  источника их удовлетворения, разработанная  и сформулированная неоклассиками, была полностью принята кейнсианцами и неокейнсианцами с поправкой  на «общественные потребности» вместо «коллективных».

     1.2 Научные концепции  налогообложения ХХ в. Кейнсианство  и неоклассицизм

     В целом именно кейнсианское и неоклассическое  направления – это два основных направления ХХ в., которые можно  выделить в настоящее время. Каждое из них по своему отвечало на ключевые вопросы того времени:

  • какова внутренняя природа налогов, как экономического явления и как общественных отношений;
  • какие общие закономерности налогов;
  • как воздействуют различные налоги на экономику страны;
  • как налоги воздействуют на различные слои населения;
  • какова эффективность тех или иных налогов для государственной казны?

     Рассмотрим  их более подробно.

     Кейнсианская  теория, основанная в начале ХХ в. на разработках английского экономиста Джона МейнардаКейнса (англ. John Maynard Keynes; 1883-1946) и его последователей, выступает противовесом классицизму. Центральная мысль этой теории состоит в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее успешного развития.

     Данная  теория доказывает, что для обеспечения  реализации произведенной продукции, а следовательно для стимулирования производства, которое приведет к  экономическому росту страны, необходимо создание «эффективного спроса». А  управлять динамикой совокупного спроса Дж. Кейнс предлагал посредством активного государственного вмешательства. Государство должно с помощью не только кредитно-денежной, но и посредством бюджетной политики, осуществить свое руководящее влияние на склонность к потреблению путем соответствующей системы налогов. Когда экономика в стадии упадка, занятость падает, а следовательно расходы государства на пособие по безработице велики, налоги надо увеличивать, так государство будет увеличивать спрос, а в период подъема налоги следует соответственно понижать.

     В своей книге «Общая теория занятости, процента и денег» он излагает логику данной теории: экономический рост зависит от величины денежных сбережений. В условиях отсутствия полной занятости  большие сбережения мешают экономическому росту, поскольку они не вкладываются в производство и представляют собой  пассивный источник дохода. Чтобы  устранить негативные последствия, необходимо снизить предельную норму  сбережения, или, что то же самое, повысить предельную норму потребления. Это  можно осуществить с помощью  налогов, благодаря которым будут  изъяты излишние сбережения. В связи  с этим Дж. Кейнс был сторонником  прогрессивного налогообложения, поскольку  считал, что прогрессивная налоговая  система стимулирует принятие риска  производителем относительно капитальных  вложений.

     Представители кейнсианства считали, что налог  на потребление, введенный по прогрессивной  ставке с применением льгот и  скидок для отдельных видов товаров 9на предметы повседневного пользования), более справедлив, чем фиксированный  налог с продаж, для людей с  низкими доходами. Этот налог не облагает сбережения, необходимые для  будущего инвестирования, стимулирует  их рост.

     Однако, в условиях научно-технического подъема, все более частого проявления кризисных явлений кейнсианская теория вмешательства государства  в плане достижения «эффективного  спроса» перестала отвечать требованиям экономического развития. Кейнсианская система регулирования была подорвана по следующим причинам. Во-первых, когда инфляция стала приобретать хронический характер в виду изменений в условиях производства, а не реализации, стола необходимо такое вмешательство, которое улучшило бы предложение, а не спрос на них. Во-вторых, с развитием экономической интеграции произошло повышение зависимости каждой страны от внешних рынков. Стимулирование же спроса государством зачастую оказывало положительное воздействие на иностранные инвестиции. Поэтому на смену кейнсианской концепции «эффективного спроса» пришла неоклассическая теория «эффективного предложения».

     Неоклассическая теория, одним из основоположников которой считается Альфред Маршалл (англ. Alfred Marshall; 18421924), основывается на преимуществе свободной конкуренции и естественности, устойчивости экономических, в частности производственных процессов. Основное отличие данной теории от кейнсианской концепции заключается в ином подходе к методам государственного регулирования. Если кейнсианская школа утверждала, что динамическое равновесие неустойчиво, и в связи с этим необходимо прямое вмешательство государства в экономические процессы, то согласно неоклассическому направлению внешние корректирующие меры должны быть направлены лишь на устранение препятствий, мешающих действию законов свободной конкуренции, государственное вмешательство не должно ограничивать рынок с его естественными саморегулирующими законами, способными без какой-либо помощи извне привести к экономическому равновесию.

     Маршалл, построивший неоклассическую модель, отводил государству лишь косвенную  роль в регулировании экономических  процессов, считая государство дестабилизирующим  фактором из-за безграничного роста  его расходов. Отдавая предпочтение лишь кредитно-денежной политике Центрального банка и не учитывая бюджетной  и налоговой политики, неоклассицисты полагают, что таким образом будет  создан эффективный механизм перераспределения дохода, обеспечивающий полную занятость и устойчивый рост национального богатства.

     В неоклассической теории, в свою очередь, широкое развитие получили два направления: теория экономики предложения и монетаризм.

     Рассмотрим  каждую теорию подробно.

     Теория  экономики предложения — это фундаментальная теория, которая принадлежит наиболее активному крылу консервативных экономистов. Она выросла из смеси американского экономического романтизма, прагматизма и политической демагогии. Она играет важную роль в определении экономической политики администрации США.

     У истоков теории стояли практические деятели (политики Дж. Кемп, Дж. Русселоторг, У. Рот, журналисты: Дж. Ванниски, Дж. Гилдер, И. Кристол), теоретики — профессора А. Лаффер, Р. Мандель. Эмпирические исследования представлены профессорами М. Фелдстайном, М. Боскиным и др.

     Представители экономики предложения являются сторонниками идей экономического либерализма. В теоретическом плане концепция  характеризуется применением принципов  микроэкономического подхода к  анализу таких макроэкономических проблем, как накопление капитала и  государственные финансы. При этом основное внимание уделяется воздействию  налогов и налоговой политики на экономическую активность, корректировке  системы регулирования, смещению целей  и приоритетов экономической  политики и модификации методов  достижения этих целей. Представители  экономики предложения требуют  ликвидации «вредных» форм регулирования, уменьшения регламентирующей и регулирующей деятельности государства, а также  укрепления рыночных основ предпринимательства.

     Экономическое процветание общества теоретики  экономики предложения связывают  с защитой частной собственности  и с совершенствованием механизма  цен, с созданием дополнительной системы мер по повышению конкурентоспособности рыночной экономики, перестройкой системы социально-экономических и политических отношений в соответствии с интересами предпринимательства.

     Но  теоретики не стремятся полностью  устранить государство из экономики. Они ведут речь о его преобразовании, создании «государства социального  страхования», целью которого является улучшение положения всех американцев, создание справедливой социально-экономической  организации, которая открывает  простор для реализации индивидуальных устремлений и основана на принципе «равных возможностей», позволяющем  обеспечить условия для эффективного функционирования экономики.

Информация о работе Эволюция налоговых теорий реализация базовой идеи в современных условиях