Эволюция мирового налогообложения. Современный этап

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 14:29, реферат

Описание работы

Налог – элемент общественного бытия. Первые упоминания о налоге мы находим в философских трактатах античных мыслителей. На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое и полезное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими. По мере общественного развития налоговые формы постепенно менялись, приближаясь к их современному содержанию, но неизменным оставался глубинный смысл понятия "налог" – опосредования процесса обобществления необходимой для общества части индивидуальных доходов (богатств).

Содержание

1 ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНОЙ МЫСЛИ О НАЛОГЕ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ
2 ЭВОЛЮЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗАРУБЕЖОМ
2.1 Налогообложение в Великобритании
2.2 Налогообложение в США
2.3 Налогообложение во Франции
2.4 Налогообложение в Германии
3 ЭВОЛЮЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

реферат по налогам.docx

— 47.79 Кб (Скачать)

     После значительного роста налогов  в 70-е годы во Франции, как и в  большинстве других стран Западной Европы, налоги стабилизировались. Сокращение подоходного налога и налога на добавленную  стоимость в таких товарных группах, как автомобили, компенсируется повышением взносов в систему социального  страхования.

     Дальнейшая  модернизация французской налоговой  системы будет идти в русле  проводившегося в течение последних  лет курса на стабилизацию доли налоговых  поступлений в ВВП и постепенное  ее снижение. 
 

     2.4 Налогообложение Германии  
 

     Налоговая система Германии насчитывает примерно 50 видов налогов, которые значительно  различаются по кругу плательщиков, базе обложения и ставкам. Наряду с множественностью налогов следует  отметить также тенденцию к их концентрации: на наиболее крупные налоги приходится все большая часть совокупных поступлений.

     Современная система распределения налогов  сложилась в ходе крупнейшей финансовой реформы 1969 г. Все налоги, поступающие  в сводный бюджет государства, можно  разделить на две группы: 1) закрепленные за соответствующим административно-территориальным  звеном и поступающие туда в полном объеме, или собственные налоги; 2) распределяемые по установленным  нормам между федерацией, землями  и общинами и поступающие одновременно в бюджеты различных уровней, или общие налоги.

     В Германии подоходный налог также  является главным источником доходов  бюджетов разного уровня. Он распределяется следующим образом: 42,5% поступлений  направляется в федеральный бюджет, 42,5% - бюджет соответствующей земли (района), 15% - в местный бюджет. Подоходный налог здесь также прогрессивен.

     До  реформы к собственным налогам  федерации относились акцизы (кроме  налога на пиво), пошлины, налог с  оборота (с 1968 г. – налог на добавленную  стоимость), финансовые монополии. Землям принадлежали поимущественный налог, налог с наследства и дарений, автомобильный, акциз на пиво, общинам  – поземельный и промысловый. Общими налогами являлись подоходный и корпорационный. Они распределялись между федерацией и землями, объединенными  в Малый налоговый союз. В ходе реформы образовался Большой  налоговый союз с участием общин. В число общих был включен  налог на добавленную стоимость, распределяемый между федерацией и  землями. Общины получили право на часть  поступлений общего подоходного  налога, а взамен этого стали отчислять  федерации и землям определенную долю собственного промыслового налога. Налоговый обмен способствовал  укреплению доходов общин, уменьшению различий в доходах между ними.

     Доля  налогов в доходах федерального бюджета в 1990–1995 гг. составляла в  среднем около 90 %. К собственным  налогам федерации относятся  различные акцизы (на нефтепродукты, табак, спиртоводочные изделия и  др.), кроме налога на пиво, таможенные пошлины, сборы в рамках ЕС и некоторые  другие (например, "надбавка на солидарность" к подоходному и корпорационному  налогам). Собственные налоги земель включают поимущественный налог, налоги с наследства и дарений, с владельцев автотранспорта, акциз на пиво и  другие, общин – поземельный и  промысловый. В 1991–1995 гг. доля налогов  в бюджетных доходах земель составляла примерно 60 %, общин – около 31 %. Общими являются налоги: подоходный, корпорационный, на доходы от капитала, на добавленную  стоимость.

     Доля  федераций и земель в подоходном налоге с физических лиц с 1980 г. установлена  в одинаковом размере: по 42,5 %, доля общин  соответственно равна 15 %. Корпорационный налог и налог на доходы от капитала распределяются только между федерацией и землями в соотношении 50:50. Соотношение  долей федерации и земель в  налоге на добавленную стоимость  определяется на основе федерального закона и может изменяться в зависимости  от динамики их доходов и расходов.

 

       

     3. ЭВОЛЮЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 
 

     Рассмотрим  и оценим вступившие в силу с 1 января 2000 года изменения в налоговом  законодательстве, которые имеют  значение для большинства налогоплательщиков в России.

     Среди таких законодательных новшеств – установление контроля государства  над крупными расходами его граждан. Если точнее, насколько соответствуют  объемы расходов граждан на личное потребление тем доходам, которые  они, эти граждане, отражают в ежегодных  налоговых декларациях.

     Еще в 1997 году Государственная Дума одобрила законопроект, который так и назывался: "О государственном контроле соответствия крупных расходов на потребление  фактически получаемым физическими  лицами доходам". Введение этого  закона несколько раз откладывалось. Теперь же - с 1 января 2000 года - вступили в силу поправки к первой части  Налогового Кодекса - в той же области. В чем разница между нормами  двухлетней давности законопроекта  и - новыми?

     Довольно  давно в России спорят, насколько  достоверно выплачиваются налоги физическими  лицами. В связи с этим был разработан, по инициативе Нижегородской области  и ее губернатора, закон о контроле соответствия декларируемых доходов  крупным расходам налогоплательщика.

     Сразу же возникли достаточно серьезные технические  вопросы. Какие доходы и в какое  время получил гражданин ранее, до того как были введены декларации? Существует достаточно большое количество доходов, которые не декларируются, потому что они полностью освобождаются  от налогообложения.

     В 1997 году законодатель придумал довольно скверный, с технической точки  зрения, но все-таки некий механизм, который заключался в том, что  можно было запечатать в конверте информацию о том имуществе или  денежных средствах, которыми обладает налогоплательщик, оставить у нотариуса  на хранение, и, в случае чего, использовать как обоснование существующих доходов. Теперь этот закон "умер", поскольку  первая часть Налогового Кодекса  содержит новые статьи. Статьи, правда, менее проработанные технически, уже не содержащие такого контроля или механизма оправдания для  налогоплательщиков.

     Закон 1997 года содержал такую норму: если человек одолжил, скажем, у знакомого, родственника или некой организации  крупную сумму для крупной  же покупки, то налоговые органы могут  проверить уже этих кредиторов, а  откуда у них такие деньги, и  уплачены ли с этих доходов налоги? Эта норма теперь в законодательстве отсутствует, и если налоговые органы обратятся с запросом к какому-либо лицу, которое не имеет крупных  расходов и, соответственно, не подлежит контролю, то это лицо вполне может  отказаться предоставлять налоговым  органам информацию.

     Тем не менее, налоговые органы имеют  другие возможности: скажем, обратиться в налоговую полицию. Налоговая  полиция уже не "обременена" ограничениями, которые существуют сегодня в Налоговом Кодексе, и она может действовать в  рамках своего закона об оперативно-розыскной  деятельности. Но для того, чтобы  в это дело вмешалась налоговая  полиция, необходимы основания подозревать  лицо виновным в совершении уголовного преступления.

     Что же в целом изменилось в этой области  с 1 января 2000 года для налогоплательщиков? С 1 января 2000 года налоговые органы получили право контролировать соответствие декларируемых доходов и крупных  расходов физических лиц. Не все крупные  расходы подлежат дополнительному  контролю. В первую очередь законодатель ориентировался на то имущество, которое  в той или иной степени подлежит государственной регистрации. Это недвижимость, акции открытых акционерных обществ, автомобили и некоторые другие виды имущества. Есть и исключения. Не подлежат государственной регистрации произведения искусства, в отношении которых тоже может осуществляться контроль.

     Понятно, что сегодня у налоговых структур будут серьезные проблемы, связанные  с тем, что к ним начнет стекаться  огромное количество информации. Кроме  того, существует своеобразный "темный" период - до 1999 года включительно. Потому что налогоплательщик ранее не был  обязан декларировать отдельные  виды доходов, которые освобождались  от налогообложения, и он вполне может  сослаться на то, что его доходы получены именно от этих источников.

     Соответственно, этот механизм заработает лет через 10 - 15. Хотя возможны и исключения. Исключения персональные. Когда налоговые органы специально отслеживают какого-то налогоплательщика  и специально собирают информацию о  нем. И здесь, конечно, им очень большую  помощь может оказать налоговая  полиция.

     Поскольку нет в мире государств, в которых  налогоплательщики очень любят  платить налоги, то, соответственно, практически во всех странах возникает  необходимость проверять, насколько  достоверно граждане декларируют свои доходы и платят налоги. И в большинстве  стран существуют подобные, конечно, отличающиеся от российских, механизмы  косвенного определения доходов  на основании некоторых признаков.

     Эти методы имеют давнюю историю. Например, знаменитого в США гангстера  Аль Капоне посадили за то, что он не уплатил налоги. А определили неполную уплату налогов на основании  отслеживания того образа жизни, который  он вел. Он никак не мог соответствовать  тем доходам, которые он декларировал официально.

     Подобные  правила есть и в других государствах, правда, с разными модификациями. Есть подобные методы в Великобритании, во Франции... Во Франции, например, существует достаточно формализованная система, которая позволяет на основании некоторых обобщающих признаков уровня жизни - например, участие в престижных клубах, владение яхтами, наличие прислуги или виллы - переводить каждый такой фактор в некое количество тысяч франков. На этом основании определять доход и требовать, чтобы не меньший доход был показан в налоговых декларациях.

     Но  этот механизм любой стране, и Россия не исключение, – это всегда "штучная  работа". То есть на основе некоторых  моделей, некоторых методов определяются лица, которые "заслуживают" дополнительного  контроля или дополнительной проверки, а уже вокруг этой личности потом  ведется проверка.

     В связи с вышеизложенным, будет  уместно рассмотреть вопрос о  работе в этой области налоговых  систем в разных странах мира.

     Специфика французской налоговой системы, в общих чертах, напоминающей американскую и коренным образом отличающейся от немецкой, заключается в том, что  вы не обязаны предоставлять налоговому ведомству вообще никаких подтверждающих документов.

     Вы  просто вписываете ту сумму, которую  заработали в прошлом году, уточняете  данные о семейном положении, иждивенцах и - отсылаете, причем вовремя. Ибо задержка даже в один день влечет за собой  неминуемый штраф. Если налоговая инспекция  вам поверила, то вы платите строго по прейскуранту. В противном случае проводиться проверка. Классическая форма наказания за сокрытие доходов - штраф, всегда превышающий скрытую  сумму. В случае крупного обмана или  рецидива - штраф и тюрьма сроком до 3 лет.

     Любой житель Соединенного Королевства с  фиксированным адресом автоматически  попадает в списки потенциальных  налогоплательщиков. Человек, работающий по найму в больших государственных  или частных компаниях, платит подоходный налог автоматически - через бухгалтерию  работодателя.

     Все остальные обязаны ежегодно представлять в налоговую инспекцию декларацию обо всех своих доходах. Доходах, но не расходах. Кроме того, инспекторы налогового управления имеют право  проверять банковские счета налогоплательщиков без специальных юридических  разрешений на это.

     Польские  граждане не предоставляют налоговым  службам никаких отчетов о  своих расходах. Однако каждая крупная  сделка - покупка квартиры, земельного участка и так далее - регистрируется у нотариуса и облагается государственной  пошлиной.

     И налоговые службы следят за такой  информацией, причем следят по своим  каналам, им в этом никто не помогает. Налоговые службы Польши не имеют  права заглянуть в ваш банковский счет, независимо от того, хранится на нем иностранная или национальная валюта. Поэтому они не могут следить  за движением денег на счете. Исключение составляют случаи, когда юридическое  или физическое лицо подозревается  в налоговых махинациях, и против него ведется расследование. Тогда, чтобы открыть тайну вклада, достаточно разрешение прокурора.

     С 1 января 2000 года в России введена  новая шкала подоходного налога с граждан. Самой радикальной  новацией в новом налоге является снижение максимальной ставки в прогрессивной  шкале налогообложения с 45% до 30%. Это очень серьезное снижение. И, конечно же, его ощутят на себе в первую очередь те, кто получает большие доходы.

Информация о работе Эволюция мирового налогообложения. Современный этап