Экономическая сущность и необходимость налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Предметом курсовой работы является экономическая сущность и необходимость налогов.
Цель курсовой работы – проанализировать экономическую сущность налогов и обосновать их.
В соответствии с указанной целью задачи курсовой работы являются:
− Рассмотреть историю возникновения налогов;
− Проанализировать необходимость налогов;
− Рассмотреть принципы построения Российской налоговой системы
− Выявить виды налогообложения;
− Проанализировать функции, элементы налогов.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1
1. История налогов
2. Сущность налогов
3. Функции налогов
4. Элементы налога.
ГЛАВА 2
1. Принципы построения Российской налоговой системы.
2. Виды налогов.
3. Изменения налогового кодекса на 2009 год
Заключение
Список литературы:

Работа содержит 1 файл

налоги.doc

— 195.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

 

Экономический   факультет

 

КАФЕДРА «Финансов и кредита»

 

 

 

 

 

 

Экономическая сущность и объективная необходимость налогов

 

Курсовая работа

 

 

 

 

Исполнитель:

студентка группы

 

Руководитель:

 

 

 

 

Екатеринбург

2008


Содержание:

 

Введение

ГЛАВА 1

1. История налогов

2. Сущность налогов

3. Функции налогов

4.  Элементы налога.

ГЛАВА  2

1. Принципы построения Российской налоговой системы.

2. Виды налогов.

3. Изменения налогового кодекса на 2009 год

Заключение

Список литературы:


Введение

Актуальность темы курсовой работы объясняется тем что, в современной жизни налоги играют огромную роль в жизни, как всего общества, так и государства. В финансово – бюджетной системе страны налоги оказывают серьезное влияние. Манипулируя ими, государство может повлиять на совокупный спрос и ВВП. Таким образом, государство увеличивает или сокращает и совокупный спрос на товары и услуги, и предложение на рынке произведенных в течение года конечных товаров и услуг (ВВП). В современной экономике неуклонно повышается удельный вес государственных финансов в общем объеме ВВП.

Манипулирование государственными расходами и налогами связано с конкретной деловой активностью - либо в периоды спадов, либо - подъемов. С его помощью властям удается поставить в зависимость от изменений величины государственных расходов и налогов динамику совокупного спроса и ВВП, способствуя их стабилизации. В связи с выполнением этих функций некоторые госрасходы и налоги в экономической теории называют «встроенными стабилизаторами» рыночной экономики.

Налоги помогают решать важные экономические, социальные и экологические задачи. Значение и роль налогов в современной жизни каждой страны трудно переоценить. Они выполняют взаимосвязанные функции - экономическую и бюджетно-финансовую.

Объектом исследования является налог как экономическая категория.

Предметом курсовой работы является экономическая сущность и необходимость налогов.

Цель курсовой работы – проанализировать экономическую сущность налогов и обосновать их.

В соответствии с указанной целью задачи курсовой работы являются:

−      Рассмотреть историю возникновения налогов;

−       Проанализировать необходимость налогов;

−               Рассмотреть принципы построения Российской налоговой системы

−     Выявить виды налогообложения;

−     Проанализировать функции, элементы налогов;

Поставленные задачи определили логику и структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В первой главе «Налоги как экономическая категория», дается понятие налогам и причины их возникновения, рассматриваются функции и элементы.

Во второй главе «Проблемы реформирования налоговой системы» рассматриваются виды налогообложения в России, принципы построения налогообложения в РФ и поправки в налоговом кодексе вступающие в силу с 2009 года.

При написании курсовой работы использовались Налоговый кодекс РФ, учебная литература. Основу работы составил материал, содержащийся в учебниках и учебных пособиях таких авторов как: Д.Г. Черник, В.В. Ковалева, Ю.М. Артемова, С.А. Белозерова, М.Л. Дьяконова.

Нормативной базой работы является Налоговый кодекс РФ.

В процессе выполнения курсовой работы использовались различные методы экономического исследования: анализ, обобщение, классификация, синтез.

Практическая значимость – расширение кругозора знаний по истории происхождения, сущности, и видам налогов, а также необходимость в современном мире.


ГЛАВА 1

1. История налогов

Исторически появление налогов связанно с разделением  общества на классы, возникновением государства, требующего соответствующего финансирования. Формы налогов, методы их взимания развивались по мере  эволюции общественных отношений. Вместе с ними менялось представление о сущности и роли налогов, их теоретическое обоснование.

На первом этапе налоги носили исключительно, нерегулярный характер: дань  с побежденного народа, военные трофеи, жертвоприношение и др. Государство не имело финансового аппарате для определения и сбора налогов и устанавливало лишь сумму средств,  которую желало получить. Первопричиной существования налогов была потребность объединять усилия в целях жизнеобеспечения общества. В этот период налоги трактовались как общественно необходимое и полезное явление.[3]

Вследствие роста государственных потребностей в денежных средствах, обусловлено расширением функции и увеличением числа задач, решаемых государством, налоги превратились в регулярные и обязательные платежи. В развитии налоговой формы и научных взглядов на налоги условно выделяется второй этап. Преобладающими являлись прямые налоги, распространялось косвенное налогообложения. Законченную форму представления о налогах приобрели в 17 веке.

Под налоговыми теориями следует понимать ту или иную систему научных  знаний о сущности и природе налогов, их роли в экономической и  социально-политической жизни общества, т.е. налоговая теория, представляет собой комплекс научного обоснованных знаний о принципах и видах налогов.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм, которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, гос. деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226-1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.

Итак, как уже говорилось выше, налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних стадиях гос. организации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным, а являлось неким неписаным законом. Еще в Пятикнижие Моисея сказано: «... и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов принадлежит Господу». Видно, что процентная ставка данного «налога» четко определена.

По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной. Данная практика существовала в течение многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Так в Др. Греции в VII-VI вв. до н.э. представителями знати были введены налоги на доходы в размере 1/10 или 1/20 части доходов.

Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, строительство храмов, укреплений и т.д.

В IV-III вв. до н.э. Римское государство разрасталось, основывались и завоевывались все новые города-колонии. Происходили изменения и в налоговом праве. В колониях вводились коммунальные налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан, и их определение происходило каждые 5 лет. Римские граждане, проживавшие за пределами Рима платили как государственные, так и местные налоги.

Многие хозяйственные традиции Древнего Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно существовал 21 вид прямых налогов. Широко практиковались в Византии и чрезвычайные налоги: на строительство флота, содержание воинских контингентов и пр. Но обилие налогов не привело к финансовому процветанию Византийской империи. Наоборот, чрезмерное налоговое бремя имело своим последствием сокращение налоговой базы, а далее последовали финансовые кризисы, ослаблявшие мощь государства.[2]

Несколько позже стала складываться финансовая система Руси.

Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был, по сути, сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег после своего утверждения в Киеве занялся установлением дани с подвластных племен. Дань взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась в Киев, и «полюдьем», когда князья или княжеские дружины сами ехали за ней.

Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Так пошлины взимались за перевоз через реку, за право иметь склады.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой мужской души и со скота.

Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее потом великому князю для отправления в Орду. Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Кроме «выхода» было еще несколько ордынских тягот. В результате взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным, поэтому главным источником внутренних платежей стали пошлины. Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440-1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел «данные» деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: «ямские», «пищальные» - для производства пушек, сборы на строительство укреплений и пр. Иван IV также ввел дополнительные налоги.

Для определения размера прямых налогов служило «сошное письмо», которое предусматривало измерение земельных площадей и перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Соха как единица измерения была отменена лишь в 1679 г., когда единицей налогообложения стал двор.

Хотя политическое объединение русских земель относится к концу XV в., стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода, однако одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы.

В связи с этим финансовая система России в XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана.

Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича (1629-1676), создавшего в 1655г. счетный приказ, деятельность которого позволила довольно точно определить госбюджет (выяснилось, что в 1680г. 53,3% гос. доходов - за счет косвенных налогов).

Надо отметить, что неупорядоченность фин. системы в то время была характерна и для других стран.

Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI-

XVII вв. в Европе. Это государство еще не имело теории налогов. Практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги. Плательщиками налога обычно являлись люди, принадлежащие к 3-му сословию.

В конце XVII-XVIII в. в европейских странах стало формироваться административное государство, создавшее чиновничий аппарат и рациональную налоговую систему, состоявшую из косвенных (гл. роль-акциз) и прямых (гл. роль - подушный и податной) налогов.[12]

Но отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических мер приводила порой к тяжелым последствиям (примером чему могут являться соляные бунты в царствование Алексея Михайловича).

Эпоха Петра I (1672-1725)

Характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, крупного строительства и пр. Для пополнения казны вводились все новые налоги (гербовый сбор, подушный налог с извозчиков и т.д.). Но в то же время был принят ряд мер для обеспечения справедливости налогообложения, была введена подушная подать.

В последней трети XVIII в Европе активно разрабатывались проблемы теории и практики налогообложения.

В 1770 г. мин. финансов Франции Тэрре писал: «Я больше стараюсь добиться равенства в распределении налога, чем точной уплаты десятины» и, хотя Тэрре был вынужден вводить новые налоги (в связи с фин. кризисом), он отдавал предпочтение косвенным налогом, которым дифференцировались исходя из того класса, к которому принадлежал предмет (товар первой необходимости, товар роскоши и т.д.)

В это же время в России прямые налоги в бюджет играли второстепенную роль по сравнению с косвенными (где основную роль - отчисления от казенной питейной продажи). В этот же период создавалась теория налогообложения. Ее основоположником считается шотландский экономист и философ А. Смит.

В вышедшей в 1776 г. книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» он сформулировал основные принципы налогообложения:

Информация о работе Экономическая сущность и необходимость налогов