Экономическая сущность и функции налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 12:22, контрольная работа

Описание работы

Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других. Исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Налоги как экономическая категория.……………………………………….4
1.1. Сущность налога. Основные принципы налогообложения. ……………..4
1.2 . Классификация и виды налогов.……………………………………………6
1.3. Функции налогов и их взаимосвязь………………………………………..10
2. Налоги как инструмент регулирования финансово-бюджетных отношений
2.1..Роль налогов в перераспределении валового внутреннего продукта и национального дохода..14
2.2 Значение налогов для формирования доходов бюджета…………………..16
3. Возникновение налогообложения и развитие теории налогов…………….17
3.1. Налоги в экономической системе общества………………………………17
3.2. Эволюция налогообложения…………………………………………….…19
3.3. Налоги в макроэкономической теории…………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………………...29
Приложение………………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

кр налоги.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию  ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

Кафедра "Финансы и кредит" 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

По  дисциплине "Налоги и налогообложение"

                                                Вариант 10

             Тема №1: Экономическая сущность и функции налогов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Уфа-2012

Содержание: 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Налоги  как экономическая категория.……………………………………….4

1.1. Сущность налога. Основные принципы налогообложения. ……………..4

1.2 . Классификация и виды налогов.……………………………………………6

1.3. Функции налогов и их взаимосвязь………………………………………..10

2. Налоги как инструмент регулирования финансово-бюджетных отношений

2.1..Роль налогов в перераспределении валового внутреннего продукта и национального дохода.…………………………………………………………..14

2.2 Значение налогов  для формирования доходов бюджета…………………..16

3. Возникновение налогообложения и развитие теории налогов…………….17

3.1. Налоги в  экономической системе общества………………………………17

3.2. Эволюция  налогообложения…………………………………………….…19

3.3. Налоги  в макроэкономической теории…………………………………….22

Заключение……………………………………………………………………….27

Список  использованной литературы…………………………………………...29

Приложение………………………………………………………………………30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место  отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство  широко  использует  налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления  экономикой в условиях рынка.

     Устанавливая  налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других. Исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение  налогов  является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности,  форм  собственности  и организационно  -  правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий  всех форм  собственности  с  государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи  налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.  
 
 
 
 
 
 

1. Налоги как экономическая категория

1.1. Сущность  налога. Основные принципы налогообложения 

    Вопрос  о понятии налога весьма важен  не только для теории, но и для  правовой практики. От его решения  зависит определение самого понятия  налогового права, предмета его регулирования, отдельных его категорий: правового статуса и ответственности налогоплательщиков, других субъектов налогового права, компетенции государственных органов и т.д.[2].

     Характерными  чертами налогов, отражающими их сущность, являются:

    - связь с государством, которая определяет публичный характер этих платежей;

    - их установление относится к компетенции законодательных органов государства;

    - обязательность уплаты налогов;

    - они зачисляются в государственный бюджет и не являются целевыми;

    - их публичность, наличие публичного характера всей системы взимания налогов;

    - набор типовых признаков, определяющих роль налога в экономико-правовом механизме государства и правила расчета и сбора налога.

    Под налогом, в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса РФ, понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[1].

К признакам  налогообложения относят:

1) Принцип справедливости – единство подходов к налогообложению, всеобщность налогообложения, пропорциональность налогоораспределения, налогового бремени относительно доходов налогоплательщиков.

2) Принцип  определенности – сумма, способ, порядок исчисления и уплаты  налога и сбора должны быть  заранее известны налогоплательщику.  Все неясности налогового законодательства  трактуются в пользу плательщика.

3) Принцип  удобства – налог может изыматься в такое время и таким способом, который наиболее удобен для налогоплательщика. Он реализуется в упрощении подачи налоговых деклараций и совершения работы налоговых органов.

4)Принцип  дешивизны - включает в себя  сокращение издержек по взиманию налогов, а также научный подход к определению оптимальных налоговых ставок.

5) Принцип  однократности – один и тот  же объект может облагаться  одним налогоплательщиком и только  единожды.

6) Принцип  гибкости  - при изменении экономической  ситуации в стране и потребности налоговых поступлений государству налоги могут пересматриваться.

7) Принцип  политической ответственности  - налоговая система должна быть  построена для убеждения налогоплательщика  в том, что они платят налоги  для своего же блага[3].

    Налог как экономическая  категория раскрывает сущность налога с финансовой стороны и позволяет обратить внимание на ряд обстоятельств, ее обуславливающих и характеризующих.

     Налог как финансовая категория должен удовлетворять условию безвозвратности. Возврат налога возможен в случае его переплаты или в качестве льготы, но данные условия определяются государством в одностороннем порядке и не влияют на характер платежа в целом.

    Налог как правовая категория раскрывает сущность категории «налог», и определят ее правовую природу. В учебной литературе правовая природа налога исследуется с позиции права парламента утверждать налог как выражение права народа соглашаться на уплату налога. 

1.2 . Классификация  и виды налогов 

     В зависимости от метода установления налогов и способа их взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

       Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ, ими непосредственно облагаются трудоспособность физических лиц или экономический потенциал (способность приносить доход) юридических лиц. Прямыми являются те налоги, которыми облагаются имущество, выручка, процесс извлечения прибыли (дохода). Косвенные налоги связаны с экономическим потенциалом налогоплательщика лишь косвенно, они взимаются через цену товара и вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций. Они связаны с процессом использования прибыли (дохода) или расходами налогоплательщика.

       Внутри этой классификации тоже имеются подразделения. Прямые налоги, в свою очередь, делятся на личные и реальные (целевые).

     Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на: акцизы, фискальную монополию, таможенные пошлины. В развитых странах преобладают  акцизы – косвенные налоги на товары и услуги, которые производятся частными предприятиями. Акцизы устанавливаются на товары внутреннего производства, в отдельных странах акцизами также облагается и импорт товаров (Россия).

     Второй  вид косвенных налогов – фискальная монополия – монопольное право  государства на производство и (или) реализацию определенных товаров, он преследует чисто фискальную цель. Ставки не устанавливаются, поскольку государство является монополистом при производстве определенных видов товаров (например, винно-водочных изделий) и продает товар по очень высокой цене, которая включает в себя и сам налог. Фискальная монополия может быть частичной (или производство, или реализация), либо полной.

       Третий вид косвенных налогов – это налоги на внешнюю торговлю: таможенные пошлины. Они подразделяются:

1. по видам - на экспортные, импортные, транзитные;

2. по построению ставок – на специфические (устанавливаются в твердой сумме), адвалорные (в процентах к стоимости) и сложные (сочетание специфических и адвалорных ставок)

 3. по экономической роли – на фискальные, протекционистские (для защиты внутреннего рынка от импортных товаров), антидемпинговые (повышенные пошлины на товары, ввозимые по демпинговым ценам), преференциальные (система предпочтений - льготные пошлины на один импортный товар, либо на весь импорт).

      Налоговая система РФ согласно ст. 12 НК РФ включает в себя три вида налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

          Федеральными признаются налоги и сборы, которые установлены ст. 13 Налогового кодекса РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. Статья 13. Федеральные налоги и сборы К федеральным налогам и сборам относятся:  
1)налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

 3) налог на доходы физических лиц;

 4) единый социальный налог;

 5) налог на прибыль организаций;

 6) налог на добычу полезных ископаемых;

 7) утратил силу. - Федеральный закон от 01.07.2005 N 78-ФЗ;

 8) водный налог;

 9)сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная  пошлина.

        Региональными признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Они вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом. К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог.

        Местными признаются налоги, которые установлены Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Они вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. К местным налогам относятся: земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Информация о работе Экономическая сущность и функции налогов