Эффективность налоговой системы РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:01, статья

Описание работы

Главными критериями оценки цивилизованности и эффективности налоговой системы признаны:
-равенство и справедливость налогов по отношению ко всем налогоплательщикам;
-определенность и однозначность налогового законодательства, позволяющие одинаково его понимать и толковать и налогоплательщику и налоговому инспектору; нарушение этого принципа приводит к тому, что налогоплательщик отдается во власть сборщика налогов;

Работа содержит 1 файл

ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РК.doc

— 59.00 Кб (Скачать)

       ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ  РК 

       Главными  критериями оценки цивилизованности и  эффективности налоговой системы  признаны:

       -равенство  и справедливость налогов по  отношению ко всем налогоплательщикам;

       -определенность  и однозначность налогового законодательства, позволяющие одинаково его понимать и толковать и налогоплательщику и налоговому инспектору; нарушение этого принципа приводит к тому, что налогоплательщик отдается во власть сборщика налогов;

       -удобство  для налогоплательщиков, означающее  приближение сроков уплаты налогов к моменту получения доходов, минимум бюрократических процедур, простоту исчисления;

       -стабильность, позволяющая прогнозировать финансовые  результаты, в сочетании с гибкостью  реакции на изменение экономической ситуации. [1]

       Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан принята Стратегия развития налоговой службы Республики Казахстан, в которой определены три приоритетных направления:

       - обеспечение полноты поступления  налогов;

        -обеспечение удовлетворенности  общества деятельностью органов налоговой службы;

       - построение высокоэффективной налоговой  службы. [2]

       Если  оценивать налоговые реформы, то Казахстан однозначно преуспел в  вопросах электронизации налоговой  отчетности. К примеру, сегодня, возможно сдать налоговую отчетность в электронном виде и в этом мы опередили многие страны СНГ. В то же время мы далеки от Дании, Канады и других стран в вопросах простоты налогообложения. Инвесторы жалуются о том, что очень сложно в Казахстане понять налоговое законодательство, сложно считать налоги, много противоречий, пробелов, недоработок и в этом плане не соблюдается принцип определенности налогообложения.

       Государство старается, но пока безуспешно, поставить  на нормальный уровень мониторинг –  это контроль за исполнением налоговых обязательств, но без проведения налоговой проверки. А в реальности количество налоговых проверок увеличивается. По результатам проверок почти всегда доначисляются налоги, очень часто безосновательно, так как проверяющие придерживаются принципа виновности налогоплательщика, боятся контроля органов финансовой полиции, прокуратуры, акт налоговой проверки без доначислений – это проблема для проверяющего. Соответственно подавляющее большинство результатов таких проверок обжалуется. Нет цивилизованных отношений «налогоплательщик – налоговый орган». То есть с реформами в налоговом администрировании пока ничего хорошего.

       Счетным комитетом установлено, что в  связи с неэффективностью налогового администрирования предприятий-банкротов налогоплательщиками используются схемы по уменьшению своих налоговых обязательств путем отнесения в зачет по НДС и на вычеты по КПН счетов-фактур, выписанных от имени налогоплательщиков, признанных банкротами, что приводит к значительным потерям бюджета. При этом Налоговым кодексом не предусмотрены корректировки затрат у контрагентов-покупателей, осуществлявших сделки с налогоплательщиками, ликвидированными в связи с банкротством.

       В течение 2009-2010 годов 159-тью налогоплательщиками, признанными судами банкротами, совершены вышеприведенные сделки на сумму более 46 млрд. тенге, которые привели к потерям бюджета в размере 14,6 млрд.тенге. Всего в течение 2010 года 2,3 тыс. налогоплательщиков признаны банкротами с суммой налоговой задолженности 80,1 млрд.тенге. Процедура проведения налоговых проверок с учетом внедрения с 2010 года системы управления рисками имеет ряд недостатков. Из предусмотренных планом на 2010 год 4640 проверок по 1315-ти налогоплательщикам налоговые проверки не произведены в связи с отсутствием налогоплательщиков по адресам регистрации, из них 80% относятся к категории высокой степени рисков вероятности нарушений. Причиной тому явилась осведомленность налогоплательщиков о планируемых проверках в связи с необходимостью размещения указанных списков на сайте Министерства финансов. По состоянию на 1 января 2011 года налоговая недоимка составила 199 млрд. тенге, по сравнению с началом 2010 года допущен рост на 98,7 млрд. тенге или в 2 раза. (рис. 1)  

       Рисунок 1 – Налоговая задолженность (2008-2010) 

         

       Общая сумма налоговой задолженности, включая штрафы, пени, возросла по сравнению с 2009 годом в 1,8 раза, составив 361,0 млрд. тенге.

       Основной  удельный вес приходится на «проблемную» недоимку, образовавшуюся в результате доначислений по актам налоговых проверок, инициированных правоохранительными органами - 142,1 млрд. тенге или 71,4%. По сравнению с предыдущим годом – рост на 89,5 млрд. тенге. Ежегодно увеличивается списание налоговой задолженности с лицевых счетов, ликвидированных налогоплательщиков, признанных банкротами. По сравнению с 2009 годом сумма списания увеличилась на 128,2 млн. тенге и составила 35,3 млрд. тенге. В то же время путем погашения кредиторской задолженности по четвертой очереди по результатам конкурсного производства банкротов в бюджет в 2010 году поступило лишь 202,3 млн. тенге. [3,4]

       Проблема  налогов является сложной и противоречивой и, к сожалению, сегодня еще рано говорить об идеальности введенной в действие налоговой системы, обеспечивающей полную социальную защиту интересов и законных прав налогоплательщика.

       Важность  применения понятия эффективности  в налоговой сфере неоспорима, однако аспект оценки эффективности  работы еще недостаточно проработан по следующим причинам.

       1. Не формулировалась проблема  оценки эффективности налоговой системы. Необходимость мобилизации дополнительных налоговых доходов в связи с кризисом приводила к пересмотру процесса налогового администрирования. В данный момент рост эффективности может быть рассмотрен в качестве резерва увеличения налоговых поступлений.

       2. Не разработан единый подход  измерения эффективности. Целесообразно  использование системы показателей  для сбалансированной оценки  деятельности в области налоговых  сборов.

       3. Отсутствие единого подхода к  разработке интегрального показателя  эффективности работы налоговых органов. По этому направлению существует несколько точек зрения. [5]

       На  наш взгляд этот блок должен состоять из следующих разделов:

       - контроль использования «качественных  налогов»;

       -контроль и оценка эффективности механизма налогового администрирования по каждому виду налогов и сборов;

       - контроль и оценка эффективности  предоставления налоговых льгот,  преференций по отдельным видам  налогов и сборов;

       - контроль и оценка эффективности  механизма использования нулевой  ставки НДС;

       - оценка качества и результативности функционирования информационных систем в налоговых органах;

       - контроль и оценка эффективности  налоговых проверок по видам  налогов и сборов.

       Эффективность, предполагающая не только обеспечение  государственного бюджета стабильными и равномерными поступлениями доходов, но и стимулирование налогоплательщиков к развитию бизнеса, совершенствованию техники и технологии производства, оказывает в конечной инстанции благоприятный эффект  и на всю финансовую систему. [6]  

    Литература 

1 Месон М.Х., Альберт М.А., Хедоури Ф. Основы менеджмента. / пер. с англ. – М.: Вильямс 2007. – 672 с.

http://www.newskaz.ru

2. Стратегия развития налоговой службы Республики Казахстан Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 28.01.2011 г.

3. Счетный Комитет РК - Отчёт об исполнении республиканского бюджета за 2010 год Стратегия борьбы с коррупцией в органах налоговой службы Республики Казахстан

4. Бюллетень Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, №28 за 2 квартал 2011 г.

5. Экономические проблемы налоговой системы РК в современных условиях// Вестник КЭУ.– 2010. – №2. – С.65-67

6. Основные тренды  развития  налоговой модели Казахстана// Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Совершенствование финансово-экономической архитектуры в Казахстане в посткризисный период». – Караганда. – 2010. – С.248-251

Информация о работе Эффективность налоговой системы РК