Формы, методы и виды налогового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 08:42, контрольная работа

Описание работы

Налоговой практикой и теорией описаны четыре вида причин уклонения от налогов: моральные, политические, экономические и технические. Общеизвестно, что для многих граждан украсть из казны – не значит украсть. Долее того, в любом государстве имеют место факты коррупции в высших эшелонах власти, использования государственных средств на личные потребности. Поэтому налогоплательщики не чувствуют моральной ответственности за уход от налогообложения.

Содержание

Введение

1. Понятие и основные виды налогового контроля.

2. Формы, методы и виды налогового контроля
3. Организация налогового контроля.

Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

налоги контр.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

     Содержание

Введение

1. Понятие и  основные виды налогового контроля.

2. Формы, методы  и виды налогового контроля

3. Организация  налогового контроля.

Заключение

Литература 

 

     

     Введение

     Налоговой практикой и теорией описаны  четыре вида причин уклонения от налогов: моральные, политические, экономические и технические. Общеизвестно, что для многих граждан украсть из казны – не значит украсть. Долее того, в любом государстве имеют место факты коррупции в высших эшелонах власти, использования государственных средств на личные потребности. Поэтому налогоплательщики не чувствуют моральной ответственности за уход от налогообложения. При этом осознание государства как персонифицированного товаропроизводителя общественных благ для большинства граждан – настолько абстрактное понятие, что не воспринимается вовсе.

     Многие  налогоплательщики считают себя вправе противостоять казенным сборам, ссылаясь на их непомерную тяжесть. В  переходных условиях при смене экономических  формаций законы вообще воспринимаются чисто номинально, а законы о налогах – тем более. Последние зачастую полностью игнорируются, ибо они направлены на уменьшение доходности частно-хозяйственной и корпоративной деятельности.

     Ценность  закона, т. е.,  что придает ему  престиж и авторитет, - это  его  всеобщность, постоянство, беспристрастность. Российское налоговое законодательство 90-х годов являлось ни общим, ни беспристрастным. Оно не несло всеобщего характера, потому что в этот период налицо явная тенденция персонифицировать налоги. Казна стремилась приспособить налоговое бремя к каждой бюджетно-финансовой потребности. Политика финансово-бюджетной дискриминации, присущая налоговой практике, препятствовала становлению и четкой реализации принципа всеобщности налогового законодательства. Распространенные на практике налоговые договоры и соглашения по корректировке налоговых изъятий в разрезе отдельных предприятий, отраслей и территорий в сторону уменьшения не укрепили престижа всего налогообложения для остальных плательщиков. Чем выше налоговые ставки, тем сильнее соблазн уйти от налогов. Чем неустойчивее финансовое положение плательщика, тем сильнее его намерение укрыть налоги.

 

     

     1. Понятие и основные  виды налогового  контроля.

     Налоговый контроль – элемент финансового контроля и налогового механизма. Он является также необходимым условием эффективного налогового менеджмента. Налоговые контрольные действия охватывают всю систему налогообложения, а также осуществляются в разрезе отдельных налогов, налоговых групп, групп налогоплательщиков, территорий. Налоговый контроль пронизывает экономику по вертикали и по горизонтали, обеспечивая соблюдение правил бухгалтерского учета и отчетности, законодательных основ налогообложения.

     Одно  из главных требований к налоговому контролю вытекает из известных с  древности принципов налогообложения – контроль должен приносить значительно больше средств, нежели затрачивается на его проведение (принцип дешевизны и эффективности налоговой системы).

     Качественные  и количественные параметры налогообложения  напрямую зависят от результатов  финансово-хозяйственной деятельности, стоимостной оценки имущества, размещения капитала. Выполнение налоговых обязательств, следовательно, предопределено величиной денежной оценки основного и оборотного капитала, рабочей силы, ресурсного потенциала (земля, лесные богатства, богатства недр, водные ресурсы). В зависимости от нее исчисляются суммы амортизационных фондов, оборотных активов, заработной платы, прибыли. Это определяет широкую область приложения контрольных действий налоговых, аудиторских и других заинтересованных служб. Теория и практика контроля выделяет семь основных сфер, в рамках которых применяются особые нормы и правила ведения контрольных проверок: реализация товаров, работ и услуг; сфера обращения и система ценообразования; расчетно-платежная дисциплина; соблюдение воспроизводственных пропорций; использование имущества, амортизация основных средств, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и состояние оборотных средств; формирование оплаты труда и материального стимулирования; определение прибыли и внереализационных финансовых результатов.

     В рамках каждой из названных сфер применяются  различные методики и нормативные  документы по осуществлению контрольных  действий. Контролирует эти сферы  многочисленный штат работников самых различных учреждений, начиная от внутрифирменных контрольных служб и заканчивая сферой государственного контроля (Министерство финансов, Федеральное казначейство, Центробанк, Таможенный комитет, федеральные органы налоговой полиции и другие). Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством учета налогоплательщиков и объектов, подлежащих налогообложению, налоговых проверок, опроса налогоплательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и Таможенным кодексом РФ (в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением объектов налогообложения через границу РФ), а также другим законодательными актами РФ.

     Цели  контроля различны. Различаются и методики проведения ревизий и проверок. Однако что касается налогообложения, то эти учреждения используют нормативные документы по ведению налогового контроля, составленные в соответствии с положениями налоговых законов Эти законы толкуют содержание налоговых нарушений и мер ответственности за них. В дополнение к ним налоговая администрация разрабатывает методические указания по осуществлению налоговых проверок в разрезе каждого отдельного налога.

     Выполнение  налоговых обязательств – важнейший  поток денежных средств по горизонтали  и по вертикали. Поэтому подтверждение  правильности их спрогнозированного объема обеспечивает реальность бюджетных заданий по доходам на будущее.

     Одна  из основных целей  налогового контроля – препятствование уходу от налогов. Это явление известно с древности как реакция на чрезмерный налоговый гнет. Оно развивалось вместе с налогообложением, приобретя форму устойчивой закономерности. Практика  показывает, что облагаемые доходы от движимого имущества, дивиденды и другие доходы, распределенные компаниями между держателями акций, облигаций, других ценных бумаг, не соответствуют сумме доходов от ценных бумаг, указанных в налоговых декларациях. Часть налогоплательщиков прибегают к налоговым уловкам, выписывая денежные счета на удобные адреса в налоговых декларациях. Часть налогоплательщиков прибегают к налоговым уловкам, выписывая денежные счета на удобные адреса в налоговых убежищах. Разница между этими суммами настолько велика, что необходимы особые методы выявления объектов налогообложения.

     Несвоевременная уплата налогов в бюджет не только сопряжена со штрафными санкциями. Она превращает погашение долговых обязательств в неуправляемую ситуацию: растет сама сумма налогового обязательства, растут и суммы пеней и штрафов. Налоговое законодательство в соответствии с Гражданским кодексом РФ установило определенные сроки исковой давности. Следить за этими сроками обязан налоговый менеджер (эксперт) фирмы.

     Серьезную проблему для налогового контроля составляют межнациональные корпорации. Если между  странами заключен договор об избежании  двойного налогообложения, то эти проблемы менее остры. Однако и в этих случаях транснациональные компании могут действовать через третьи страны, пользоваться банковскими услугами четвертых и т. д. Все это еще раз подтверждает необходимость проведения налогового контроля на основе углубления информационно-аналитической работы в системе государственного налогового менеджмента.

     Соответственно, основная задача налогового контроля – расширение возможностей универсализации  учета, отчетности и контроля, что, в  свою очередь, снизит вероятность повсеместного  ухода от налогов. Все это должно способствовать унификации российского налогообложения, продвижения его к международным стандартам.

     2. Формы, методы  и виды налогового  контроля

     Налоговый контроль использует разнообразные формы практической организации для наиболее эффективного выполнения стоящих перед ним задач.

     Форма налогового контроля выражает содержание контрольного процесса. Выбор конкретной формы зависит от уровня развития налоговой системы и организации налогового контроля, а также от решений субъекта контроля, принимаемых исходя из конкретной практической ситуации и конечных целей контрольной работы.1

     Форма налогового контроля может быть предварительной, текущей и последующей2.

     Предварительный контроль связан с работой по разъяснению налогового законодательства, сбору, обработке и анализу широкой информации о налогоплательщиках на стадии планирования налоговых проверок для принятия оптимальных решений. Это определяет его значение для качественного проведения контрольных действий. Предварительный анализ позволяет разделить совокупность лиц, подлежащих проверке, на тех, которые имеют невысокую вероятность риска налоговых нарушений, и тех, которые могут совершать налоговые ошибки и нарушения с высокой степенью вероятности. Такое разграничение контроля на «группы риска» позволяет обеспечить максимальное количество выявленных нарушений и произведенных доначислений на один час рабочего времени инспекторского состава.

     Текущий контроль носит оперативный характер, является частью регулярной работы и представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных операций и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых в налоговые органы плательщиком

     Последующий контроль реализуется путем проведения налоговых проверок по окончании определенного отчетного периода.

     На  практике необходимо добиваться сочетания  предварительного, текущего и последующего форм контроля, которые между собой  тесно взаимосвязаны. В России в настоящее время преобладает последующий контроль. Широкое применение этой формы контроля вызвано недостаточным уровнем информированности налоговых органов, правовым нигилизмом налогоплательщиков и одновременно недостаточной работой с ними. По мере развития налогового контроля будет возрастать роль предварительного и текущего контроля, связанного с работой по разъяснению налогового законодательства, сбору, обработке и анализу широкой информации о налогоплательщиках, на основании которой будут осуществляться выборочные проверки налогоплательщиков.

     Налоговый контроль может осуществляться с использованием различных методов, таких как наблюдение, проверка, обследование, анализ и ревизия3.

     Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием избранного объекта налогового контроля. В качестве примера можно привести налоговые посты на предприятиях, производящих этиловый спирт, наличие специальных и акцизных марок на соответствующую продукцию, реализуемую торговыми предприятиями, соблюдение правил применения ККМ и т.д.

     Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится в налоговой инспекции (камеральная проверка) или на месте (выездная проверка) для выявления фактов нарушений налоговой дисциплины и устранения их последствий. Камеральные налоговые проверки могут проводиться в отношении всех налогоплательщиков. Выездные налоговые проверки могут проводиться в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей.4

     Камеральная проверка предполагает сопоставление  заявленных в налоговой отчетности и декларации сведений с материалами о деятельности налогоплательщика при представлении их в налоговый орган. Камеральная проверка налоговой отчетности юридических лиц связана в настоящее время с действующим порядком представления в налоговый орган квартального и годового бухгалтерских балансов.

     Выездная  налоговая проверка (проверка с выходом на объект контроля) проводится с использованием документов первичного бухгалтерского учета и других учетных материалов, подтверждающих получение доходов, обоснованность списания расходов, полноту уплаты налогов и др. Она характеризуется более высокой объективностью изучения полноты и правильности налоговых расчетов, сопоставлением их с данными первичных документов, аналитическим и синтетическим учетом, бухгалтерской отчетностью. Выездная проверка, таким образом, является основным методом налогового контроля

     Обследование проводится с целью фиксации сторон деятельности хозяйствующего субъекта с последующим использованием материалов для уточнения (корректировки) показателей, связанных с его финансовым положением (доходностью), взаимоотношениями с субъектами налогового контроля по поводу уплаты налогов Пример обследование места деятельности лица, занимающегося пошивом одежды, торговлей товарами и т.д. В первом случае производится фиксация фактического наличия готовых изделий и полуфабрикатов, во втором - соответствие торговли товарами действующим условиям (наличие акцизных, специальных марок, лицензии, визуальный контроль за применением ККМ и т.д.), соответствие товара накладным и т.д.

Информация о работе Формы, методы и виды налогового контроля