Деятельность налоговых органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 07:01, контрольная работа

Описание работы

Главная роль в обеспечении работы российского налогового механизма отводится налоговым органам. Налоговыми органами выполняется значительный объем работ в соответствии с законами и нормативными актами Российской Федерации. Основная цель налоговых органов - максимально полное взимание налоговых платежей в условиях действующего законодательства. Успешное решение данной проблемы неразрывно связано с совершенствованием деятельности налоговых органов - основного звена налоговой системы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
Глава 1. Налоговый контроль в налоговом администрировании……..3
Глава 2. Социально-экономическая эффективность налоговой системы………………………………………………………………………...4
Глава 3. Эффективность деятельности налоговых органов……………7
3.1 Критерии оценки эффективности деятельности налоговых органов: расчет и значимость………………………………………………7
3.2. Значения критериев оценки качества деятельности ФНС России…………………………………………………………………………10
Заключение…………………………………………………………………..13
Список используемой литературы………………………………………..14

Работа содержит 1 файл

доклад пятница.doc

— 106.50 Кб (Скачать)


Содержание

Введение………………………………………………………………………..2

Глава 1. Налоговый контроль в налоговом администрировании……..3

Глава 2. Социально-экономическая эффективность налоговой системы………………………………………………………………………...4

Глава 3. Эффективность деятельности налоговых органов……………7

3.1 Критерии оценки эффективности деятельности налоговых органов: расчет и значимость………………………………………………7

3.2. Значения критериев оценки качества деятельности ФНС России…………………………………………………………………………10

Заключение…………………………………………………………………..13

Список используемой литературы………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Главная роль в обеспечении работы российского налогового механизма отводится налоговым органам. Налоговыми органами выполняется значительный объем работ в соответствии с законами и нормативными актами Российской Федерации. Основная цель налоговых органов - максимально полное взимание налоговых платежей в условиях действующего законодательства. Успешное решение данной проблемы неразрывно связано с совершенствованием деятельности налоговых органов - основного звена налоговой системы.

Известно, что в работе российской налоговой системы имеется множество недостатков, главными из которых являются неполный сбор налогов и, соответственно, значительные суммы задолженности перед бюджетом по налоговым платежам, по налоговым санкциям и пеням, недоимки по основным видам налогов, и исключительно низкий процент списания денежных средств в федеральный бюджет по выставленным инкассовым поручениям налоговых органов - в среднем менее 5 %, а по валютным счетам - менее одного процента. И, как следствие, это отрицательно сказывается на формировании доходов в бюджеты всех уровней, что не позволяет в полном объеме выделять бюджетные средства для проведения запланированных мероприятий. И хотя неудовлетворительное состояние дел в налоговой сфере обусловлено в основном внешними обстоятельствами: несовершенством правового обеспечения деятельности участников налоговых отношений, сложностью, внутренней противоречивостью действующих методик исчисления налогов и тем, что вся законодательная база налоговой системы находится в перманентном изменении, - многое, однако, зависит и от эффективности работы самих налоговых органов, от того, насколько правильно выбран состав показателей, которыми оценивается их деятельность, от того, как контролируется и стимулируется эффективная работа налоговой службы. Система рейтинговой оценки деятельности территориальных налоговых органов. Введенная в целях улучшения качества деятельности налоговых органов данная система позволяет объективно, по единой стандартизированной форме производить оценку деятельности всех звеньев структуры налоговых органов, выявлять имеющиеся в работе пробелы, находить наиболее эффективные пути их устранения, ретранслировать лучшие методы работы по всей налоговой системе.

 

Глава 1. Налоговый контроль в налоговом администрировании

 

Главной задачей при осуществлении налогового контроля является контроль соблюдения налогового законодательства. Налоговый контроль представляет собой систему действий налоговых и иных государственных органов по надзору за выполнением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами норм налогового законодательства. В соответствии с законодательством налоговый контроль возлагается на налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов. При этом таможенные органы вправе осуществлять контроль полноты и своевременности уплаты налогов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации. Органы государственных внебюджетных фондов осуществляют полномочия по налоговому контролю полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, поступающих в соответствующие государственные внебюджетные фонды. Следует отметить, что в процессе осуществления мероприятий по налоговому контролю и налоговые органы, и таможенные органы, и органы государственных внебюджетных фондов активно взаимодействуют друг с другом, а также с другими министерствами и ведомствами, входящими в систему органов исполнительной власти (Счетной палатой Российской Федерации, Министерством финансов, Министерством внутренних дел, Федеральной службой безопасности и др.)

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением является необходимым условием существования эффективной налоговой системы; обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственного управления, которые наделены особыми правами и полномочиями по всем вопросам налогообложения. Налоговый контроль — завершающая стадия управления налогообложением, один из элементов методики планирования налоговых доходов бюджета. Двойственная природа налогового контроля обусловлена тем, что, с одной стороны, он является формой реализации контролирующей роли налогов — возможности количественного отражения налоговых поступлений, их сопостав­ления с потребностями государства, выявления необходимости изменений нало­гового законодательства. С другой стороны, налоги — это принудительные денежные отношения, налоговый контроль со стороны государства является объективной необходимостью для существования налогов, т.е. контроль внутренне присущ данной экономической категории, необходим для того, чтобы налоги могли в полной мере выполнять свою фискальную функцию — образование денежных фондов государства.

Налоговое администрирование - наиболее социально выраженная сфера управленческих воздействий. Недостатки налогового администрирования приводят к резкому снижению поступлений налогов в бюджет, увеличивают вероятность налоговых правонарушений, нарушают баланс межбюджетных отношений регионов с федеральным центром и, в конечном итоге нагнетают социальную напряженность в обществе.

Необходимость совершенствования форм и методов налогового контроля также вытекает из того, что практически каждая вторая проверка заканчивается безрезультатно.

Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование действующих процедур налогового контроля:

-системы отбора налогоплательщиков для проведения проверок;

-использование системы оценки работы налоговых инспекторов;

-форм и методов налоговых проверок.

Совершенствование каждого из этих элементов позволит улучшить организацию налогового контроля в целом. Наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков позволит выбрать наиболее оптимальное направление использования кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции. При совершенствовании работы с кадрами перспективным здесь может быть переход на балльную оценку работы налоговых инспекторов.

Глава 2. Социально-экономическая эффективность налоговой системы

 

Эффективность налоговой системы обусловлена двумя факторами: полнотой выявления источников доходов в целях обложения их налогом; минимизацией расходов по взиманию налогов. В современных условиях для определения эффективности налоговой системы этих двух факторов недостаточно. Такая эффективность предстает как «производственная эффективность». За прошедшее столетие существенно изменилась роль государства в общественном воспроизводстве. Сегодня государство является крупнейшим собственником, осуществляет регулирование общественного производства, перераспределяет большую долю национального дохода своей страны. Рынок также претерпел изменения: в результате развития производительных сил он трансформировался от рынка производителя к рынку покупателя. Все это дает основания ввести еще один фактор эффективности налоговой системы – потребитель налоговой системы. Потребительскую эффективность налогообложения можно определить по следующей формуле:

 

Э(потр)=ƒY xyz/З (затраты) где:

Э(потр) – потребительная эффективность налогообложения;

ƒY – удовлетворительность;
xyz – полезность, надобность, достаточность;
З – затраты по их взиманию.

В целом эффективность налогообложения определяется приростом затрат труда и на взимание налога, направленного на приращение потребительной эффективности налогообложения и предстает в виде следующей формулы:

 

ФЗТ=ЭП, где:

ФЗТ – прирост затрат труда, направленный на взимание налога;

ЭП – эффективность потребления.

 

Для оценки работы налоговой инспекции применяются различные количественные и качественные показатели. Источником информации для их получения и расчетов является отчетность налоговых инспекций.

В отчетности основные количественные показатели приводятся в абсолютном выражении. Наибольший интерес на верхнем уровне управления налоговой системы проявляется к следующим показателям.

1. Сумма поступлений налогов и сборов в бюджетную систему России на контролируемой территории – в целом и по видам бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

2. Сумма, доначислений инспекцией в ходе контрольной работы, - в целом и по видам бюджетов, категориям налогоплательщиков (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица), видам проверок (выездные и камеральные), характеру платежей (налоги, пеня, санкции) и др.

3. Сумма, взысканная в бюджет по результатам контрольной работы.

4. Сумма недоимки и задолженности по налогам, пени и штрафам – всего и по видам бюджетов.

5. Количество налогоплательщиков, состоящих на учете, – всего и по отдельным категориям.

              Качественные показатели деятельности налоговой инспекции рассчитываются по результатам ее работы в относительном выражении. К ним относятся:

1.  Выполнение установленных заданий по мобилизации средств в бюджетную систему России.

2. Темп роста поступлений в бюджет к уровню соответствующего периода прошлого года.

3. Соотношение суммы платежей, доначисленной в ходе контрольной работы, и суммы поступлений в бюджет за отчетный период. Характеризует эффективность контрольной работы инспекции с учетом реальной налоговой базы.

4. Соотношение суммы платежей, фактически поступившей в бюджет в результате контрольной работы, и суммы поступлений в бюджет за отчетный период. Характеризует реальную эффективность контрольной работы инспекции с учетом реальной налоговой базы.

5. Процент взыскания доначисленных сумм. Рассчитывается как отношение суммы, поступившей в бюджет в результате контрольной работы налоговой инспекции, к доначисленной в ходе этой работе сумме. Характеризует реальную эффективность контрольной работы налоговых инспекций.

6. Количество выездных налоговых проверок за отчетный период на одного сотрудника налоговой инспекции. Характеризует интенсивность работы инспекции на важнейшем направлении налогового контроля.

7. Удельный вес проверок, в ходе которых были выявлены нарушения налогового законодательства. Показывает эффективность выбора объектов для проверки и качество их проведения.

8. Сумма доначислений, приходящаяся на одну налоговую проверку. Позволяет анализировать эффективность контрольной работы  в динамике и в сопоставлении с другими налоговыми инспекциями.

Опираясь на приведенную систему показателей, можно оценивать так называемую производственную эффективность деятельности конкретной налоговой инспекции в сравнении с предыдущим отчетным периодом и с соответствующими периодами прошлых лет, т.е. в динамике.

Глава 3. Эффективность деятельности налоговых органов

3.1 Критерии оценки эффективности деятельности налоговых органов: расчет и значимость

1.  Собираемость налогов и сборов. Критерий позволяет определить выполнение основных функций налоговых органов: контроль и надзор за поступлениями налогов и сборов в консолидированный бюджет

С = Пг/(Пг + Нг) * 100, где:

 

С — собираемость налогов и сборов;

 

Пг — поступления за отчетный период;

 

Нг — прирост недоимки за отчетный период.

 

Примечание: в расчет не принимаются поступления от обязательного пенсионного страхования.

Значимость критерия 18%.

2. Процентное соотношение сумм исковых требований, рассмотренных судами в пользу налоговых органов, относительно общих сумм по судебным спорам с налогоплательщиками. При определении критерия эффективности деятельности налоговых органов, рост сумм исковых требований, рассмотренных судами в пользу налоговых органов является важным показателем оценки, поскольку основной задачей работы налоговых органов является контроль исполнения законодательства о налогах, и сборах, также показатель, позволяет оценить качество контрольной работы и работы с судами.

 

Т=Тн/То*100, где:

 

Т— процентное соотношение сумм исковых требований в пользу налоговых органов; Т.е. - сумма исковых требований, рассмотренных судами в пользу налоговых органов.

 

То — общая сумма по судебным спорам с налогоплательщиками.

 

Значимость критерия 16%.

3.  Удельный вес количества решений налоговых органов, признанных судом недействительными, в числе решении налоговых, органов, вынесенных по результатам налогового контроля. Для объективной оценки результатов качества Контрольной работы возможно оценивать динамику количества решений налоговых органов, отмененных в судебном порядке.

 

Р=Рн/Ро*100, где:

 

Р - удельный вес количества решений налоговых органов, признанных судом недействительными;

 

Рн - количество решений налоговых органов,признанных судом недействительными;

Информация о работе Деятельность налоговых органов