Действующий механизм исчисления и уплаты НДС в РФ и его совершенствование

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – определить нынешний механизм исчисления и уплаты НДС, а также выявить пути совершенствования.
Для выполнения данной цели поставлены следующие задачи:
определить понятие НДС, дать краткую историческую справку;
рассмотреть элементы налога на добавленную стоимость;
рассмотреть действующий механизм начисления и взимания НДС (на примере ООО «Сибирь»).
определить основные недостатки НДС и направления его совершенствования.

Содержание

Введение………………………………….………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы НДС.
Предпосылки возникновения НДС………………………………..5
Сущность НДС и его значение……………………………………..7
Характеристика основных элементов НДС……………………….9
Глава 2. Действующий механизм начисления и взимания НДС (на примере ООО «Сибирь»).
2.1. Механизм начисления и взимания НДС в РФ……………………..15
2.2. Основы исчисления и анализа налога на добавленную стоимость (на примере ООО «Сибирь»)…………………………….………………….…20
2.2.1 Краткая характеристика и организационная структура ООО «Сибирь»…………………………………………………………………………20
2.2.2. Система налогообложения ООО «Сибирь». Порядок исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в ООО «Сибирь»…………..20
2.3. Совершенствование действующей системы исчисления и уплаты НДС……………………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………...35

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по налогам.docx

— 66.01 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине: «Налоги с  юридических лиц»

на тему: «Действующий механизм исчисления и уплаты НДС в РФ и его совершенствование» 

Выполнила 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Якутск, 2011г.

     Оглавление  

     Введение………………………………….………………………………..3

     Глава 1. Теоретические основы НДС.

    1. Предпосылки возникновения НДС………………………………..5
    2. Сущность НДС и его значение……………………………………..7
    3. Характеристика основных элементов НДС……………………….9

     Глава 2. Действующий механизм начисления и взимания НДС (на примере ООО  «Сибирь»).

     2.1. Механизм начисления и взимания  НДС в РФ……………………..15

     2.2. Основы исчисления и анализа  налога на добавленную стоимость  (на примере ООО «Сибирь»)…………………………….………………….…20

     2.2.1 Краткая характеристика и организационная  структура ООО «Сибирь»…………………………………………………………………………20

     2.2.2. Система налогообложения ООО  «Сибирь». Порядок исчисления и  взимания налога на добавленную  стоимость в ООО «Сибирь»…………..20

     2.3. Совершенствование действующей  системы исчисления и уплаты  НДС……………………………………………………………………………….24

     Заключение………………………………………………………………33

     Список  использованной литературы…………………………………...35 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Роль  налога на добавленную стоимость  в налоговой системе Российской Федерации достаточно велика. Ведь на его долю приходится четверть (25%) всех доходов Федерального бюджета, администрируемых налоговой службой  России.

     Налог на добавленную стоимость (НДС) –  это вид косвенного налога на товары и услуги, влияющего на процесс  ценообразования и структуру  потребления.

     Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее трудных для  понимания, сложных для исчисления, уплаты и соответственно контроля со стороны налоговых органов.  Он относится к тем налогам, которые  имеют в России наиболее разветвленную  сеть исключений из общих налоговых  правил, множество льгот, а также  огромное число понятий, с которыми процедура налогового изъятия непосредственно  связана. Поэтому именно при исчислении и уплате НДС у налогоплательщика  возникает много ошибок и неточностей.

     Он  успешно применяется в большинстве  стран с рыночной экономикой, обеспечивая  поступление от 12 до 30% налоговых  доходов государства. В частности, 20 из 24 стран – членов Организации  экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) применяют НДС как основной налог на потребление. Кроме того, НДС взимается еще в 35 развивающихся  странах. Не действует данный вид  косвенного налогообложения в таких  развитых странах, как США, Канада, Австралия  и Швейцария.

       Цель  данной работы – определить нынешний механизм исчисления и уплаты НДС, а  также выявить пути совершенствования.

       Для выполнения данной цели поставлены следующие  задачи:

  • определить понятие НДС, дать краткую историческую справку;
  • рассмотреть элементы налога на добавленную стоимость;
  • рассмотреть действующий механизм начисления и взимания НДС (на примере ООО «Сибирь»).
  • определить основные недостатки НДС и направления его совершенствования.

       Данная  курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и использованной литературы. В первой главе описана  сущность НДС, предпосылки её возникновения  и основные элементы. Вторая часть  работы посвящена рассмотрению механизма  исчисления и взимания НДС в РФ и практика исчисления НДС на примере  ООО «Сибирь», также приводятся пути совершенствования НДС.

       Основой для написания курсовой работы послужили  Налоговый кодекс РФ, законодательные  акты, работы  экономистов, таких как, Гончаров А.И., Соломатина А.С., Тюпакова Н.Н., а также учебные пособия под редакцией Д.Г. Черника, И.А. Майбурова, С.П. Колчина и других. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 1. Теоретические  основы НДС

    1. Предпосылки возникновения НДС.
 

     Налог на добавленную стоимость (НДС) —  это вид косвенного налога на товары и услуги, влияющего на процесс  ценообразования и структуру  потребления.

     Из  всех налогов, формирующих современные  налоговые системы развитых стран  мира, НДС является, пожалуй, самым молодым. Его модель была разработана французским экономистом Морисом Лоре в 1954 году. Он описал схему действия НДС и, что самое главное, - научно обосновал его существенные преимущества перед налогом с оборота, которые выражаются в устранении «каскадного» эффекта в системе ценообразования, имеющего место при взимании налога с оборота. НДС в его нынешнем виде впервые был введен во Франции 1 января 1958 году.

     В настоящее время в мировой  практике наблюдается усиление роли косвенного налогообложения. В 1950-е  годы НДС взимался только во Франции, сейчас – в большинстве европейских  стран. В апреле 1967 г. Совет ЕЭС  объявил НДС основным косвенным  налогом стран – членов ЕЭС. В  настоящее время абсолютное большинство  стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) приняли  НДС как основной налог на потребление. В соответствии с Шестой директивой Совета ЕЭС, принятой 17 мая 1997 г., в странах  – членах Сообщества осуществляется процесс унификации построения национальных систем исчисления и взимания НДС. Мало того, наличие в налоговой системе  страны служит обязательным условием вступления ее в Европейский Союз. Кроме того, он взимается еще почти  в 40 странах Азии, Африки и Латинской  Америки. Пока еще этот вид косвенного налогообложения не действует в  Канаде, США, Австралии и Швейцарии. Не применяется данный вид налога и в Индии.

     Мотивация принятия НДС в каждой отдельной  стране или регионе была различной. В странах Западной Европы – это  стремление усилить экономическую  интеграцию, поскольку данный налог  в большей степени, чем замененные им другие косвенные налоги, способствует устранению деформаций в международной  торговле. В странах Латинской  Америки этот налог получил распространение  как наиболее эффективный рычаг  ориентации отечественного производства на внешний рынок. Кроме того, он в большей степени обеспечивал  рост поступлений доходов в бюджетную  систему.

     Ориентация  всех постсоциалистических стран на внедрение НДС была вызвана необходимостью быстрейшего создания новой налоговой  системы с соответствующей заменой  характерных для централизованной экономики доходных источников принципиально  другими, а именно налоговыми платежами, приспособленными к зарождающимся  рыночным отношениям. При этом в  числе данных налогов необходим  был именно такой, который обеспечивал  бы потребности бюджета в финансовых ресурсах в условиях высоких темпов инфляции.

     В большинстве развивающихся стран  НДС был введен в связи с  необходимостью пополнить доходы бюджетов, снизившиеся в результате взятого  курса на либерализацию торговли.

     Все это способствовало широкому применению НДС на территории практически всех континентов.1

       В Российской Федерации НДС был  введен в действие с 1 января 1992 г. и  с 2001 г. полностью поступает в  федеральный бюджет РФ. Он является основным источником формирования бюджета  и занимает первое место по своему удельному весу в доходах консолидированного бюджета РФ.2 

       
    1. Сущность  НДС и его значение.
 

     НДС взимается с каждого акта продажи, начиная с производственного и распределительного цикла и заканчивая продажей продукции потребителю. В научной литературе экономическое содержание НДС обычно представляют как форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и распределения и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

     Применение  и распространение НДС обосновывается фискальным, экономическими и психологическими преимуществами налога. Фискальные преимущества НДС заключаются в его высокой  доходности, он имеет  
распространенную налогооблагаемую базу, и практически каждый человек уплачивает этот налог независимо от того, какой доход получает. Налоговое бремя распространяется по наиболее широкому диапазону товаров, работ и услуг, чем в других косвенных налогах. НДС позволяет оперативно реагировать на необходимость дополнительных доходов простым поднятием ставки налога.

     НДС является наиболее независимым от колебаний  и спада экономики источником дохода бюджета. Стабильность доходов  от НДС является главным доводом  для его применения в странах  с ограниченным размерами базы подоходного  налога и в странах, имеющих неустойчивые доходы. В большинстве стран НДС  составляет от 12 до 30% государственных  доходов, что эквивалентно 5-10% валового национального дохода.  
Относительное самовзыскание НДС снижает стоимость налогового сбора, но не уменьшает злоупотребления, и не устраняет уклонения от налога. Одним из основных аргументов отмены налога являются потери НДС при экспорте и незаконный его возврат по приобретенным товарам. Результативность предупреждения нарушения зависит от совершенства закона, систематичности проведения встречных налоговых проверок, эффективности налогового контроля, что во многом обусловлено системой взаиморасчетов между субъектами хозяйствования и наличием единой информационной базы обо всех налогоплательщиках. Преобладание безналичных расчетов и единая информационная база в западных странах является важным условием, обеспечивающим эффективность налогового контроля.  
НДС обеспечивает нейтральность налогообложения при условии правильного применения и учета особенностей налога. Большое влияние на доходность и эффективность оказывает его распространение на все этапы производства и торговли, а также на все товары, работы и услуги.  
Считается, что НДС превосходит подоходный налог в стимулировании накопления, концентрации капитала и экономического роста. Он оказывает неодинаковое воздействие на различные отрасли экономики. Чем больше доля материальных затрат и доля работ и услуг сторонних организаций в совокупной стоимости произведенных предприятием товаров, тем меньшая сумма его оборота будет облагаться налогом. В менее выгодных условиях находятся трудоемкие отрасли экономики с высокой долей чистой продукции в валовом обороте.

       Психологические преимущества НДС состоят в том, что высокий доход от поступлений  по налогу достигается почти незаметно, т.к. конечные потребители неосознанно  уплачивают его в стоимости товаров, таким образом избегается конфронтация с фактическими налогоплательщиками  и уменьшается сопротивление  общества при изменении налога.  
НДС считается «антисоциальным налогом». Недостатки налога заключаются в его регрессивности, т.к. более тяжелое бремя ложится на низкие доходы малообеспеченных людей. Население приобретает одни и те же товары (работы, услуги) по одинаковым ценам, включающим одинаковую сумму НДС, независимо от величины своих доходов, поэтому в расходах малообеспеченных суммы НДС составляют большую часть, чем в расходах высокообеспеченных категорий населения.3

       Таким образом, НДС имеет следующие  преимущества для бюджета:

       • Стабильный источник доходов;

       • Регулярный источник доходов;

       • Сложен для плательщика с точки  зрения легитимного уклонения от его уплаты. 

    1. Характеристика  основных элементов  НДС.
 

       Плательщиками НДС (субъектами налогообложения) признаются организации, ИП и лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. При этом  
плательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ) не являются организации и ИП, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, единого налога по упрощенной системе налогообложения, а также переведенные на уплату единого налога на вмененный доход по тем видам деятельности, которые подлежат обложению ЕНВД.

       Объектом  налогообложения НДС признаются следующие операции:

       • реализация производственных (приобретенных) товаров,  
выполненных работ, оказанных услуг, осуществляемая на территории РФ, в том числе и на безвозмездной основе;

       • передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных  нужд внутри предприятия от одного структурного подразделения другому, расходы на которые не принимаются  к вычету, в том числе через  амортизационные отчисления, при  исчислении налога на прибыль организаций;

Информация о работе Действующий механизм исчисления и уплаты НДС в РФ и его совершенствование