Человеческий капитал

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в исследовании процесса формирования, накопления и оценки человеческого капитала. Для реализации поставленной цели исследования были выделены следующие задачи:
Проанализировать основное понятие «человеческий капитал».
Изучить зарубежный опыт формирования человеческого капитала.
Выявить проблемы развития человеческого капитала в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

курсовая-человеческий капитал.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

    Введение

    Теория  человеческого капитала накопила достаточный  научный инструментарий для четкого  определения сущности, содержания, видов, способов оценки и регулирования  данной активной части капитала любого предприятия. Проблематика человеческого  капитала широко обсуждается в научной, прикладной и учебной литературе.

    Можно сказать, что последние полтора - два десятилетия управленческой науки прошли под двумя знаменами: “инновации” и “человеческие  ресурсы”. Это время можно охарактеризовать усложнением внешней организационной среды, резким возрастанием темпов ее изменения и ужесточением конкуренции на мировых рынках. Все это потребовало поиска скрытых резервов и новых путей повышения эффективности. Из всех организационных ресурсов именно «человеческий ресурс» или «человеческий потенциал» стал ресурсом, скрывающим наибольшие резервы для повышения эффективности функционирования современной организации. “Человеческий фактор” стал рассматриваться как объект инвестиций не менее, а, быть может, и более важный, чем заводы, оборудование, технологии и т.п.

    Инвестициями  в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск  информации.

    Актуальность  выбранной нами темы заключается  в том, что человеческий капитал играет основополагающую роль в жизни каждого человека. Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Все развитые страны инвестируют огромные средства в человеческий капитал. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.

    Основоположниками теории человеческого капитала являются Т. Шульц и Г. Беккер. Хотя основной вклад в популяризацию идеи человеческого  капитала был внесен Т. Шульцем, классикой современной экономической мысли стал одноименный трактат Г. Беккера. В своем анализе он исходил из представлений о человеческом поведении как рациональном и целесообразном, применяя такие понятия, как редкость, цена, альтернативные издержки и т.п., к самым разнообразным аспектам человеческой жизни, включая и те, которые традиционно находились в ведении других социальных дисциплин. Среди отечественных учёных проблемой человеческого капитала занимались: Добрынин, Дьяченко А.В., Корнеевец И.В., Кочеткова А., Крутий И. и другие.

    Цель  курсовой работы состоит в исследовании процесса формирования, накопления и  оценки человеческого капитала. Для  реализации поставленной цели исследования были выделены следующие задачи:

        1. Проанализировать основное понятие «человеческий капитал».
        2. Изучить зарубежный опыт формирования человеческого капитала.
        3. Выявить проблемы развития человеческого капитала в Республике Беларусь.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Человеческий  капитал: понятие, структура, проблемы измерения

     Современная неоклассическая теория человеческого  капитала зародилась и получила развитие в работах Гэри Беккера, Джорджа  Минцера, Теодора Шульца, Бартона  Вейсброда, Б. Л. Хансена и многих других экономистов в 1950-1980-е годы. О её рождении объявил в 1960-м году Теодор Шульц. Само рождение произошло в октябре 1962 г., когда «Journal of Political Economy» выпустил дополнительный номер под названием «Инвестиции в людей».[1] С тех пор поток литературы, посвящённой этой теории, стремительно рос.

     Первый  учебник по теории человеческого капитала, написанный Т. Шульцем, вышел в 1963 г. В 70-е годы появились учебники ещё восьми авторов, а также семь антологий классических статей по теории человеческого капитала и смежным с ней вопросам. В 80-е были изданы ещё три учебника. Исторические корни данной теории могут быть найдены в работах Адама Смита и Уильяма Петти, Карла Маркса и Джона Стюарта Милля, Генри Сиджвика и Альфреда Маршалла, Генриха Рошера и Уильяма Фарра, Эрнста Энгеля и Теодора Витстейна и многих других крупных экономистов прошлого. А. Смит писал, что «увеличение производительности полезного труда зависит прежде всего от повышения ловкости и умения рабочего, а затем от улучшения машин и инструментов, с помощью которых он работал» [2].

     Эти способности, являясь частью состояния того лица, вместе с тем становятся частью богатства общества, к которому это лицо принадлежит. Большую ловкость или умение рабочего можно рассматривать с той же точки зрения, как и машины и орудия производства, которые сокращают или облегчают труд и которые, хотя и требуют известных расходов, но возвращают эти расходы вместе с прибылью»[2].

     Как отмечает Марк Блауг: «Концепция человеческого  капитала, или «твёрдое ядро» исследовательской  программы человеческого капитала, заключается в идее, что люди тратят на себя ресурсы различным образом – не только для удовлетворения текущих потребностей, но и ради будущих денежных и неденежных доходов. Они могут инвестировать в своё здоровье; могут добровольно приобретать дополнительное образование; могут тратить время на поиск работы с максимально возможной оплатой вместо того, чтобы соглашаться на первое же попавшееся предложение; могут покупать информацию о вакансиях; могут мигрировать, чтобы воспользоваться лучшими возможностями для занятости; наконец, они могут выбирать низкооплачиваемую работу с более широкими возможностями для обучения вместо высокооплачиваемой работы, без каких либо перспектив развития» [1].

     Возвращение экономистов-теоретиков в конце 50-х  годов к идее человеческого капитала и интенсивное развитие этого направления в западной экономической теории вызвано объективными причинами. Оно является попыткой учесть реальные народнохозяйственные сдвиги, порожденные научно-технической революцией и выразившиеся в том, что в современных условиях накопление невещественных элементов богатства (научных достижений, роста уровня образования населения и т.д.) приобрело первостепенное значение для всего хода общественного воспроизводства.

     Один  из выдающихся  современных экономистов, профессор экономики и социологии Чикагского университета Гэри С. Беккер получил в 1992 г. Нобелевскую премию за «распространение сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение» [3].

     Экономический подход к социальным вопросам Гэри Беккер и его последователи применили в исследовании таких нерыночных форм деятельности, как дискриминация, образование, преступность, брак, планирование семьи, в объяснении иррационального и альтруистического поведения, идеологических процессов и религиозной деятельности.

     Значительный  вклад в развитие теории человеческого  капитала внесли коллеги Гэри Беккера  по Чикагскому университету Теодор Шульц  и Джакоб Минцер, также награжденные Нобелевской премией.

     Человеческий капитал – это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него являются образование, накопление производственного опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. По Беккеру, при принятии решений о вложении средств в образование учащиеся и их родители сопоставляют ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций (процентами по банковским вкладам, дивидендами по ценным бумагам и т.д.).

     В современной теории в человеческом факторе выделяются три основных элемента:

     1) человеческий капитал, которому  соответствует доход на этот  капитал;

     2) природные способности, которым  соответствует рента на эти  способности;

     3) чистый труд.

     Все элементы вместе характеризуют труд в общепринятом смысле, а первые два - человеческий капитал.

     C.А.  Дятлов дал определение человеческого  капитала как «сформированный  в результате инвестиций и  накопленный человеком определённый  запас здоровья, знаний, навыков,  способностей, мотиваций, которые  целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и производства, и тем самым влияют на рост доходов (заработков данного человека)».

     Главное отличие человеческого капитала от вещественного состоит в том, что человеческий капитал воплощен в человеке и не может продаваться, или передаваться, или оставляться в наследство по завещанию, как деньги и материальные ценности. Но он может использоваться во внутрисемейном производстве человеческого капитала следующих поколений.

     В человеческом капитале можно выделить ряд компонентов. Единообразного общепринятого  перечня этих компонент пока не составлено.

     Г. Беккер предлагает выделить в нём  капитал образования (знания общие  и специальные), капитал здоровья, капитал профессиональной подготовки (квалификация, навыки, производственный опыт), капитал миграции, а также обладание экономически значимой информацией и мотивацией к экономической деятельности [4].

     Л. Туроу включает в человеческий капитал  такие черты, как «уважение к политической и социальной стабильности» [4].

     В. Марцинкевич пытается выявить влияние  активности, ответственности, честности, коллективизма, коммуникабельности на созидательные способности человека, то есть параметров, вообще говоря, трудноизмеримых или даже вряд ли поддающихся измерению и, соответственно, не поддающихся верификации.

     В любом случае, выделение компонент  человеческого капитала носит скорее качественный, чем количественный характер, их количественное измерение связано  с большими трудностями операционального характера. Измерение как самих факторов, влияющих на накопление каждой компоненты, так и величины или доли её в общем объёме человеческого капитала проблематично, если только не использовать метод аккумуляции затрат на развитие соответствующих характеристик человека, что не всегда может показывать их экономическую ценность. Кроме того, природные, биологически наследуемые способности человека: запас его здоровья, красота, интеллектуальные (например, математические) способности человека являются своеобразным бесплатным даром его предков.

     По  мнению радикальных экономистов, неоклассическая  теория вернулась к традиции Д. Рикардо  и К. Маркса в трактовке рабочей  силы как произведенного средства производства. Она отвергла упрощенное предположение классической теории об однородности труда и сосредоточила свое внимание на причинах разнокачественности рабочей силы. Наконец, она ввела в русло экономического анализа основные социальные институты (такие как образование и семья), первоначально относившиеся к чисто культурной сфере.

     До 60-х годов «не было принято  рассматривать расходы на здравоохранение  и образование как аналоги  инвестиций в физический капитал», а спрос на образование экономисты считали разновидностью спроса на потребительские  блага [1]. 

     В области образования основной вывод  «исследовательской программы человеческого  капитала состоит в том, что спрос  на добровольное образование чувствителен к колебаниям прямых и косвенных  частных издержек обучения и к  колебаниям в разнице доходов, связанной с дополнительными годами обучения» [1].

     Широко  распространенными также стали  представления, что человеческий капитал, воплощенный в людях, является продуктивным не только в рыночном смысле, т.е. в  получении доходов от его применения, но и в производстве и развитии созидательных способностей самих людей, его носителей, при его использовании в свободное (личное) время человека. В том числе при производстве услуг в домохозяйствах для внутрисемейного потребления, в воспитании детей и т.п.

     Труды Г. Беккера, Т. Шульца и их последователей произвели переворот в экономике труда. Они позволили перейти от текущих одномоментных показателей к показателям, охватившим весь жизненный цикл человека (пожизненные заработки), выделению "капитальных" инвестиционных аспектов в поведении агентов на рынке труда, признанию человеческого времени в качестве ключевого экономического ресурса.

     Теория  человеческого капитала позволяет  объяснить структуру распределения  личных доходов, возрастную динамику заработков, неравенство в оплате мужского и женского труда, причины миграции и многое другое. Благодаря этой теории образовательные инвестиции стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем обычные инвестиции. Из нее следует, что:

  • индивидуальная кривая спроса на вложения в образование, показывающая уровень их отдачи, имеет отрицательный наклон;
  • длительное обучение сопровождается нарастанием физических и интеллектуальных нагрузок;
  • чем больше накоплено человеческого капитала, тем дороже обходится человеку потеря заработков;
  • поздние инвестиции приносят доход в течение более короткого периода;
  • с увеличением объема вложений повышается степень риска.

Информация о работе Человеческий капитал