Акцизное налогообложение в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ сложившейся ситуации в области акцизного налогообложения в Республике Казахстан. Реализуют соответствующую цель следующие задачи:
1. Обозначить основные положения законодательства об акцизах;
2. Выявить характер реального плательщика акцизов;
3. Конкретизировать действенный механизм акцизов и проблемы его совершенствования, на примере бензина и дизельного топлива.

Содержание

Введение
1. Основные положения законодательства об акцизах
1.1. Объекты обложения акцизами
1.2. Плательщики акцизов
1.3. Объект обложения подакцизных товаров
1.4. Ставки акцизов
1.5. Порядок исчисления и уплаты акцизов
2. Характер акцизного налогообложения, реальные
плательщики акцизов
3. Акцизы на бензин и дизельное топливо
4. Налогообложение подакцизных товаров, производимых, реализуемых в РК
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахста2.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

5. Акциз по игорному бизнесу уплачивается в порядке и  сроки,  установленные статьей 395 настоящего Кодекса.

6. Акциз от осуществления деятельности по организации и  проведению  лотерей уплачивается  до  или  в  день  регистрации  выпуска  в  продажу  лотерейных билетов, осуществляемой в соответствии со статьей 267 настоящего Кодекса.

 

     Место уплаты акциза

1. Уплата акциза производится по месту  регистрации  плательщика  акциза  за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

2. Плательщики акциза, имеющие структурные подразделения,  уплачивают  акциз по местонахождению  структурных  подразделений  в  порядке,  предусмотренном статьей 273 настоящего Кодекса, если они осуществляют:

1. производство подакцизных товаров, указанных в подпунктах 1)-2)  пункта   1 статьи 257 настоящего Кодекса, и (или) их розлив;

2. осуществляют оптовую, розничную  реализацию  бензина  (за  исключением авиационного) и дизельного топлива.

 

Порядок исчисления и уплаты акциза налогоплательщиками за  структурные подразделения:

1. Плательщики акциза, указанные в пункте 2 статьи 272 настоящего Кодекса  и имеющие   структурные   подразделения,   обязаны    поставить    структурные подразделения на регистрационный  учет  в  налоговых  органах  по  месту  их нахождения  и  уведомить  налоговый  орган  по  месту  своей  регистрации  о постановке на регистрационный учет своих структурных подразделений.

2.  Сумма  акциза,  подлежащего   уплате   за   структурное   подразделение, определяется  на  основе  расчета  акциза  по  структурному   подразделению, составленного по каждому структурному подразделению.

3. При составлении расчета акциза по структурному подразделению  учитываются операции, облагаемые акцизом  и  совершенные  структурным  подразделением  в течение налогового периода.

4.  Плательщики  акциза  обязаны  представить  расчет  по   суммам   акциза, подлежащего уплате за структурное подразделение, налоговому органу по  месту регистрации структурного подразделения в сроки,  установленные  статьей  275 Налогового Кодекса.

5. Уплата акциза, включая  текущие  платежи,  за  структурные  подразделения производится  юридическим  лицом-плательщиком  акциза   непосредственно   со своего расчетного счета или возлагается на структурное подразделение.

6. Порядок, установленный настоящей  статьей,  применяется  также  в  случае уплаты акциза индивидуальным предпринимателем, осуществляющим  деятельность, указанную в пункте 2 статьи  272  настоящего  Кодекса,  не  по  месту  своей регистрации.  Уплата  акциза,  включая  текущие   платежи,    индивидуальным предпринимателем производится по месту осуществления им деятельности.

 

 

 

 

 

2.Характер акцизного налогообложения,  реальные  плательщики  акцизов

 

     Плательщиками  акцизов  по  казахстанскому  законодательству  являются продавцы  подакцизных  товаров.  Тем  не  менее,  акцизы  зачастую  называют «скрытыми» или «косвенными» налогами, поскольку обычно  они  перекладываются с продавцов не  потребителей  через  более  высокие  цены,  т.к.  во  многих случаях умеренное повышение  цен  оказывает  незначительное  воздействие  на объем продаж. Это относится  к  акцизам  на  бензин,  сигареты,  алкогольные напитки. Используя понятия  предложения  и  спроса,  а  также  эластичности, можно определить, кто реально платит акцизы. Предположим что  рынок  какой-либо  продукции,  подлежащей  налогообложению,  и  что равновесная цена без учета налогов составляет 4  условных  денежных  единицы за  единицу  продукции,  а  равновесное   количество   потребляемых   единиц продукции – 15 млн. шт.

Предположим, что правительство вводит новый акцизный налог,  равный  1 у.е. в расчете  на  единицу  продукции.  Поскольку  по  законодательству  РК акцизами  облагаются  продавцы  (поставщики),   тогда   этот   налог   можно рассматривать как надбавку к цене предлагаемого товара. В  результате  этого кривая предложения сместится  вверх  на  величину  налога.  Продавцы  должны теперь заработать на 1 у.е. больше с  каждой  поставляемой  единицы  товара, чтобы получить ту же цену, какую они  получали  до  введения  налога.  Налог сдвинет кривую предложения вверх, как показано на рис. 1 с  положения  S  до St.

     Новая равновесная цена составит 4,5 у.е. В  данном  конкретном  случае половину налога платят потребители в  виде  более  высокой  цены,  а  другую половину – производители в виде более  низкой  цены  после  уплаты  налогов. Потребители и производители делят  налоговое  бремя  поровну;  производители переносят половину налога на потребителей  в  виде  более  высокой  цены,  а вторую половину налогового бремени несут сами.

     Из графика видно, что  распределение  налогового  бремени  зависит  от эластичности спроса и предложения. Данный  вывод  иллюстрируется  следующими графиками.

     При эластичном спросе  большую  часть  бремени берет нас себя продавец (производитель). При  этом  значительно  сокращается

производство облагаемого акцизами продукта.

При менее эластичном  спросе  большую  часть  бремени  берет  на  себя покупатель. Производство остается практически на том же уровне.

Чем более эластично предложение, тем к  большему  росту  цен  приводит введение акцизного  налога,  тем  большую  часть  бремени  возьмут  на  себя покупатели.

И, соответственно, наоборот,  чем  менее  эластично  предложение,  тем большую часть налогового бремени возьмут на себя покупатели.

     Исходя из данных графиков можно сделать выводы о том, в каких  случаях государство должно повышать  или  понижать  налоги.  При  внесении  проектов акцизного  налогообложения  по  конкретному  товару   целесообразно   ввести обязательный анализ эластичности  спроса  и  предложения  по  каждой  группе облагаемых товаров.  В  настоящий  момент,  когда  государство  нуждается  в увеличении налоговых поступлений, зачастую ставят вопрос о повышении  ставок акцизов на те или другие товары.  На  графиках  ясно  видно,  что  повышение ставки  акцизов  далеко  не   всегда   приводит   к   увеличению   налоговых поступлений. Увеличение  налогов  возможно  только  в  случае  неэластичного спроса. Справедливости ради нужно отметить, что  немалая  часть  подакцизных товаров как раз  относятся  к  группе  товаров  неэластичного  спроса,  это, прежде всего акцизы на бензин, нефть,  газ (для внутреннего  потребления)  и

недорогие табачные изделия. Но в то  же  время  введение  акцизов  на  такие товары как пиво, автомобили, вина,  экспортируемые нефть и газ  может  самым отрицательным образом сказаться на величине поступлений в бюджет.

Но помимо того, что уменьшаются доходы  продавцов  (производителей)  и увеличиваются расходы потребителей на сумму  равную  площади  прямоугольника acef,  вторым  эффектом  введения  налога  будет   уменьшение   равновесного количество производимой и потребляемой продукции. Тот факт, что до  введения налога спрос и предложение были на  2,5  млн.  ед.   больше,  означает,  что выручка от  них  превышала  издержки  производства.  Это  можно  увидеть  из следующего простого исследования.  Сегмент  ab  кривой  спроса  D демонстрирует готовность платить – предельную выручку –  за  каждую  из  2,5 млн. ед., купленных до  введения  налога.   С  другой  стороны,  сегмент  cb кривой  предложения  S  отражает  предельные  издержки  на  каждую   единицу продукции. Мы видим,  что  для  всех  2,5  млн.  ед.  за  исключением  самой последней  предельная  выручка  превышает  предельные  издержки.   Ухудшение благосостояния, связанное с недопроизводством этих 2,5  млн.  ед.  продукции показано  треугольником  abc.  Этот  треугольник  указывает  на   избыточное налоговое бремя или потерю  эффективности  для  общества,  которые  являются результатом введения налога.

Таким образом, все налоговое бремя, которое несет общество,  превышает 12,5 млн. у.е., фактически полученных государством  в  виде  налогов.  Общие издержки налогоплательщиков  состоят  из  налоговых  поступлений  efac  плюс треугольник abc -  чистую потерю для общества.

Во многих случаях задачи налогообложения могут быть более важными, чем минимизация избыточного налогового бремени.  Ярким  примером  может  служить стремление сократить потребление таких  общественно  вредных  продуктов  как водка и табак. Но и в этом случае слишком высокие акцизные  ставки  приводят к нелегальному производству  и  продаже  подакцизных  продуктов,  увеличению преступности и переходу на потребление некачественных заменителей.

Как  и  распределение   налогового   бремени,   величина   избыточного налогового  бремени  зависит  от  эластичности  спроса  и  предложения:  чем эластичней спрос или предложение, тем больше избыточное налогообложение.

Во многих случаях задачи налогообложения могут быть более важными, чем минимизация избыточного налогового бремени.  Ярким  примером  может  служить стремление сократить потребление таких  общественно  вредных  продуктов  как водка и табак. Но и в этом случае слишком высокие акцизные  ставки  приводят к нелегальному производству  и  продаже  подакцизных  продуктов,  увеличению преступности и переходу на потребление некачественных заменителей.

Любое  обсуждение  принципов  платежеспособности   и   налогообложения получаемых благ приводит, в конечном счете, к вопросу о налоговых ставках  и о способе  изменения  ставок  по  мере  роста  дохода  плательщиков  данного налога.

Налоги   обычно   делятся   на   прогрессивные,   пропорциональные   и регрессивные. Так, налог считается прогрессивным, если  его  средняя  ставка повышается  по  мере  возрастания  дохода,  -  регрессивным,  если   средняя налоговая ставка понижается, и  –  пропорциональным,  если  ставка  остается неизменной, независимо от размера  дохода.  Это  определение  базируется  на соотношении между ставкой налога и доходом по причине того, что  все  налоги –  независимо  от  того  объекта  налогообложения,  -  в   конечном   счете, выплачиваются из чьего-либо дохода.

На  первый  взгляд  кажется,  что  акцизы  являются   пропорциональным налогом. Однако на деле по отношению к доходу  они  являются  регрессивными. Причина регрессивности этого налога заключается в том,  что  он  затрагивает значительную часть дохода малообеспеченных  слоев  населения  в  отличие  от дохода высокооплачиваемых слоев. Последние могут избежать  налога  на  часть своего дохода, которая откладывается в  виде  сбережения,  в  то  время  как бедная часть населения не имеет возможности делать сбережения.

С другой  стороны  существует  некоторый  набор  подакцизных  товаров, покупаемых практически всеми.  К  таким  относятся  алкогольная  и  табачная продукция, а также бензин, составляющие весьма внушительную  долю  в  общем, объеме  собираемых  акцизов.  С  ростом  благосостояния  расходы  на  данную продукцию  редко  значительно  увеличиваются  и   меняют   свою   структуру. Состоятельные  люди  начинают,  например,  потреблять  вино  вместо  крепких ликероводочных изделий. При этом акцизы, выплачиваемые данными людьми,  даже сокращаются вследствие того, что акцизы на вино меньше, чем на водку.  Можно сказать, что с ростом благосостояния, доля акцизов в  доходах  в  абсолютном выражении не только не увеличивается пропорционально доходам, но может  даже уменьшаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Акцизы на бензин и дизельное топливо

 

     Плательщиками акцизного сбора за бензин и дизельное  топливо  являются предприятия, организации и  индивидуальные  предприниматели,  осуществляющие оптовую и розничную реализацию бензина и дизельного  топлива,  состоящие  на учете в налоговых органах.

Реализация бензина и дизельного  топлива  относится  к  сфере  оптовой реализации, если по  договору  купли-продажи  покупатель  обязуется  принять указанные подакцизные товары и использовать  их  для  дальнейшей  реализации  при условии, что  поставщиками  по  данному  договору  купли-продажи  (мены) являются:

. Производитель бензина и дизельного топлива;

. Налогоплательщик, осуществляющий приобретение либо  импорт  бензина  и   дизельного топлива с целью их дальнейшей реализации.

 

Под розничной реализацией  бензина  и  дизельного  топлива  понимается реализация бензина и дизельного топлива:

. Физическим лицам;

. Юридическим лицам  (в  том  числе  иностранным  юридическим  лицам)  и индивидуальным предпринимателям для их  производственных нужд;

. Использование на  собственные  производительные  нужды  приобретенногодля дальнейшей реализации бензина и  дизельного  топлива. 

(  Ст.  265  Налогового Кодекса).

Таким образом, на основании вышеизложенного подлежит обложению акцизом всякая реализация бензина и дизельного топлива – как  через  автозаправочные станции,  так  и  на  предприятиях,  например,  при  отпуске   бензина   под заработную плата работникам.

Например, если в течение месяца  организация  приобретала  бензин  или дизельное  топливо с целью  дальнейшей  продажи,  то  в  счетах-фактурах  на приобретенные горюче-смазочные материалы, выставленные  поставщиками,  сумма акцизного сбора указываться не должна, так как  эти  ГСМ  предназначены  для дальнейшей  перепродажи.  Использование  таких  ГСМ  на  собственные  нужды, реализация своим работникам в счет заработной платы, то есть  всякая  другая реализация также в обязательном порядке подлежит обложению акцизным сбором.

Исчисление суммы акциза на реализуемые в розничной сети  нефтепродукты юридическими   и  физическими  лицами  производятся  ежедневно,  исходя   из фактического  объема   реализации   в   натуральном    выражении   указанных нефтепродуктов, путем применения установленной  ставки  акциза  к  налоговой базе.

В настоящее время в соответствии с инструкцией «О  порядке  применения установленных ставок акцизов на бензин  (кроме   авиационного)  и  дизельное топливо,  реализуемые  юридическими  и  физическими   лицами   в   розничной торговле»  №  308  от  06.04.2000  года   и   Постановлением   Правительства Республики Казахстан № 138 от  28.01.2000  года  ставки  акцизов  на  бензин (кроме авиационного) и дизельное топливо, реализуемые в розничной  торговле, установлены за одну метрическую тонну:

Информация о работе Акцизное налогообложение в Республике Казахстан