История развития статистики как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:34, контрольная работа

Описание работы

Этапы развития юридической статистики, ее представители. Понятие моральной статистики. Начало новой системы государственной статистики, в частности уголовно-правовой. Формирование информационной базы статистических данных. Общая характеристика статистического наблюдения.

Содержание

Введение………………………………………………………….......… 3 стр.
1. История развития юридической статистики как науки………… 4-5 стр.
2. Понятие «Моральная статистика» …………………………….…6-7 стр.
3. Организация министерств…………………………………….…8-12 стр.
4. Статистические данные………………………………………………13 стр.
5. Статистическое наблюдение………………………………………...14 стр.
Заключение………………………………………………………….…16 стр.
Список использованной литературы……………………..………….17 стр.

Работа содержит 1 файл

Контрольная статистика.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

      

Обосновывая своевременность и необходимость  дать народу новое законоположение, Радищев считал, что разработка новых, гуманных законов возможна только тогда, когда в распоряжении комиссии будет  находиться полноценный статистический материал, правдиво освещающий объем и виды преступности, ее причины, осуществление правосудия и т.д. Он предложил замечательную систему таблиц («ведомостей»), необходимых, по его мнению для разработки новых законов в области отдельных отраслей

      

А.Н. Радищев  настаивал на статистическом отражении всего судопроизводства России, всей судебной практики и, в частности, на учете преступности самих представителей Фемиды (взятки, злоупотребление властью и пр.). Он призывал собирать и изучать статистические данные за большой промежуток времени, исследовать преступность по определенным периодам в динамике, что позволило бы определить ее причины, поставить вопрос о целесообразности смертной казни.

      

Эти и  ряд других прогрессивных для  того времени предложений А.Н. Радищева по вопросам совершенствования уголовно-правовой (судебной) статистики позволяют считать его ее основоположником. Однако, как это часто бывало в России, поняв невозможность провести в жизнь свои воззрения, разуверившись в эффективности работы комиссии по составлению новых законов, Радищев не пошел на компромисс со своей совестью. 
 

      

Доступ  к фактическим материалам имел безусловно прогрессивное значение и сыграл большую роль в деле развития статистической науки. Кроме обсуждения в прессе регулярных отчетов министерств  и издания специального «Статистическою журнала», создателем которого, как уже отмечалось, был К.Ф. Герман, статистика как обязательный предмет вводится в гимназиях и университетах. В 1804г. в императорской Академии наук открылась кафедра статистики, ученым было разрешено пользоваться официальными материалами в казенных учреждениях. Однако целый ряд сведений, например, о политических преступлениях и финансах, считался государственной тайной.

      

Академик  К.Ф. Герман был первым русским уголовным  статистиком, пытавшимся всесторонне проанализировать причины преступности на основе официально опубликованных данных. Исследуя статистические материалы о числе преступлений и самоубийств, используя обобщающие показатели, он стремился доказать закономерность и причинную обусловленность подобных событий. В докладе на эту тему на заседании Академии наук, за 13 лет до выхода в свет работы А. Кетле «О человеке, развитии его способностей, или Опыт социальной физики».

      

С 1804г. и вплоть до Октябрьской революции  губернаторы обязаны были представлять Министерству внутренних дел, а затем Министерству полиции, учрежденному в 1811г. (в его структуре было статистическое отделение, руководил которым до 1838г. К.ф. Герман), ежегодные отчеты с целым рядом числовых приложений. По вопросу статистики преступлений и наказаний к отчету прилагалась особая ведомость, содержавшая наряду с цифровыми данными некоторые пояснения. Особое внимание обращалось на число преступлений («случаев»), сословную принадлежность преступников, их численность. Из этого можно сделать вывод, что уже изначально преступность учитывалась в двух взаимосвязанных единицах измерения - деяниях (фактах) и лицах, их совершивших, с применением некоторой группировки преступлений. Кроме годовых отчетов, губернаторы обязаны были посылать в министерство ежемесячные ведомости «Особых происшествий», на основании которых составлялась сводная ведомость «Особых происшествий в империи». Тем не менее эти данные почти ничего не дают для анализа преступности; качество статистических материалов, собираемых низшими чинами полиции, было очень низким.

      

Основным  источником данных о преступности являлась статистика Министерства юстиции, которое, согласно манифесту от 25 июня 1811г. «Об  учреждении министерств», осуществляло «устройство суда гражданского и  уголовного». Этим было положено начало организации новой системы судебной статистики: местные судебные органы (объединенные в губернском масштабе) обязаны были отчитываться перед министром по определенным формам отчетов. Специального статистического отделения министерство не имело до 1872г., и все статистические материалы сосредоточивались в архиве. На основе полученных с мест материалов министерство стало составлять ежегодные отчеты о своей деятельности.

      

В течение  почти четырех десятилетий (1872 - 1909) в России шествовала так называемая купонная система, дающая возможность Министерству юстиции следить за движением уголовного дела, рассматриваемого в судах. Ее сущность заключалась в следующем: к возбужденному уголовному делу подшивалась особая тетрадь (ведомость о производстве дела»), состоящая из 12 «купонов» каждый из которых отражал соответствующую стадию уголовного процесса, начиная от производства дела у судебного следователя и кончая исполнением приговора. Соответствующий купон заполнялся по окончании производства в определенной стадии уголовного процесса и немедленно отсылался в Министерство юстиции, где могли точно знать положение каждого уголовного дела. Заполнение «купонов» тоже приравнивалось к заполнению основных процессуальных документов и возлагалось на следователей, судей и прокуроров, которые несли уголовную ответственность за правильность указанных сведений и их своевременное представление.

      

Купоны  служили также документом учета  для измерения преступности. Если каждая стадия уголовного процесса контролировалась центром на основе полученных купонов', то учет преступности велся в противозаконных событиях, фактах лишь после окончательного завершения дела, что исключало дублирование повторный учет. Фактически «купонная система» впервые установила такие принципы, которые давали возможность разрешить весьма актуальную проблему единого учета преступлений.

      

В статистическом отделении Министерства юстиции  полученные документы первичного учета  сводились, группировались причем основные итоги и выводы ежегодно публиковались в «Сводах статистических сведений по делам уголовным».

      

Если  иметь в виду, как уже отмечалось, неразрывную уголовно-правовой статистики с криминологией, то следует от метить плодотворное использование количественных методов в изучении преступности и связанных с ней проблем в трудах, Г.А. Аванесова, К.К. Горяинова, Г.В.Дашкова, И.И, Карпеца В.М., Когана, В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, М.И. Ковалева, В.В. Панкратова, А. М. Яковлева и др. В них глубоко проанализированы качественные особенности и закономерности в области преступности, специфика ее причин и мер социального контроля над ней и т.д.

      

Нужно отметить, что если криминалисты широко и плодотворно используют статистический метод в своих исследованиях, что взаимно обогащает и теорию уголовно-правовой статистики то этого, к сожалению, нельзя сказать о цивилистах. Еще 25 лет назад С.С. Остроумов и другие ученые призывали к тому, что пора нашим цивилистам с привлечением других специалистов заняться вопросами статистического исследования гражданско-правовых явлений, что послужит первым шагом к созданию самостоятельной научной дисциплины «Гражданско-правовая статистика». В государстве с рыночной экономикой, где развиваются гражданско-правовые отношения, разработка ее проблематики - безотлагательная задача.

      

Обращая внимание на значение материалов правовой статистики, в основном следует сказать  об уголовно-правовой статистике, что  ни в коей мере не умаляет места, роли и значения других отраслей. Дело в том, что, как отмечалось, основной и наиболее разработанной отраслью правовой статистики является именно ее уголовно-правовая отрасль, отражающая своими показателями все стадии уголовного процесса, начиная со стадии предварительного расследования и кончая стадией исполнения приговора.

      

Говоря  о научно-практическом значении правовой статистики, необходимо еще раз напомнить, что оно определяется не столько  тем, что статистика как один из важнейших  источников социально-правовой информации о преступности и иных правонарушениях сообщает, в каких размерах население страны в целом или отдельных ее регионов участвует в преступных действиях, т.е. статистика является обобщенным выражением государственно-правовых мер контроля над правонарушениями, а тем, что статистика - это один из самостоятельных специфических методов исследования общественных процессов и явлений, позволяющий обнаруживать закономерности и тенденции правонарушений и давать им количественную оценку.

      

Иными словами, правовая статистика - это  исследовательский инструмент. Статистический метод, - подчеркивал еще в прошлом веке Н.С. Таганцев, - в изучении преступлений и наказаний может сыграть огромную роль и притом не только в интересах науки, но и практики. Только этим путем можно изучить развитие преступности, - изучить условия, оказывающие на нее свое влияние... С другой стороны, этим путем мы можем получить единственно верный масштаб успешности действий органов судебной власти, иметь постоянный и действительный контроль над ними. Но работы этого рода представляют громадные затруднения - разновидность явлений затрудняет счет, надо хорошо их знать, чтобы разложить на составные элементы.

      

Статистика, как отмечалось, разрабатывает методы количественного анализа, широко используемые другими науками, в том числе  и юридическими. А что касается уголовного права, уголовного процесса, криминологии и других криминалистических наук, то они не могут существовать без данных правовой, в данном случае уголовно-правовой, статистики. Поэтому специалист в области общественных наук вообще и юридических в частности должен хорошо знать статистику, основные приемы статистического анализа, уметь ориентироваться в вопросах ее теории.

      

Для обществоведа статистика важна еще и потому, что она, как никакая иная наука, в высшей степени идеологизирована. Умелое использование ее методологического арсенала нечестными руками преследует апологетические цели. Так, статистические данные о преступности используются как правящей элитой для мобилизации поддержки путем периодического объявления «крестового похода» против преступного мира, так и оппозицией - для доказательства неспособности власть предержащих эффективно ограничивать и контролировать ее масштабы.

      

Решение задач контроля, планирования и управления в сфере деятельности органов  уголовной юстиции немыслимо без уголовно-статистической и другой информации, которая является важным средством социального регулирования в этой сфере.

      

Если  иметь в виду, что функционирование институтов социального контроля над  правонарушениями связано со значительными материальными затратами (известно, что дешевая юстиция очень дорого обходится народу), то естественно полагать, что правовая статистика обосновывает (или должна обосновывать) соответствующие статьи расходов как федерального, так и местного бюджетов на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства. В этом случае уголовно-правовая статистика становится аргументом, позволяющим правоохранительным органам обосновывать свою роль и место в обществе.

      

Трудно  переоценить роль и значение материалов правовой (в данном случае судебной) статистики в подготовке руководящих постановлений Верховного Суда РФ (как по уголовным, так и по гражданским делам), имеющих важное значение в отправлении правосудия на принципах законности, обеспечения единообразия применения закона.

      

Еще одно важное направление использования  материалов правовой статистики относится  к области теоретического исследования правонарушений и связанных с  ними проблем. Давая необходимый  эмпирический материал, характеризующий  количественно-качественные параметры правонарушений, правовая статистика используется для выработки гипотез и теорий о причинах правонарушений, о влиянии на них некоторых экономических и социальных факторов (например, урбанизации, инфляции и безработицы), дает возможность прогнозировать развитие правонарушений вообще и преступности в частности в том или ином регионе, подкрепляет соответствующие научные рекомендации, положения и выводы и делает их неоспоримыми, доказательными. Обогащая науки криминального комплекса знанием конкретных фактов и явлений, на статистическом уровне она ( правовая статистика) показывает, где, как и при каких условиях совершаются правонарушения и насколько значительна их связь с другими социальными явлениями.

      

Для того чтобы изучить массовые явления и процессы общественной жизни, в том числе и преступность, следует прежде всего собрать о них необходимые сведения - статистические данные (информацию, под которой понимают совокупность количественных (цифровых) характеристик, полученных в результате статистического исследования (наблюдения и научной обработки).

Информация о работе История развития статистики как науки