Индексы в статистике

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Индексы занимают важное место в статистическом анализе, их часто задают в контрольных работах по статистике по теме Индексы, они относятся к обобщающим показателям.
Слово index в переводе с латинского языка значит «указатель», «показатель», «список».
Индекс в статистике представляет собой относительный показатель, который характеризует изменение величины определенного явления во времени, пространстве или по сравнению с любым эталоном. Или индекс, это показатель сравнения двух состояний одного и того же явления.

Содержание

Введение

Часть 1. Индексы в статистике

1.2 Применение индексов

1.2 Свойства индексов

1.3 Дополнительные свойства индексов

Часть 2. Статистика цен

2.1 Задачи и система показателей статистики цен

2.2 Индекс потребительских цен (международный стандарт)

2.3 Индекс потребительских цен в статистике России

2.4 Индексы цен производства

2.5 Индексы цен в статистике внешней торговли

Часть 3. Решение задач

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

статистика курсовая ок.docx

— 117.18 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

Часть 1. Индексы в статистике

1.2 Применение индексов

1.2 Свойства индексов

1.3 Дополнительные свойства индексов

Часть 2. Статистика цен

2.1 Задачи и система показателей статистики цен

2.2 Индекс потребительских цен (международный стандарт)

2.3 Индекс потребительских цен в статистике России

2.4 Индексы цен производства

2.5 Индексы цен в статистике внешней торговли

Часть 3. Решение задач

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Обеспечение высокой квалификации специалистов в области государственного и  муниципального управления невозможно без серьезной статистической подготовки, так как одной из главных сторон их деятельности является работа с  числовым материалом. Одним из наиболее важных разделов статистической науки и видов деятельности органов государственной статистики является экономическая статистика.

Экономическая статистика – это один из наиболее важных разделов статистики как научной  дисциплины и вид практической деятельности органов государственной статистики, которые имеют дело с количественной характеристикой массовых явлений  и процессов в экономике. Данные экономической статистики позволяют  обеспечить систематическое количественное описание всех основных аспектов экономического процесса на уровне отраслей, секторов и экономики в целом. Они необходимы прежде всего органам государственного управления для решения вопросов, связанных с регулированием экономики и разработкой экономической политики.

Переход к рыночной экономике наполняет  новым содержанием работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Овладение  статистической методологией – одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций  и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на рынке товаров и услуг, в связи  с этим важную роль приобретает такой  раздел экономической статистики, как  статистика цен. Показатели статистика цен являются значимым компонентом  системы макроэкономической информации, необходимой для анализа социально-экономического развития страны. Кроме того, данные статистики цен используются для контроля уровня цен и инфляции, для принятия решений по вопросам формирования социально-экономической политики.Данная курсовая работа содержит две части: теорию по теме статистика цен и решение задач. В теоретической части рассматриваются понятие сущность цен и инфляции, задачи и система показателей статистики цен, индексы потребительских цен, индексы цен производства, индексы цен в статистике внешней торговли. Для раскрытия этой темы использовались материалы учебной литературы, разработанные ведущими специалистами в области статистики и экономики, указанные в списке литературы.

Цель  работы – провести теоретическое  рассмотрение статистики цен и решить задачи, охватывающие курс статистики.

Задачами  данной работы являются:

1. Рассмотреть  задачи и систему показателей  статистики цен;

2. Изучить  индексы потребительских цен,  индексы цен производства и  индексы цен в статистике внешней  торговли;

3. Выполнить  решение задач по курсу статистики.

Часть 1. Индексы в статистике

Индексы занимают важное место в статистическом анализе, их часто задают в контрольных  работах по статистике по теме Индексы, они относятся к обобщающим показателям.

Слово index в переводе с латинского языка значит «указатель», «показатель», «список».

Индекс в статистике представляет собой относительный показатель, который характеризует изменение величины определенного явления во времени, пространстве или по сравнению с любым эталоном. Или индекс, это показатель сравнения двух состояний одного и того же явления.

В отличие  от обычных относительных величин, которые рассчитываются по изолированным  признакам, индексы могут включать систему признаков. Это значит, что  объектом индексного анализа являются и сложные по своей структуре  явления.

Когда анализируются сопоставления уровней  изучаемого явления во времени, то говорят  об индексах динамики, в пространстве - о территориальных индексах и т.д.

Основным  элементом индексного соотношения  является индексируемая величина, которая  представляет из себя значение признака статистической совокупности, изменение которой является объектом изучения.

1.1 Применение индексов

1. Индексы  применяются для расчета изменений  сложных явлений. При помощи  индексов можно охарактеризовать  изменения во времени различных  показателей, например численность  населения, ВВП, себестоимость  продукции, производительность труда  и т. д. В качестве меры  соизмерения разнородных продуктов  используют цену, себестоимость и трудоемкость продукции др.

2. С  помощью индексов определяют  влияние отдельных фактов на  изменение динамики сложного  явления. Используя взаимосвязь  индексов, можно определить, например, в какой степени выпуск продукции  возрос за счет увеличения  численности работников и в  какой степени — за счет  повышения производительности труда. 

3. Индексы  являются показателями сравнений  как с прошлым периодом (сравнение  во времени), так и с планами,  прогнозами, нормативами и т. д. 

1.2 Свойства индексов

Индексы считаются определенными правильно, если они удовлетворяют ряду тестов. Такие тесты были сформулированы американским статистиком И. Фишером.

Основными считаются такие тесты:

1. Тест  обратимости по факторам, суть  которого заключается в том,  что при смене мест в индексе  цен символы для цен и для  количества, мы получаем индекс  количества, который, будучи умножен  на индекс, должен дать изменение  общей стоимости товаров. 

2. Тест  кружного испытания характеризуется  тем, что, если рассчитать некий  индекс для года а при базисном годе b и для года b при базисном годе с, то из них можно получить индекс года b при базисном годе с и получится что Ia/b*Ib/c = Ia/c

 Условие  круговой сходимости: если условия  начального и конечного моментов  времени совпадают по уровням  цен и объемов товаров, то  произведение объемов товаров  и индексов цен за все подпериоды должно равняться единице.

3. Тест  обратимости во времени. Индексы,  определенные в прямом или  обратном направлениях, должны быть  взаимообратными. Наличие такого  свойства желательно у любого  индекса, потому что в этом  случае сравнение между двумя  состояниями не будет зависеть  от того, какое из них принято  за базу.

4. Тест  пропорциональности, согласно тесту  если темпы роста всех цен  или объемов товаров равны  одному и тому же числу, то  такому же числу должен быть  равен индекс объема или индекс  цен. 

5. Тест  соизмеримости характерен тем,  что значения индексов не должны  быть зависимо от выбора единиц  измерения объема товаров и  цен. 

6. Тест включение-исключение: если в набор товаров, по которым вычисляются индексы, и объему товаров включить один товар, темпы роста цены или объема

которого  совпадают с первоначальным индексом, то первоначальный индекс цен или  объема не должен поменяться.

1.3 Дополнительные свойства  индексов

а) синтетические  свойства индексов общих индексов —  характеризуются тем, что индексы  определяют относительные изменения  сложных явлений, отдельные части  и элементы которых непосредственно  несоизмеримы;

б) аналитические  свойства индексовобщих индексов — заключаются в том, что с помощью индексного метода определяется влияние факторов на изменение изучаемого показателя.

Часть 2. Статистика цен

2.1 Задачи и система показателей статистики цен

Статистика  цен представляет собой важный раздел экономической статистики. Ее показатели являются значимым компонентом системы  макроэкономической информации, необходимой  для анализа социально-экономического развития страны. Данные статистики цен  используются органами государственного управления для принятия решений  по вопросам формирования социально-экономической  политики, разработки мер по регулированию  рыночной экономики. Одной из важных задач правительств во всем мире является сдерживание инфляции. В этой связи данные статистики цен используются для анализа инфляционных процессов, определения роли отдельных факторов, влияющих на динамику инфляции, и разработки на основе такого анализа конкретных мер по снижению темпов роста цен. Индексы цен используются органами государственного управления для индексации различных выплат из государственного бюджета (пенсий, пособий и др.). Данные региональной статистики используются для анализа состояния и динамики региональной экономики, необходимого для разработки правительством региональной политики. Также данные статистики цен используются для принятия решения по формированию кредитно-денежной политики; составления экономических прогнозов. Данные статистики цен представляют интерес для хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, банков и др.) в связи с принятием ими различных экономических решений и разработкой планов. Используемые данные служат неким ориентиром домашним хозяйствам при принятии ими решения по вопросам приобретения финансовых активов, недвижимости, размещения средств в банке.

Особое  место в статистики цен занимают международные межрегиональные  сопоставления цен. Международные  сопоставления цен позволяют  определить паритеты покупательной  способности валют, используемые в  качестве особых дефляторов ВВП различных  стран мира для приведения их оценки к сравнимому виду.Таким образом, можно выделить три основных направления в использовании данных статистики цен. Эти данные используются:

1.  органами  государственного управления –  как инструмент реальной экономической  политики (анализ инфляционных процессов);

2.  хозяйствующими  субъектами – для принятия  различных экономических решений  (например, по вопросам инвестирования);

3.  статистическими  ведомствами – для дефлятирования показателей экономической статистики с целью исчисления их в постоянных ценах и определения на этой основе индексов физического объема ВВП, динамики конечного потребления, накопления основного капитала, реальных доходов населения и др.

Система показателей статистики цен охватывает следующие индексы:

1.  индексы  цен потребителей;

2.  индексы  цен производителей;

3.  индексы  цен промежуточных товаров (сырья,  материалов и т.д.);

4.  индексы  цен инвестиционных товаров;

5.  индексы  цен экспорта и импорта;

6.  индексы  средних цен отдельных товаров;

7.  индексы  цен (тарифов) на услуги;

8.  индексы  цен ценных бумаг и объектов  недвижимости;

9.  индекс-дефлятор  ВВП.

На  практике в качестве наиболее общей  характеристики темпов инфляции и для  индексации различных платежей, как  правило, применяется индекс потребительских  цен. Все другие индексы цен применяются  главным образом для анализа  отдельных аспектов инфляционных процессов.

Разработка  индексов цен требует решения  комплекса вопросов. Это вопросы  охвата экономических операций и  их классификации, формул индексов, формирования списка товаров-представителей, в отношении  которых регистрируются цены, организации  выборочных обследований цен и расходов домашних хозяйств, формирования списка торговых точек, в которых должна производиться регистрация цен. Одно из важных положений теории и методологии статистики цен состоит в том, что индекс цен должен измерять «чистое изменение цены», т.е. такое изменение цены товара (услуги), которое не обусловлено изменением его качества, понимаемого не только как совокупность его физических и экономических характеристик, но и как условия продажи, предоставления покупателям некоторых сопутствующих услуг. Таким образом, в соответствии с этой концепцией разница между стоимостью некоторого товара в двух периодах должна быть разложена на два компонента: на чистое изменение цены и изменение его качества, которое интерпретируется как изменение физического объема.

Информация о работе Индексы в статистике