Защита трудовых прав работников в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:23, реферат

Описание работы

Человек и гражданин в России наделен большим объемом прав и свобод, среди которых важное место занимают трудовые права. Трудовой Кодекс РФ закрепляет широкий круг прав работника, к числу которых относит право на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми, не запрещенными законом способами, а также право на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Содержание

Введение 3
Понятия способы защиты трудовых прав и свобод 5
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. 6
Порядок проведения проверок 10
Защита прав работников профессиональными союзами 13
Самозащита работниками трудовых прав 16
Трудовые споры 20
Заключение 23
Список литературы: 25

Работа содержит 1 файл

Реферат по правоведению.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет  
 
 
 
 
 
 

Дисциплина: «Правоведение»

Реферат на тему: «Защита трудовых прав работников в Российской Федерации» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

 Студентка 

Веселовская О.С.

Проверила:

Преподаватель:

Захарова И.Б.

___________

(оценка, подпись)

  
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Санкт-Петербург

2010г.

 

    Содержание

 

Введение

 

     Человек и гражданин в России наделен большим объемом прав и свобод, среди которых важное место занимают трудовые права. Трудовой Кодекс РФ закрепляет  широкий круг прав работника, к числу которых относит право на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми, не запрещенными законом способами, а также право на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров. Более того, одним из основных принципов правового регулирования трудовых правоотношений является принцип обеспечения права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке.

     Трудовой  кодекс РФ имеет ввиду защиту трудовых прав и свобод не только работников, но и других субъектов трудовых и  иных непосредственно связанных  с ним отношений, в том числе  и работодателей, поскольку их права и свободы также нуждаются в защите. Но естественно, что наиболее слабозащищенной стороной трудовых отношений является работник, поэтому именно работникам, прежде всего, необходима государственная и общественная защита от произвола работодателя.

     Каждый  имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации  и не ниже установленного федеральным  законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

     Однако  при этом интересы работодателя и  нанимаемого им работника не всегда совпадают, поэтому возможно столкновение этих интересов на любой стадии существования  трудовых отношений. Это, в свою очередь, приводит к возникновению конфликтов.

     В настоящее время в сфере трудовых отношений появились две негативные тенденции: рост нарушений трудовых прав работников (незаконные увольнения, невыплата заработной платы и т.д.) и ослаблении их судебной защиты.

     Защита  трудовых прав - это различные действия государственных и профсоюзных органов по профилактике трудовых правонарушений, а при их появлении - оказание помощи этими органами работникам в ликвидации таких правонарушений (индивидуальных или коллективных), восстановлении нарушенных трудовых прав и привлечении к ответственности нарушителей. 
 

 

Понятия способы защиты трудовых прав и свобод

 

     Трудовые  права и свободы относятся  к социальным правам и свободам человека, под которыми понимается совокупность закрепленных в Конституции РФ и международных правовых документах возможностей свободного социального развития человека, которые гарантируют ему достойную жизнь и получение от государства при определенных условиях конкретных материальных и нематериальных благ.

     Правовая  защита социальных прав человека – это деятельность субъектов права, осуществляемая в различных формах с помощью разнообразных средств с целью достижения состояния полной правовой защищенности человека в социальной сфере. Она включает в себя охрану прав, защиту прав и юридическую помощь.

     Защита  прав осуществляется в том случае, когда конкретное право человека оказывается нарушенным или оспоренным и его необходимо восстановить. Она  предполагает использование в отношении  обязанного лица принудительных законных способов. Субъектами в этих случае выступают компетентные органы или само управомоченное лицо.

     Под защитой права в науке понимается, прежде всего, устранение препятствий  в его осуществлении либо восстановление нарушенного права и возмещение причиненного этим нарушением ущерба. Соответственно, защита трудовых прав и свобод представляет собой совокупность материально-правовых мер, организационных и процессуальных способов пресечения и предупреждения нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права  и свобод участников трудовых отношений и возмещение ущерба, понесенного вследствие таких нарушений.

     В широком смысле под защитой трудовых прав и свобод следует понимать реализацию защитной функции трудового права, которая, в свою очередь, отражает защитную функцию государства. Защита трудовых прав в узком смысле – это обеспечение соблюдения трудовых прав, обережение от их нарушений, реальное восстановление незаконно нарушенных прав и установление трудовым законодательством и действиями компетентных органов реальной эффективной ответственности работодателей (их представителей) за нарушения трудового законодательства.

     Каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенные законом. При этом основными способами защиты являются:

  1. самозащита работниками трудовых прав;
  2. защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;
  3. государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  4. судебная защита.

     Некоторые специалисты в области трудового  права к способам защиты трудовых прав также относят разрешение трудовых споров (как в суде, так и в других юрисдикционных органах) и выделяют такой способ, как обжалование в суд действий и решений органов государственной власти и местного самоуправления, нарушающих трудовые права граждан.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового  законодательства.

 

     Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, является важнейшим способом защиты трудовых прав и законных интересов работников. Кроме того, организация и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда – это одна из гарантий реализации права работников на здоровые и безопасные условия труда.

     Государственный надзор за точным и единообразным  исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с Законом о прокуратуре.

     Государственный надзор за точным и единообразным  исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории России осуществляет федеральная инспекция труда. Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда выполняют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Федерации.

     Федеральная инспекция труда – это единая централизованная система, состоящая  из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного, но проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

     Федеральная инспекция труда возглавляет руководитель уполномоченного федерального органа исполнительной власти – главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.

     Деятельность  федеральная инспекция труда  и должностных лиц указанных  органов осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

     Основными задачами Федеральная инспекция  труда являются:

  1. обеспечение соблюдения и защиты, трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
  2. обеспечение соблюдение работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  3. обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства;
  4. доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействий) или злоупотреблений, которые не попадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

     В соответствии с возложенными на нее  задачами федеральная инспекция  труда реализует, в частности, следующие  основные полномочия:

  • осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателей трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
  • анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
  • осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;
  • направляет в установленном порядке соответствующую информацию в органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, правоохранительные органы и суды;
  • осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
  • принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;
  • осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

     В своей деятельности должностные лица федеральной инспекции труда не должны выходит за пределы предоставленных им полномочий, иначе они будут либо препятствовать осуществлению надзорно-контрольной деятельности другими уполномоченными на то государственными органами, либо вмешиваться в работу проверяемых организаций (индивидуальных предпринимателей).

     Надзор  и контроль за соблюдением трудового  законодательства непосредственно  осуществляют государственные инспекторы труда. В целях выполнения своих  функций они имеют весьма широкие  права.

     В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в  государственную инспекцию труда  по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа (за исключением  исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется  решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства имеет право выдать работодателю предписание, подлежащие обязательному исполнению (данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения работодателем или его представителем).

     При осуществлении своих прав и исполнении обязанностей государственные инспекторы труда являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону.

Порядок проведения проверок

 

     Порядок проведения проверок работодателей  должностными лицами федеральной инспекции  труда определяется ратифицированными Россией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, а также решениями Правительства РФ.

     При инспекционной проверке государственный  инспектор может уведомлять о  своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.

     Организации Вооруженных сил РФ, органы безопасности, органы внутренних дел, Государственная  противопожарная служба, другие правоохранительные органы, исправительные учреждения, организации атомной и оборонной промышленности подлежат инспекционным проверкам с особым порядком их проведения, который предусматривает:

Информация о работе Защита трудовых прав работников в Российской Федерации