Защита прав и свобод человека и гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Свобода личности имеет сложную структуру. Она состоит из индивидуальной экономической, социальной и культурной свобод. Каждая из указанных граней свободы личности обладает определенной спецификой и реализуется в определенной сфере человеческого бытия.
Индивидуальной свободе присущи определенные признаки, характеризующие ее природу, качественное своеобразие. Прежде всего она реализуется в сфере некоторой обособленности, самоопределения личности.

Работа содержит 1 файл

курса.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

  Введение

  Свобода личности имеет сложную структуру. Она состоит из индивидуальной экономической, социальной и культурной свобод. Каждая из указанных граней свободы личности обладает определенной спецификой и  реализуется в определенной сфере  человеческого бытия.

  Индивидуальной  свободе присущи определенные признаки, характеризующие ее природу, качественное своеобразие. Прежде всего она реализуется  в сфере некоторой обособленности, самоопределения личности.

  Со  времен Аристотеля известно, что человек  – общественное существо. Ему присущи, с одной стороны, осознание своей личности, личных интересов, с другой – общительность, контакты с другими людьми, участие в общественной жизни.

  Как отмечал К. Маркс, человек есть в буквальном смысле общественное животное, «которому свойственно общение, но животное, которое только в обществе и может обособляться». Это говорит о том, что характеристики человеческой личности, как существа общественного, и индивидуума, стремящегося к обособлению, взаимосвязаны.

  Такова  социально-экономическая трактовка этого вопроса. Вместе с тем формирование представлений об индивидуальной свободе – важный шаг в развитие человеческой цивилизации.

  Проблема  обособленности имеет значение в  решение вопроса о свободе. Традиционно  западное понимание свободы, выдвинутое мыслителями еще в XVII–XIX вв., связывалось с отчуждением личности от общества, невмешательством государства в частные дела граждан. В такой трактовке выражалось требование отмены личной зависимости работника от собственника орудий и средств производства, имевшее антифеодальную направленность и сохранявшее прогрессивное значение в течение длительного исторического периода.

  Обобщение и обособление – исторически  возникшие и постоянно совершенствующиеся, неразрывно связанные между собой  формы бытия общественных отношений, формы самоутверждения и функционирования личности в обществе.

  Представляется, что XX в. с его новейшими техническим средствами вмешательства в сферу индивидуальной свободы (подслушивания, полицейской слежки за людьми и т.д.) подтвердил это справедливое суждение.

  Существенная  особенность индивидуальной свободы  в том, что это сфера государственного невмешательства, области, свободной  от правового регулирования.

  Еще в XVI в. Б. Спиноза проницательно заметил: «Кто хочет все регулировать законами, тот скорее возбудит пороки, нежели исправит их». Разумеется, и в этой сфере функционируют нравственные принципы, обычаи, религиозные догматы, но юридическая регламентация личной жизни, вкусов, мыслей, убеждений в демократическом государстве недопустима.

  Право на неприкосновенность частной жизни  – одно из гражданских прав, но оно  оказывает влияние на эффективность  функционирования демократических  институтов и имеет прямое отношение  и к другим правам этой группы. Это, в частности, означает, что граждане вправе получать не перлюстрированную почтовую корреспонденцию, вести телефонные переговоры, которые никем не прослушиваются, свободно выражать свои религиозные или атеистические мысли и т.д.

  Как отметила Европейская Комиссия по правам человека в одном из своих решений, право на невмешательство в личную жизнь – это не только «право жить так, как хочется, без предания огласке подробностей личной жизни, но и на установление и поддержание отношений с другими людьми, особенно в эмоциональной сфере, для развития и реализации личности человека».

  В сущности, гражданское общество –  общество рыночных, частнокапиталистических  отношений, основой которых является юридически свободная личность. Структура  гражданского общества – различные  общественные институты, охватывающие:

  1) производственные отношения (частные  предприятия, профсоюзы и т.д.);

  2) политические отношения (партии, движения, лоббисты и т.д.);

  3) социально-культурные отношения  (семья, творческие союзы, церковь  и т.п.).

  Очевидно, что сфера индивидуальной свободы охватывает (не полностью) третий вид институтов и общественных отношений.

 

  1. Формы и особенности  правового регулирования  индивидуальной свободы  и прав человека  и гражданина

  Когда говорят о гражданском обществе, то речь идет о категории, выражающей соотношение общества и государства. Если же обратиться к соотношению общества и личности, то все общественные отношения можно классифицировать следующим образом:

  1) относящиеся к общественной жизни;

  2) относящиеся к сфере индивидуальных  интересов и личных потребностей.

  Формы проявления индивидуальной свободы  сложны и многообразны. Они охватывают широкий круг социальных связей, выражающих такие важные, неотъемлемые от личности блага, как жизнь, имя, честь, достоинство, совесть, личная безопасность. В них  субъект выступает как носитель моральных качеств, индивидуальных черт и особенностей.

  При этом следует отметить, что сфера  обособленности может стать областью «отчуждения», если индивидуальность, своеобразие личности превращается в эгоистическое отторжение общественных интересов.

  Индивидуальная  свобода не противостоит, а естественно  дополняет другие аспекты свободы  личности. Эта сфера тысячами нитей  связана с окружающей социальной средой. В этой среде создаются  материальные, политические, духовные предпосылки личной жизни. Да и сам облик индивидуума – участника нравственно-бытовых, личных отношений – характеризуется определенным социальным положением, политическими взглядами, психологическими особенностями. Наконец, общество осуществляет социальный контроль над своими членами. Именно поэтому мы говорим об обособленности личности от общества – полное, абсолютное ее самоопределение невозможно.

  Свобода – необходимое условие полного  и всестороннего расцвета личности, при этом различные стороны и  аспекты свободы выступают как разные формы выражения и средства совершенствования многогранных качеств, свойств и потребностей индивидуума.

  Индивидуальные  особенности присущи каждой личности. Они определяются и ее социальным статусом, условиями воспитания, окружающей средой, национальными, профессиональными и иными признаками.

  Вместе  с тем у каждой личности имеются  неповторимые черты, отражающие ее конкретный жизненный путь, частные обстоятельства семейной, личной жизни, определенные природные и индивидуально-типологические особенности. Специфическая особенность свободы в том, что она выступает в качестве условия и средства выражения, развития индивидуально неповторимых черт и способностей личности. Существование сферы личной жизни гарантирует воспитание и осознание индивидом своей социальной ценности и позволяет ему выработать правильное отношение к обществу. Однако абсолютизация сферы обособленности и самоопределения личности в частной жизни не соответствует научному пониманию этой проблемы.

  С другой стороны, отрицание сферы  обособленности частной жизни, стремление ее унифицировать фактически ведет к уничтожению свободы личности.

  Социальная  ценность индивидуальной свободы определяется тем, что это – одна из форм проявления человеческого достоинства, т.е. признание  личности высшей, ни с чем не сравнимой ценностью.

  И не случайно перечень прав личности во Всеобщей декларации прав человека начинается с провозглашения первейших гражданских  прав – права на жизнь, свободу  и личную неприкосновенность (ст. 3). Пользование индивидуальной свободой – этим важнейшим человеческим благом – одно из непременных условий функционирования демократии. Без ее обеспечения реальное осуществление власти народа весьма проблематично.

  Но  этим не ограничивается значение личной свободы для осуществления власти народа. Ведь личная жизнь – не только сфера нравственных, семейно-бытовых отношений, сфера частной жизни, восстановления духовных и физических сил после труда, но и в известном смысле подготовка, накопление сил для последующей деятельности. Индивидуальная свобода гарантирует возможность формирования воли как предпосылки свободного участия гражданина в социальной и политической жизни общества. Возможность свободного волеизъявления – необходимое условие для реализации политической свободы. Вот почему без соблюдения гражданских прав граждан нельзя представить себе реальной демократии.

  Следует отметить, что индивидуальная свобода  и личные права, взятые сами по себе, не способны обеспечить подлинную свободу, но это можно сказать о любом  аспекте свободы личности. Действительно, свобода предполагает реальное освобождение личности во всех сферах общественного бытия: социально-экономической, политической, культурной, индивидуальной.

  Как указывается в резолюции Генеральной  Ассамблеи ООН от 4 декабря 1986 г., «неделимость и взаимозависимость экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав, развитие и защита одной категории прав никогда не могут служить предлогом для освобождения государств от развития и защиты других прав».

  Личная  свобода и неприкосновенность личности нашли свое юридическое воплощение в британском Habeas Corpus Act 1679 г., в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в Билле о правах 1791 г., в других конституционных актах. Закрепленные этими документами гражданские и политические права получили название первого поколения прав человека. В ХIХ–ХХ вв. сформировались и получили юридическое признание второе и третье поколения прав человека.

  В конце XX – начале XXI вв. обсуждается вопрос о четвертом поколении прав человека, которые должны защищать его от угроз, связанных с экспериментами в сфере генетической наследственности личности.

  Однако  значимость индивидуальной свободы  не снижается и в наше время. И  в современную эпоху во многих странах господствуют крайний индивидуализм, а такие блага духовной жизни людей, как честь, совесть, достоинство, превращаются в объект бесстыдной торговли. Тем самым создаются условия, препятствующие действительно свободному развитию человеческой личности.

  Распространяются  такие тяжкие посягательства на права человека, как внесудебные казни, казни без надлежащего судебного разбирательства, массовые убийства во время вооруженных конфликтов, терроризм, захват заложников, торговля детьми, женщинами, человеческими органами, расизм и ксенофобия.

  Рост  милитаризма, преступности, тоталитарных тенденций самым губительным образом сказывается на личной свободе граждан.

  Известный английский государствовед Э. Мей в свое время писал: «Гарантии от подозрительного и пристрастного наблюдения по значению идут сразу же после личной свободы. Можно не ограничивать свободу людей, они могут ходить куда им заблагорассудится; но если каждый их шаг находится под наблюдением шпионов и осведомителей, если слова записываются, чтобы потом служить обвинением против них, если за их друзьями следят как за заговорщиками, то кто осмелится сказать, что они свободны?. Свободу страны можно измерить степенью свободы от этой гибельной практики».

  Свобода и неприкосновенность личности и  сегодня не утратили своей социальной ценности и продолжают оставаться ареной ожесточенной политической и мировоззренческой конфронтации. Разумеется, их антифеодальное содержание ушло в прошлое (хотя и не во всех странах мира), и в наше время борьба против произвола, насилия над человеком, в защиту его личных прав – один из жгучих политических вопросов.

  Подлинная индивидуальная свобода предполагает невозможность незаконного насильственного  вмешательства государства в  частные (личные) стороны жизни человека, а также гарантирует охрану жизни, чести, достоинства, совести и личной безопасности каждого члена общества. Реальная индивидуальная свобода означает освобождение от тоталитаризма, превращающего гражданина в жертву подозрительности, постоянного полицейского наблюдения и доносов осведомителей, преодоление конформистских и индивидуалистических тенденций; борьбу с организованной преступностью, которая сводит к нулю жизнь, свободу и неприкосновенность личности и другие права граждан.

Информация о работе Защита прав и свобод человека и гражданина