Зарождение и становление парламентаризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

В 2006 году прошел столетний юбилей со дня создания и открытия Государственной Думы России. Этот факт активизирует интерес к истории создания Государственной Думы и её деятельности. Развитие парламентских институтов является одним из безусловных приоритетов правовой политики современной России. Успешная реализация этой задачи предполагает всестороннее изучение исторического опыта отечественного парламентаризма, ведь Государственная Дума как представительный орган власти берет свое начало ещё в дореволюционной России. В этой связи представляет несомненный интерес исследование нормативно-правовой базы парламента и механизмы его функционирования.
Обращение к государственным реформам начала XX столетия способно показать, с какого уровня начался путь к сегодняшним достижениям, в чем обнаруживается сходство минувшего и современности, какие проблемы в данной сфере имеют хронический характер.

Содержание

Введение . . . …………………………………………………………………………3
1.Законодательство о Государственной Думе
1.1.Создание законодательства о Государственной Думе от 6 августа 1905 года……………………………………………………………………………………5
1.2. Положение о выборах от 6 августа 1905г. . . . ……………………………….12
1.3. Об изменении положения о выборах в Государственную Думу от 11 декабря 1905 года после издания Манифеста от 17 октября…………………...................22
2.Изменения в деятельности Государственного Совета. . . …………………....25
3.Основные законы Российской Империи от 23 апреля 1906г. . . . ……………..31
Заключение . . ……………………………………………………………….………32
Список литературы . . ……………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

kursovaya.docx

— 84.88 Кб (Скачать)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Саратовская государственная  юридическая академия

 

 

 

Кафедра истории государства  и права

 

Учебная дисциплина

История отечественного государства  и права

 

 

Зарождение и  становление парламентаризма в  России

(курсовая работа)

 

Выполнил:

студент 1 курса 101 группы

Института прокуратуры

Карпов С.В.

 

Научный руководитель:

доцент Варламова Н.Д.

2012

 

Содержание.

Введение . . . …………………………………………………………………………3

1.Законодательство о Государственной Думе

1.1.Создание законодательства о Государственной Думе от 6 августа 1905 года……………………………………………………………………………………5

1.2. Положение о выборах  от 6 августа 1905г. . . . ……………………………….12

1.3. Об изменении положения о выборах в Государственную Думу от 11 декабря 1905 года после издания Манифеста от 17 октября…………………...................22

2.Изменения в деятельности  Государственного Совета. . . …………………....25

3.Основные законы Российской  Империи от 23 апреля 1906г.  . . . ……………..31

Заключение . . ……………………………………………………………….………32

Список литературы . . ……………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В 2006 году прошел столетний  юбилей со дня создания и открытия Государственной Думы России. Этот факт активизирует интерес к истории создания Государственной Думы и её деятельности. Развитие парламентских институтов является одним из безусловных приоритетов правовой политики современной России. Успешная реализация этой задачи предполагает всестороннее изучение исторического опыта отечественного парламентаризма, ведь Государственная Дума как представительный орган власти берет свое начало ещё в дореволюционной России. В этой связи представляет несомненный интерес исследование нормативно-правовой базы парламента и механизмы его функционирования.

Обращение к государственным  реформам начала XX столетия способно показать, с какого уровня начался путь к  сегодняшним достижениям, в чем  обнаруживается сходство минувшего  и современности, какие проблемы в данной сфере имеют хронический  характер.

На протяжении всего XIX века и в начале XX века некоторые государственные деятели разрабатывали планы по ограничению самодержавия и введения народного представительства. Достаточно вспомнить план государственных преобразований, разработанный Сперанским, с разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть, по плану, была представлена Государственной Думой и Государственным Советом.Государственная Дума должна была собираться ежегодно, рассматривать и одобрять вносимые правительством законопроекты и государственный бюджет, делать  представления о нуждах народа, об ответственности министров и распоряжениях властей, нарушающих «основные» государственные законы. 1 января 1810 года состоялось открытие  Государственного Совета. Он мыслился как верхняя палата Российского парламента. Нижняя - выборная палата - Государственная Дума. Уже  в сентябре 1810 года Россия должна была стать ограниченной монархией, но процесс этот затянулся еще на 95 лет – до октября 1905 года.

 Н.Н. Новосильцевым, членом Негласного комитета, была предпринята попытка приспособить польскую конституцию к российским реалиям.

 В XIX векекроме официальных правительственных проектов преобразования существовали планы изменения государственного строя тайных обществ. Так,например, программный документ Южного общества предполагал создание высшего законодательного органа – Народное вече.

Позднее П.А. Валуев предложил  образовать съезд государственных  гласных с совещательными функциями, а М.Т. Лорис-Меликов – ввести народных представителей в комиссии Государственного Совета.

Но все проекты введения представительного строя так  и не были осуществлены. Это объяснялось  рядом причин. Стоит сказать, что  большинство населения не видело полезности в представительном строе. Определенную роль сыграла и официальная идеология, которая утверждала, что только  абсолютизм соответствует характеру русского народа, а конституция будет вредна для России. Огромный размер и многонациональность страны создавали угрозу распада государства  при его демократизации. Также не стоит забывать и о случайностях, таких как убийство Александра II, накануне подписания им законопроекта о созыве представительного законосовещательного органа. Парламентаризм в России стал развиваться только с 1905 года.

 При всей ограниченности  и половинчатости проектов государственных преобразований, сам факт их существования свидетельствуют, во-первых, об осознании правительствомнеобходимости преобразований, во-вторых, о длительных поисках в правительстве вариантов реформирования самодержавного строя без радикального изменения его фундаментальных принципов.Такого рода проекты позволяют также утверждать, что вступление России в начале XX века на парламентский путь было явлением закономерным, вызревавшим на протяжении многих лет в самом российском обществе, а не скопированным у западных стран.

Создание Государственной  Думы явилось важным шагом на пути модернизации существовавшей политической системы и сближения России с  демократическими парламентскими государствами Европы. Осмысление накопленного ею опыта, как положительного, так и отрицательного, может быть востребовано современным обществом в условиях возрождения и развития парламентаризма.1

Целью данной работы ставится комплексное рассмотрение процесса зарождения и становления парламентаризма в России, в первую очередь, в его   правовом аспекте, для того, чтобы лучше понять, что представлял собой российский парламент в 1905-1918 году.

 Задачи работы:

а).детально рассмотреть законодательство о Государственной Думе и Государственном Совете  началаXX века;

б).детально исследовать  законы о выборах в Совет и Думу;

 в).проанализировать  положения Основных Государственных Законов 1906г., касающихся Государственной Думы и Государственного Совета.

 

1. Законодательство о  Государственной Думе.

1.1.Создание законодательства о Государственной Думе от 6 августа 1905г.

С началом первой русской революции 1905 года самодержавие наряду с репрессиями против революционеров  осуществляло  политику лавирования и уступок. Оно обещало созыв нового законосовещательного органа.

На заседание Совета Министров 3 февраля 1905 года было принято решение  обнародовать на имя министра внутренних дел А.Г Булыгина рескрипт о разработке законопроекта по данному вопросу.

В этом рескрипте, подписанном  царем 18 февраля 1905 года, давались обещания «привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке  и обсуждению законодательных предложений при условии незыблемости основных законов империи». В результате подготовительной работы Булыгиным было предложено 3 варианта участия населения в законосовещательной деятельности: включение отдельных народных избранников в состав Государственного Совета; создание из числа выборных при департаментах Государственного Совета или параллельно с ними особых подготовительных комиссий; образование наряду с Государственным Советом законосовещательного учреждения состоящего из избранных от населения.Последний вариант был принят за основу при создании нового законосовещательного органа – Государственной Думы.

Булыгинский проект законосовещательного органа  летом 1905 года обсуждался на Петергофских совещаниях, проходивших  в обстановке строгой секретности  под председательством императора.В нем участвовали  министры, некоторые великие князья, члены Государственного Совета и специально приглашенные люди(например, В.О. Ключевский,Н.С. Таганцев), ряд сенаторов. Всего 43 человека.Крайне правые члены совещания (А.А. Бобринский, А.П. Струков, А.С. Стишинский, А.А. Нарышкин и др.) выступили против смешанной сословно-цензовой системы выборов, требуя чисто сословных выборов. Большинство членов Петергофского совещания 1905 отвергло их требования. При этом основная ставка делалась на ещё слабо участвовавшее в революции крестьянство, которое рассматривалось как консервативная сила, опора монархии. Результатом деятельности Совета министров, комиссии и Особого совещания в Петергофе явилось опубликование ряда принципиальных документов 6 августа 1905 года: Манифеста об учреждении Государственной Думы, Учреждения Государственной Думы и Положения о выборах в Государственную Думу от 6 августа 1905 г. По нашему мнению, необходимо подробнее рассмотреть эти законы, для того чтобы детальнее проанализировать организацию «Булыгинской Думы»

В манифесте об учреждении Государственной Думы написано:«Всих видах, сохраняя неприкосновенным основной закон Российской империи о существе самодержавной власти, признали мы за благо учредить Государственную Думу и утвердили положение о выборах в Думу, распространив силу сих законов на всё пространство империи, с теми лишь изменениями, кои будут признаны нужными для некоторых, находящихся в особых условиях, её окраин».2

У императора,по манифесту сохранялось право внесения изменений в законодательство о представительном органе.«Мы сохраняем всецело за собой заботу о дальнейшем усовершенствовании Учреждения Государственной Думы, и, когда жизнь сама укажет необходимость тех изменений в её учреждении, кои удовлетворяли бы вполне потребностям времени и благу государственному, не преминем дать по сему предмету соответственные в свое время указания»3. По мнению автора, данная статья указывает на предусмотрительность законодателя, которая давала императору право корректировать законодательство при изменении обстановки в Российской Империи.

Юридический статус Государственной  Думы определен в первой статье«Учреждения Государственной Думы». «Государственная Дума учреждается для предварительной разработки и обсуждения законодательных предположений, восходящих, по силе основных законов, через Государственный Совет, к Верховной Самодержавной Власти»4. То есть, парламент носил законосовещательный характер, и деятельность  Думы полностью регламентировалось правительством. Депутаты Государственной Думы избирались сроком на 5 лет населением Российской Империи. По указу Императора Государственная Дума могла быть распущена до истечения пятилетнего срока, с указом о выборах в Государственную Думу. Продолжительность ежегодных занятий Государственной Думы и сроки их перерыва в течение года определялись Указами императора. В Государственной Думе  создавались отделы, их число должно было быть не менее четырех и не более восьми. Членов в каждом отделе по закону должно было быть не менее 20.Государственная Дума самостоятельно решала вопрос о создании отделов и распределении дел между ними. Заседания Государственной Думы считались законными, если присутствовало:  в общем собрании - не менее одной трети всего числа членов Думы, а в отделе - не менее половины входящих в его состав членов. Расходами Государственной Думы ведало Государственное казначейство.

Депутатам Государственной  Думы предоставлялась  полная свобода суждений и мнений по делам, подлежащим ведению Думы, и они были не обязаны отчитываться перед своими избирателями. То есть, члены Думы обладали свободным мандатом. Депутат Думы обладал особым правовым статусом.  Его могли подвергнуть лишению или ограничению свободы только по распоряжению суда, также он не подлежал личному задержанию за долги. Член Государственной Думы мог отказаться от своего звания, обратившись об этом письменно к Председателю Думы.Правительствующий Сенат осуществлял признание депутата Думы лишившимся своих полномочий (по случаям указанным в статьях 17, 19, 20  Учреждения о Государственной Думе) или временно устраненным от участия в собраниях.Депутаты  Государственной Думы получали суточные из казны и также раз в год получали пособие покрывавшие расходы, связанные с переездом от места их жительства до С.-Петербурга и обратно.

Для выполнения внутриорганизационной функции избирается Секретарь Государственной Думы и его товарищ из состава Государственной Думы сроком на 5 лет. Для производства дел по Государственной Думе создается канцелярия. . Управление канцелярией Государственной Думы осуществляет секретарь Государственной Думы и товарищ секретаря Думы.    Для исполнения распоряжений Председателя Государственной Думы и ее отделов назначается пристав.

По  Учреждению Государственной Думы от 6 августа 1905 г., ее ведению подлежали: 5

« а).предметы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены;

б). финансовые сметы министерств и главных управлений и государственная роспись доходов и расходов;

в).отчет государственного контроля по исполнению государственной росписи;

д).дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за её счет;

е).дела об учреждении компаний на акциях, когда при сем испрашиваются изъятия из действующих законов;

ж) дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым высочайшим повелениям».6

Ведению Государственной  Думы подлежали  также сметы и раскладки земских повинностей в местностях, в которых не введены земские учреждения, а также дела о возвышении земского или городского обложения против размера, определенного земскими собраниями и городскими думами. Государственной Думе предоставлялось право «возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов». Но оговаривалось, что эти предположения не должны касаться начал государственного устройства. Такому предположению давалосьдвижение в законодательном порядке только, если «Министр или Главноуправляющий отдельной частью или же Государственный Секретарь разделяет соображения Государственной Думы о желательности отмены или изменения действующего или издания нового закона. Если же Министр или Главноуправляющий отдельной частью или же Государственный Секретарь не разделяет соображений о желательности изменения или отмены действующего или издания нового закона, принятых в отделе, а затем и большинством двух третей членов в Общем Собрании Государственной Думы, то дело представляется Председателем Думы в Государственный Совет, через который  предоставляется Императору. В случае воли Императора  дело возлагается на разработку  подлежащему Министру или Главноуправляющему отдельной частью или же Государственному Секретарю»7

«Государственной Думе предоставляется право требовать от министров и главноуправляющих отдельными частями разъяснений и сообщения сведений, по поводу их действий, которые, по мнению Думы, нарушают существующие законы. Принятое большинством членов Общего Собрания Государственной Думы заявление сообщается подлежащему Министру или Главноуправляющему отдельной частью. Министры и Главноуправляющие отдельными частями, не далее одного месяца со дня передачи им заявления сообщают Государственной Думе надлежащие сведения и разъяснения или же извещают Думу о причинах, по которым они лишены возможности сообщить требуемые сведения и разъяснения. Если Государственная Дума большинством двух третей членов Общего ее Собрания не признает возможным удовлетвориться сообщением Министра или Главноуправляющего отдельной частью, то дело «восходит через Государственный Совет на высочайшее благовоззрение».8

Информация о работе Зарождение и становление парламентаризма в России