Законы Ману. Реформы Генриха II (Англия). Государственное устройство Беларуси в составе Российской империи

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 00:28, контрольная работа

Описание работы

В источниках права Древней Индии особое место принадлежит дхармашастрам - сборникам религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием. Появление дхармашастр связано с социально-классовым расслоением. Первое упоминание о законах Ману относится к 9-му веку до н.э. Современным исследователям законы Ману известны лишь в списках 3-го века до н.э.

Содержание

Дайте общую характеристику основного правового документа Древней Индии - Законов Ману…………………………………………………….….…..3
Охарактеризуйте реформы Генриха II (Англия)……………………..……….9
Охарактеризуйте государственное устройство Беларуси в составе Российской империи…………………………………………………….…….....13

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 36.61 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Дайте общую характеристику основного правового документа Древней Индии - Законов Ману…………………………………………………….….…..3
  2. Охарактеризуйте реформы Генриха II (Англия)……………………..……….9
  3. Охарактеризуйте государственное устройство Беларуси в составе Российской империи…………………………………………………….…….....13
 
 

 

  1. Дайте общую характеристику основного правового  документа Древней  Индии - Законов Ману.

     В источниках права Древней Индии  особое место принадлежит дхармашастрам - сборникам религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременно наполнены  религиозным, моральным и правовым содержанием. Появление дхармашастр  связано с социально-классовым  расслоением. Первое упоминание о законах  Ману относится к 9-му веку до н.э. Современным  исследователям законы Ману известны лишь в списках 3-го века до н.э.

     На  первый план в законах Ману выступает  сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры + неприкасаемые).

     Законы  Ману состоят из 12 глав, в которых  содержится 2685 стихов (стих на санскрите - шлока). Полное название - Manavadharmasastra (sastra - откровение; dharma - разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр.).

    • I глава описывает представления о происхождении Вселенной, сословий (варн) человеческого общества;
    • II — правила жизни в период обучения;
    • III-IV — правила жизни семьянина-домохозяина;
    • V — некоторые религиозные нормы;
    • VI — правила жизни отшельника;
    • VII — наставления об обязанностях царя и управлении государством;
    • VIII — наставления о судопроизводстве и юридической практике;
    • IX-X посвящены семейным отношениям, наказаниям за различные преступления, обязанностям членов варн;
    • XI — предписания о покаяниях и обетах во искупление совершённых грехов;
    • XII — описание посмертных воздаяний за дурные дела в настоящей жизни.

     Законы  Ману - это памятник сакрального  права. Часто данный памятник именуется  “Откровения царевича Ману”. Из такого названия очевидно прослеживается глубинная  связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества.

     В соответствии с Законами Ману существуют следующие способы возникновения  права собственности:

      • наследование;
      • получение в виде дара или находка;
      • покупка;
      • завоевание;
      • ростовщичество;
      • исполнение работы;
      • получение милостыни;
      • давность владения (10 лет).

     Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности  ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя  обнаруживалась украденная вещь, она  возвращалась прежнему собственнику. Уже в период создания Законов  Ману в Индии понимали разницу  между собственностью и владением  и уделяли значительное внимание охране частной собственности, в  первую очередь собственности на землю. Земли подразделялись на земли  царские, общинные и частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь  как наиболее значительное.

     В Законах Ману рассматриваются и  обязательственные отношения. В  основном в Законах говорится  об обязательствах из договоров. Рассматриваются  следующие виды договоров:

    • договор займа;
    • договор найма рабочей силы;
    • договор аренды земли;
    • договор купли-продажи;
    • договор дарения.

     Наиболее  подробно описывается договор займа. Закон устанавливает нерушимость  и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга  в срок, он обязан был его отработать. Допускалось получение долга  с помощью силы, хитрости, принуждения. В случае смерти должника долг мог  перейти на сына и других родственников  умершего.

     Вследствие  применения труда свободных наемных  работников (карма-каров) Законы Ману уделяют  большое внимание договору найма  рабочей силы. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а виновному  не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалованье.

     Договор аренды земли получил развитие в  Древней Индии ввиду проникновения  в общину процесса имущественной  дифференциации - землю были вынуждены  арендовать разорившиеся общинники, которые  лишались ее.

     Договор купли-продажи в соответствии с  Законами Ману должен был совершаться  в присутствии свидетелей и считался действительным лишь в этом случае. В качестве продавца мог выступать  только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар  плохого качества, недостаточный  по весу. Сделку можно было расторгнуть  без каких-либо уважительных причин, но не позднее чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи.

     В Законах Ману рассматриваются также  обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения  такого обязательства указывались  порча имущества, вред, причиненный  движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный  ущерб и уплатить штраф царю.

     В Древней Индии брак представлял  собой имущественную сделку, в  результате которой муж покупал  себе жену и она становилась его  собственностью.

     Главой  семьи был муж. Законы Ману требовали  от жены почитать своего мужа как бога, даже если он "лишен добродетели". Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей - в детстве  ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию  вплоть до смертной казни.

     В соответствии с варновым устройством  жена должна была принадлежать той  же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более  низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось.

     Будучи  главой семьи, отец управлял всем ее достоянием, хотя все имущество семьи считалось  общим.

     Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество  после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у  старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших  братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для  приданого по одной четверти своей  доли.

     Законам Ману известны следующие понятия  уголовного права:

    • формы вины;
    • рецидив;
    • соучастие;
    • тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне.

     Это указывает на довольно высокий уровень  развития. О существовании в то время пережитков старины свидетельствует сохранение следующих понятий:

    • принцип талиона ("мера за меру");
    • ордалии (суд богов);
    • принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

     Виды  преступлений, называемых Законами Ману:

    • государственные преступления;
    • преступления против собственности;
    • преступления против личности;
    • преступления, посягающие на семейные отношения.

     На  первом месте стоят государственные - служба врагам царя, поломка городской  стены, городских ворот.

     Законы  Ману подробно описывают преступления против собственности и против личности.

     Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества, от грабежа, совершаемого в присутствии  потерпевшего и с насилием к нему, был ли застигнут, вор на месте  преступления или нет, совершена  кража днем или ночью. Наказывались также укрывательство вора и недонесение  о виденной краже.

     К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману относили и убийство, и  телесные повреждения. Насильника считали  худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой.

     Законы  Ману знают также понятие необходимой  обороны, убийство, совершенное при  защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.

     Преступлениями, посягающими на семейные отношения, Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины. Существовало множество  видов наказаний, в том числе:

      • смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.);
      • для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;
      • членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);
      • штрафы;
      • изгнание;
      • тюремное заключение.

     Различия  в ведении процессов по уголовным  и гражданским делам не было, а  сам процесс носил состязательный характер. Для рассмотрения исков  Законы Ману называют восемнадцать поводов, в том числе неуплату долга, заклад, продажу чужого, нарушение соглашения.

     Верховный суд вершил царь с брахманами. Отделения  суда от администрации не существовало. Дела рассматривались, следуя порядку  варн. Законы детально регламентируют использование свидетельских показаний, которые служили основным источником доказательств. Ценность показаний  соответствовала принадлежности свидетеля  к определенной варне. В качестве свидетеля не могли выступать  заинтересованные лица и женщины.

     При отсутствии свидетелей в качестве доказательств  применялись ордалии различных  видов: испытание огнем, весами, водой  и т. п.

 

     

  1. Охарактеризуйте реформы Генриха  II (Англия).

     Укрепление  прерогатив короны, бюрократизация и  профессионализация государственного аппарата, позволившие сделать централизацию  в Англии необратимой, связаны в  основном с мероприятиями Генриха II (1154-1189). Реформы Генриха II, которые  способствовали созданию общегосударственной  бюрократической системы управления и суда, не связанных с сеньориальными правами короны, можно условно  свести к трем главным направлениям:

     1) приведение в систему и придание  более четкой структуры королевской  юстиции (усовершенствование форм  процесса, создание конкурирующей  с традиционными и средневековыми  судами системы королевского  разъездного правосудия и постоянно  действующих центральных судов);

     2) реформирование армии на основе  сочетания принципов ополченческой  системы и наемничества;

     3) установление новых видов налогового  обложения населения.

     В правление короля Генриха II проведены три реформы:

    1. судебная
    2. военная
    3. административная
  1. Судебная реформа проводилась правительством Генриха II постепенно, путем изъятия отдельных исков из сеньориальных судов и передачи их суду королевской курии.  Королем в разное время были изданы ассизы (иск, а также распоряжение о расследовании иска):

Информация о работе Законы Ману. Реформы Генриха II (Англия). Государственное устройство Беларуси в составе Российской империи