Взаимодействие государства и религии в древневосточном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:11, реферат

Описание работы

Понятие Восток в исторической науке используется не столько как географическое, сколько как историко-культурное, цивилизационное. Здесь впервые в истории развития человеческого общества сложились те социальные и политические институты, государство, право, мировые религии, которые и породили со времени возникновения античных государств (Древней Греции и Рима) в 1 тысячелетии до н.э. дихотомию Восток - Запад.

Работа содержит 1 файл

Взаимодействие государства и религии в древневосточном обществе.docx

— 15.39 Кб (Скачать)

Взаимодействие государства  и религии в древневосточном обществе 

Введение.

Древний Восток - это средняя часть великой цепи пустынь, прорезывающих весь Старый свет от Тихого океана до Атлантического и прерываемых только оазисами, сделавшимися жилищами первобытного человечества и колыбелями культуры.

Понятие Восток в  исторической науке используется не столько как географическое, сколько  как историко-культурное, цивилизационное. Здесь впервые в истории развития человеческого общества сложились те социальные и политические институты, государство, право, мировые религии, которые и породили со времени возникновения античных государств (Древней Греции и Рима) в 1 тысячелетии до н.э. дихотомию Восток - Запад.

Говоря об общих  элементах правовых систем стран  Древнего Востока, нельзя не видеть и  специфических черт их правовых принципов, институтов и норм, связанных с  особенностями духовной культуры, религии, той или иной системы ценностей. 
 

Часть 1. Общие черты  стран Древнего Востока.

Основным источником права древневосточных государств на протяжении веков оставались обычаи, которые, являясь продуктом общинного  творчества, в течение длительного  времени не записывались, а сохранялись  в устной традиции и памяти соплеменников. Ссылки на древних мудрецов, обладающих священным авторитетом, хранителей обычаев, можно найти почти во всех памятниках древневосточного права, в чем сказался его традиционный характер. Нормы права опирались  на установившиеся образцы поведения, сложившиеся в прошлом, ориентировались  на них. Обычай, наполняемый новым  социальным содержанием, санкционированный  государством, оставался главным  источником права и тогда, когда  появились письменные судебники, брахманские  компиляции и пр.

Вместе с государством в древневосточных обществах  складывалось и право, которое в  странах Древнего Востока имело  ряд общих черт. В частности, оно  открыто закрепляло социальное неравенство, что проявлялось прежде всего в приниженном положении рабов. Вне зависимости от того, мог ли раб иметь семью или владеть в интересах хозяина тем или иным имуществом, на Востоке он выступал в качестве вещи и таковой рассматривался действующим правом. Древневосточное законодательство закрепляло также сословное неравенство свободных. Оно в той или иной форме присутствовало во всех древневосточных правовых системах.

Общие традиционные черты древневосточного права определялись в значительной мере длительным существованием в странах Древнего Востока таких  социальных форм, как община, большая  патриархальная семья. Во всех нормах древневосточного брачно-семейного  и наследственного права прослеживаются, например, такие традиционные черты, как подчиненное, приниженное положение  женщин, детей в патриархальной семье, неравенство наследственных прав женщин с мужчинами и пр. 
 

Часть 2. Специфические  черты некоторых древневосточных  обществ.

Общие закономерности развития древневосточных многоукладных  обществ не могут перечеркнуть конкретных особенностей каждого из них, связанных  как с доминирующим положением того или иного уклада и различными формами их взаимодействия, так и  с особенностями их социальных и  политических институтов, со специфическими чертами их культурно-цивилизационного развития, особенностями быта, миропонимания людей, их способов религиозной ориентации.

В Древнем Вавилоне, например, крупное царско-храмовое хозяйство сосуществовало с относительно обособленным общинно-частным хозяйством, основой которого был труд свободных общинников-крестьян, уплачивающих ренту-налог государству. В царско-храмовых хозяйствах использовался труд рабов и лиц, находящихся в той или иной степени зависимости, ряды которых пополнялись за счет свободных земледельцев, потерявших свой общинный участок. Наличие сильного царско-храмового хозяйства с относительно развитым ремеслом, широко ведущего торговые операции с помощью купцов-тамкаров, ослабляло налоговую эксплуатацию общинников-крестьян.

В Древнем Египте общинно-частный сектор еще во II тысячелетии до н.э. был поглощен основанным на рабской и полурабской эксплуатации царско-храмовым хозяйством.  В этой стране "поголовного рабства", в условиях насилия административно-командного царского аппарата, с его гипертрофированными контрольно-регулирующими функциями, не было создано условий даже для общих представлений о правоспособности, правовом статусе личности.

В Древнем Китае  рано сложилась система эксплуатации управленческой знатью общинников-крестьян путем взимания ренты-налога, вначале  в форме на общественных полях, а  затем путем присвоения правящей верхушкой части урожая с крестьянского  надела. В древнем конфуцианском  Китае и религия, и право изначально отвергали идею равенства людей, исходили из признания различий между  членами китайского общества в зависимости  от пола, возраста, места в системе  родственных отношений и социальной иерархии. Здесь исключалось создание предпосылок не только для развития гражданского общества, частной собственности, субъективных прав и свобод, но и  частного права как такового. Китайское  традиционное право - это прежде всего уголовное право, включающее нормы брачно-семейного, гражданского права, нарушение которых влекло за собой уголовное наказание.

В отличие от Китая, где теология как таковая не играла существенной роли (конфуцианство лишь условно можно назвать религией, это скорее этико-политическое учение), индийская цивилизация имеет  ярко выраженный религиозный характер. Все стороны жизни в древнеиндийском  обществе регулировались строжайше  разработанными этико-кастовыми нормами, традиционными правилами поведения, различными для разных социальных групп  и ашрам (стадия жизни человека), выполнение которых приносило религиозную заслугу, нарушение же вело к религиозной и социальной деградации. В древнеиндийском обществе особую ценность в связи с этим имел ученый брахман, выполняющий функции воспитания людей в духе неукоснительного следования дхарме, правилам поведения религиозного индуса, кастовым нормам и ритуалу. Этим во многом объясняется как специфика источников права в Древней Индии, среди которых особое место занимали брахманские поучительные произведения - дхармашастры, так и другие особенности традиционного права индусов, пережившего века. 
 

Заключение.

В древневосточных цивилизациях в религиозном массовом сознании существовало особое мистическое отношение к власти, царственности, правителю. Признание высшего, божественного авторитета, органически вытекающего из сущего миропорядка, а следовательно, и неограниченных деспотических полномочий правителя, было основополагающим элементом восточной духовной культуры, религиозной идеологии, определяющим в значительной мере различные стороны жизнедеятельности древневосточных обществ.

Право Древнего Востока  неразрывно связано с религией и  религиозной моралью. Правовая норма  здесь, за редким исключением, имела  религиозное обоснование. Правонарушение - это одновременное нарушение  нормы религии и морали.

Информация о работе Взаимодействие государства и религии в древневосточном обществе