Возникновение и развитие права

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:14, реферат

Описание работы

Современные подходы к правопониманию: естественно-правовой, нормативный, социологический.
Нормативный подход к праву как средству поддержания законности и стабильности.
Правообразование. Объективное и субъективное в праве

Работа содержит 1 файл

ТГП.docx

— 64.91 Кб (Скачать)

1) ВОЗНИКНОВЕНИЕ  И РАЗВИТИЕ ПРАВА.

 
В родовой общине или в племени  действовали правила поведения  или так  
называемые социальные нормы. Это были нормы обычаев, нормы обычного права,  
которые регулировали труд, охоту, рыбную ловлю, боевые действия, быт и семейные  
отношения. Многие из обычаев являлись одновременно и нормами морали, религии,  
которые регулировали обрядовые отношения.  
Особенностью норм поведения в родовой общине было то, что нормы поведения  
выражали интересы всех членов рода. У членов рода не было четкого разграничения  
прав и обязанностей. Исполнение норм поведения обеспечивалось привычкой,  
естественной потребностью соблюдать укоренившиеся правила, а также при  
необходимости обеспечивалось общественным мнением родовой общины или  
племени.  
В процессе перехода от первобытности к государственной организации общества  
возникает право. Источниками права являются:  
1. санкционированные государством первобытные обычаи, превращенные в нормы  
права и охраняемые государством от нарушений;  
2. юридический прецедент, которому государство придает юридически обязательную  
силу для аналогичных дел;  
3. издание государством нормативных актов, содержащих нормы права.  

2 ) Современные подходы к правопониманию: естественно-правовой, нормативный, социологический

Право-сложное и многозначное явление, затрагивающее интересы все  участников общественных отношений. Многообразие подходов к определению и пониманию  права обусловлена различными национальными и религиозными традициями, философскими и идеологическими воззрениями, психологическими особенностями.

 
Нормативный подход.  
Нормативный подход наиболее ярко выражен в теории юридического позитивизма и теории нормативизма. Нормативное понимание права основано на представлении, что “право - это система общеобязательных, формально определенных норм, которые выражают и призваны обеспечить классово определенную свободу поведения в её единстве с ответственностью и сообразно этому выступают в качестве государственно-властного критерия правомерного и неправомерного поведения”.  
Из этого определения можно выделить ряд следующих признаков:  
1. Право - это совокупность норм установленных или санкционированных государством.  
2. Правовые нормы отличаются от других социальных норм, а) формальной определенностью, так как право это нормы изложенные в законах и др. нормативных актах.  
3. Государство выступает гарантом соблюдения законности, посредством поощрительных мер воздействия, а также посредством карательных и право - восстановительных санкций.  
4. Правовые нормы воздействуют на поведение людей непосредственно или через правовые отношения, образующиеся между физическими и (или) юридическими лицами.  
К позитивной черте нормативного подхода следует отнести то, что лишь при таком понимании права могут быть обеспеченны законность, господство права, восходящее к его официальному установлению и единообразному пониманию.  

(естественно-правовой, ценностный) подход.  
Согласно ему, право - не тексты законов, а содержащаяся в общественном сознании система понятий об общеобязательных нормах, правах, обязанностях запретах, условиях их возникновения и реализации, порядке и формах защиты.  
При этом, они приводят в пример существование целые эпох и государств, где существование права обходились без законов и без текстов; при системе прецедентов источником права было профессиональное правосознание, обычное право опиралось на массовое правовое сознание.  
В современном обществе отдельные слова вообще не воспринимаются практикой либо меняются по смыслу. Все противоречия между условными терминами законодательства и их реальным значением снимаются в процессе общественной практики, вырабатывающей единообразное понимание терминов. Важно и то, что в общественном сознании реальным содержанием наполняются те термины, которые непонятны и практически неосуществимы, без учета норм и критериев общественной морали. Такие термины (клевета, хулиганство, исключительный цинизм) конкретизируются и делаются общезначимыми при помощи так называемых «оценочных понятий». При этом тексты закона не только оцениваются общественным сознанием с позиций здравого смысла, но и сопоставляются с понятиями справедливости и гуманизма. Именно в общественном сознании содержаться не всегда зафиксированные в текстах законов ценности, представления о правах и свободах человека.

 
Социологический (функциональный) подход.  
Социологический подход представлен социологической теорией. Данный подход аргументируется и характеризуется следующим: ”… коль скоро правопорядок все же является фактом, значит - существует и право, но не в виде слов закона и не только как правовые знания и представления (они слишком разнообразны и недостаточно действенны), а как порядок общественных отношений в действиях и поведениях людей.”  
Государственная воля, воплощенная в правовых нормах, на этой ступени материализуется в общественных отношениях, придавая им правовую форму. Право в действии есть его реализация, проявляющаяся в правовом поведении. Урегулированность, законность, правопорядок обеспечиваемые в обществе, - необходимые элементы правопонимания. В самом деле: действие права осуществляется путем исполнения (соблюдения, использования, применения) правовых норм. При этом в указанную деятельность вовлекаются правоприменительные органы, образуются правоотношения, на нее оказывает свое влияние правосознание людей. Иными словами, функционирует сложный механизм правовой системы, отнюдь не сводящийся к юридическим нормам. А это в свою очередь означает, что говоря о праве и его понимании, мы не можем игнорировать тех составных частей механизма, которые нормами права не являются, но без которых нормы действовать не в состоянии.”

3) Нормативный подход к праву как средству поддержания законности и стабильности

Нормативное понимание права  самое пригодное для отражения  его инструментальной роли. Определение  права как совокупности охраняемых государством норм позволяет гражданам  и другим исполнителям правовых предписаний  знакомиться с содержанием последних  по тексту нормативных актов и  соответственно сознательно избирать вариант своего поведения. Уже по одной этой причине нельзя отвергать  данный подход. Нельзя связывать его  с одними именами (например, именем Вышинского), забывая о других, или  с одним временем (например, временем культа личности), не принимая во внимание позитивную роль нормативистских воззрений и нормативистской практики.

В наибольшей степени нормативистская теория права разработана Г. Кельзеном. У него право поставлено в такую связь с государством, что последнее само рассматривается как персонифицированный правопорядок. Право в названной теории представляет собой иерархическую (ступенчатую) систему норм, представляемую в виде лестницы (пирамиды), где каждая верхняя ступенька обусловливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей подчиняется.

И если верхней ступенькой являются конституционные нормы, а далее соответственно идут нормы обыкновенного закона, нормы правительственного акта, нормы инструкций министерств и ведомств, вплоть до индивидуальных актов, то принцип соответствия одной нормы другой как раз и означает утверждение строгого режима законности.

Кельзен ранее подвергался безоговорочной критике. Сегодня мы понимаем, что критика эта была в большей степени обусловлена идеологическими факторами. Кельзен, например, на задавался вопросом о классовой сущности права, отвергал изучение права в аспекте экономики и политики, не входил в решение вопроса, откуда берется исходная норма права (изучение права из самого права), так называемая основная норма, стоящая над конституцией и нормами международного права.

Но для практического  юриста это действительно второстепенные вопросы! Он отдавал первенство норме  международного права перед нормой внутреннего. Теперь большинство государств вынуждено признать необходимость  соотносить свое законодательство и  юридическую практику с актами о  правах, международными соглашениями, резолюциями ООН и т.д.

Правом признается государственная  воля, выраженная в обязательном нормативном  акте, обеспеченном принудительной силой  государства.

Чистый практик нормативного толка в решении конкретного  дела не задумывается о классовой  окраске государственной воли. Это  может быть воля всего народа или  отдельной его части, воля большинства  или меньшинства, прогрессивных  или консервативных слоев общества. Государственную волю могут сформировать и единственно интересы правящей элиты, расходящиеся с интересами страны и даже государства в целом.

Во взгляде на действительность и решение дела через юридические  очки, через призму принятых государством нормативных актов – содержание нормативного подхода к праву (одновременно положительное и отрицательное). Вначале о положительном.

1. Нормативный подход  больше, чем какой-либо другой, подчеркивает  определяющее свойство права  – его нормативность. Иметь  в виде руководства общее правило  – это благо, особенно если  оно всеобщее и устойчивое.

2. Нормативность в данном  подходе органически связана  с формальной определенностью  права, что существенно облегчает  возможность руководствоваться  правовыми требованиями.

3. Фиксированность средств  государственного принуждения в  случаях нарушения права.

4. Противостояние режиму  произвола и беззаконию.

5. Косвенная ориентация  на необходимость возведения  в закон надлежащей (справедливой, моральной, прогрессивной и т.п.) воли.

6. Ориентация на подзаконное  нормативное регулирование общественных  отношений в ходе юридической  практики.

7. Признание широких возможностей  государства влиять на общественное  развитие.

Последний пункт в качестве положительного обстоятельства не бесспорен. И если приводить его здесь, то надо иметь в виду то государство, которое выражает интересы общества, служит им, ориентируясь на такие ценности, как справедливость, свобода, гуманность. Нормативное понимание права  хорошо служит в те исторические периоды, которые отличаются стабильностью. Оно не вызывает нареканий с точки зрения практики, если законодательство обновилось, если при этом соблюдены все демократические процедуры, если в нормах отразились передовые настроения широких масс.

Отрицательное в нормативном подходе проявляется в игнорировании содержательной стороны права: положения и степени свободы адресатов правовых норм, субъективных прав личности, моральности юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития. Сам по себе нормативный подход к праву был бы неплох. Уязвимым его делает, как это ни парадоксально, государство. В силу разных причин в определенных обстоятельствах оно удовлетворяется устаревшими нормами или, хуже того, издает акты, идущие вразрез с жизнью, принимает нормы, работающие на консервативные силы.

4 ) Правообразование. Объективное и субъективное в праве 

 

 

Проблема генезиса (происхождения) права или правообразования позволяет уяснить сущность, содержание права и выводит на понимание качества законов, от которого зависит состояние законности и правопорядка в обществе.

Как уже отмечалось ранее, право, как и государство, возникает  из необходимости управления социальными  процессами, упорядочения межличностных отношений в связи с усложнением и совершенствованием в конечном счете общественного производства. Право всегда социально обусловлено. Принято выделять три основных вида такой обусловленности:

- юридическая форма придается уже сложившимся общественным отношениям, содержание которых составляют взаимные права и обязанности сторон, т.е. реально возникшие правоотношения, что имеет место, прежде всего, в экономической сфере;

- на основе познания  тенденций общественного развития  государство может закрепить в законе еще полностью не сложившиеся отношения, активно способствуя их утверждению в общественной практике;

- непосредственной основой  возникновения права может служить также юридическая практика.

Так, в современной России в течение нескольких лет биржевая деятельность не была урегулирована  специальным законом, но осуществлялась, и даже успешно.

 

В узком инструментальном понимании право разделяют еще  на право в объективном смысле (объективное право) и право в субъективном смысле (субъективное право).  
Чтобы понять, что такое субъективное право, отметим, что каждый человек имеет свои внутренние (субъективные) представления о правилах поведения. Субъективное право – это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективны конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т. п.), в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания. Если же все люди начнут действовать только по своим внутренним правилам, не вырабатывая общих подходов, то невозможно было бы построить какое-либо коллективную деятельность (производство, дорожное движение, учебный процесс). Возникает необходимость в правилах общих для всех, чтобы избежать беспорядка и произвола. Такие, общие для всех правила и являются объективным правом.

Довольно часто  право в объективном смысле отождествляют  с законом, что дает наглядное  представление о праве, но не является точным. Более полно представляется объективное право, если к нему относят также законодательство, юридические обычаи, юридические прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.  
В целом, право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих интересы общества, социальных групп и т.п. На их основе возникают и устанавливаются правоотношения между разными субъектами. Государство поддерживает регулирование этих общественных отношений.

Информация о работе Возникновение и развитие права