Виды контроля за органами и должностными лицами местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:40, реферат

Описание работы

Задачи, решаемые в данной работе:
1. рассмотреть понятие контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления,
2. охарактеризовать виды данного контроля.
Для написания работы использовалась специальная литература и нормативно-правовые акты.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие контроля за органами и должностными лицами местного самоуправления 5
2. Виды контроля за органами и должностными лицами местного самоуправления 7
2.1. Государственный контроль 7
2.2. Обжалование действий и решений, нарушающих права и свободы граждан 11
2.3. Прокурорский надзор 16
2.4. Государственная регистрация уставов муниципальных образований 21
2.5. Судебный контроль 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа содержит 1 файл

Контроль за деятельностью органов местного самоуправления.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

     Данное  положение закона не подлежит ни узкому, ни расширительному толкованию. Если не был отменен нормативный правовой акт либо отдельное его положение, которые не повлекли нарушения (умаления) прав и свобод человека и гражданина или наступления иного вреда, то в этом случае представительный орган местного самоуправления не может быть распущен, а полномочия главы муниципального образования не могут быть досрочно прекращены путем отрешения его от должности.

     Статьей 49 Федерального закона от 28 августа 1995 г. предусматривается определенное реагирование со стороны законодательного (представительного) органа государственной власти, высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации), когда представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования не отменили нормативный правовой акт или отдельные его положения в соответствии с решением суда, вступившим в силу. В этом случае законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации по собственной инициативе или после обращения высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) письменно предупреждает представительный орган местного самоуправления, а высшее должностное лицо субъекта Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) письменно предупреждает главу муниципального образования о возможности принятия мер в соответствии с федеральным законом. Если они в течение месяца со дня вынесения (объявления) письменного предупреждения не приняли мер по исполнению решения суда, то представительный орган местного самоуправления может быть распущен, а глава муниципального образования отрешен от должности не позднее шести месяцев со дня вступления в силу соответствующего решения суда. По истечении же этого срока такие действия не могут быть осуществлены.

     Установлен  дифференцированный подход к роспуску представительного органа местного самоуправления и отрешению от должности  главы муниципального образования.

     Представительный  орган местного самоуправления в  установленном федеральным законом  порядке распускается законом субъекта Федерации либо федеральным законом, а глава муниципального образования  отрешается от должности указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации), за исключением глав муниципальных образований - столиц и административных центров субъектов Федерации, либо указом Президента РФ.

     Такая процедура, на мой взгляд, является обоснованной и установлена законодателем в силу ряда причин.

     Во-первых, роспуск представительного органа местного самоуправления является серьезным  политическим шагом, крайней мерой, затрагивающей интересы населения, политических партий и хозяйствующих субъектов. Ведь выборный орган местного самоуправления представляет интересы населения и принимает от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

     Во-вторых, решение данного вопроса сопровождается назначением новых выборов, что связано с финансовыми и материальными затратами; при этом население ставится перед фактом, что ранее избранные депутаты не оправдали оказанного им доверия, их деятельность не соответствует требованиям законодательства, в связи с чем уполномоченный государственный орган вынужден пойти на принятие такого решения.

     В-третьих, законодательный (представительный) орган  субъекта Федерации как коллективный орган, представляющий интересы всего  населения, может в большей степени  проявить объективность при разрешении данного вопроса и всесторонне подойти к его рассмотрению, а личные отношения либо предвзятость со стороны исполнительных органов власти не будет приниматься во внимание.

     Главы муниципальных образований столиц и административных центров субъектов Федерации нередко выступают в качестве оппонентов по отношению к губернаторам, проявляют порой, с точки зрения последних, чрезмерную самостоятельность, не всегда выполняют требования "высокого начальства". К тому же эти главы муниципальных образований, как показывает практика, нередко претендуют и на губернаторское кресло. Поэтому взаимоотношения данной категории глав муниципальных образований с губернаторами не всегда бывают безоблачными, что в ряде случаев может привести (и приводит) к сведению личных счетов. Чтобы избежать подобных ситуаций, Законом предусмотрено отрешение от должности глав муниципальных образований - столиц и административных центров субъектов Федерации - только указом Президента РФ.

     Пунктом 4 ст. 49 Федерального закона от 28 августа 1995 г. предусмотрено, что Президент РФ в соответствии с п. 3 данной статьи вправе внести в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске представительного органа местного самоуправления в том случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда этим органом не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения, а законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации не приняты предусмотренные законом меры. Если в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда главой муниципального образования не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения, а высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) не приняты соответствующие меры, то Президент РФ вправе отрешить главу муниципального образования от должности, издав соответствующий указ. Подобные действия являются вынужденной мерой, на которую идут органы государственной власти, чтобы обеспечить соблюдение Конституции РФ, законов, сохранить единое правовое пространство, исключить возможный произвол, нарушение прав и свобод человека и гражданина. Конечно, такой механизм ответственности следует признать довольно сложным, но вряд ли в настоящее время нужно его упрощать.

     Одновременно  с роспуском представительного  органа местного самоуправления законом  субъекта Федерации (либо федеральным  законом) назначаются новые выборы.

     Отрешение главы муниципального образования  от должности и одновременное назначение новых выборов (если он избирался населением муниципального образования) осуществляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо указом Президента РФ.

     Если  глава муниципального образования  избирался представительным органом  местного самоуправления, этот орган  должен принять решение об избрании нового главы.

     Необходимо  отметить, что предложение об отрешении Президентом РФ главы муниципального образования от должности могут быть внесены законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации, высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации), Правительством РФ, Генеральным прокурором РФ.

     Роспуск представительного органа местного самоуправления, досрочное прекращение  полномочий главы муниципального образования  путем отрешения его от должности может нарушить права и законные интересы граждан. Если это произошло, есть возможность подать жалобу в суд на уровне субъекта Федерации (краевой, областной и т.д.) либо в Верховный Суд РФ в течение 10 дней со дня официального опубликования закона, указа (постановления). Суды должны рассмотреть жалобу и принять решение не позднее 10 дней со дня ее подачи.

     Нормативные правовые акты представительных органов  местного самоуправления и глав муниципальных  образований могут быть признаны противоречащими законодательству до вступления в силу Федерального закона от 4 августа 2000 г., т.е. до 8 августа 2000 г. Данные акты должны быть приведены в соответствие с действующим законодательством в течение шести месяцев со дня официального опубликования указанного Федерального закона - 8 августа 2000 г. Если этого не произойдет, представительный орган местного самоуправления и главы муниципального образования несут ответственность согласно Федеральному закону от 4 августа 2000 г. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В заключении можно сделать следующие выводы:

     Европейская хартия местного самоуправления провозгласила  принцип, согласно которому любой административный контроль за органами местного самоуправления должен ограничиваться мерами, достаточными для обеспечения законности и  соблюдения конституционных норм в их деятельности (ст. 8).

     Вопросы организации контроля и надзора  за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц  местного самоуправления приобретают  особую значимость в настоящий период, когда идет становление новой  системы местного самоуправления.

     Уполномоченные  органы государственной власти осуществляют контроль за соблюдением органами, должностными лицами местного самоуправления федерального, регионального законодательства, уставов муниципальных образований, в том числе в части осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

     Анализ  показывает, что в основе мотивации  принимаемых незаконных решений  в сфере местного самоуправления можно выделить две группы факторов: субъективного и объективного порядка. К первой относится недостаточная юридическая осведомленность субъектов правотворческой деятельности муниципального уровня. Ко второй группе относятся факторы, связанные с противоречиями и проблемами правовой базы Российской Федерации, что неизбежно подпитывает негативные тенденции, объективно подталкивает муниципальные образования к созданию "собственной" муниципальной системы законодательства, порой противоречащей Конституции РФ и федеральным законам. К объективным причинам допускаемых нарушений закона следует отнести и тот факт, что реальная жизнь муниципальных образований, отсутствие необходимой финансово-экономической базы заставляет руководителей и депутатов местного самоуправления изыскивать, порой любыми способами, дополнительные средства для решения задач и удовлетворения нужд населения.

     Тем не менее вышеназванные обстоятельства не снимают ответственность с  органов и должностных лиц  местного самоуправления за соблюдение законодательства. Федеральный законодатель установил, что органы прокуратуры и другие уполномоченные законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

     На  наш взгляд, прокурорский надзор, как  одна из форм государственного контроля, в наибольшей степени способен гарантировать  соблюдение конституционных принципов  самостоятельности и законной деятельности местного самоуправления, защиту его от необоснованного ущемления.

     Для усиления контроля за деятельностью  глав муниципальных образований  и повышения их ответственности  за правильное решение вопросов местного значения целесообразно предусмотреть дисциплинарную ответственность выборных должностных лиц, возможность их отрешения от должности за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей, установить особенности регулирования труда этой категории должностных лиц.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

      
  1. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 97-ФЗ "О государственной  регистрации уставов муниципальных  образований" // Российская газета. 2005. 26 июля.
  2. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 (ред. от 04.11.2005) "О прокуратуре Российской Федерации". М., 2006.
  3. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2006. N 19. Ст. 2060.
  4. Федеральный закон N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. (в ред. от 16 октября 2006 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
  5. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 (в ред. от 14 декабря 1995 г.) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" // Российская газета. 1993. 12 мая.
  6. Беркович Е., Абрамов Д. Предъявление прокурором заявлений в суд о признании противоречащими закону правовых актов органов местного самоуправления. Комментарий судебной практики // Законность. 2002. N 8.
  7. Гриценко Е.В. Координация и контроль в системе взаимоотношений органов регионального и муниципального управления в Российской Федерации // Муниципальное право. 1999. N 4.
  8. Гусенбеков И.И. Некоторые аспекты взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2006. N 6.
  9. Демин В. Судебный контроль за законностью актов органов местного самоуправления // Российская юстиция, № 6, 2001.
  10. Игнатюк Н.А., Замотаев А.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебник для вузов. М., 2005.
  11. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: учебное пособие. М.: ЗАО Юстицинформ, 2007.
  12. Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (постатейный) / Под ред. В.И. Шкатуллы. М., 2005.
  13. Контарев М. Об обеспечении единства правового пространства России и задачах территориальных органов Министерства юстиции в 2005 году // Вопросы местного самоуправления. 2005. N 4.
  14. Куденеев С.В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина на муниципальном уровне // Закон: Интернет-журнал юристов Приморья. По материалам сайта: www.nadzor.pk.ru.
  15. Сизов В. Прокурорский надзор за законностью правовых актов органов местного самоуправления // Законность. 2006. N 6.
  16. Ушаков А.В. Юридические гарантии права на публичные мероприятия // Академический юридический журнал. 2006. N 2.
  17. Шугрина Е.С  Контроль за органами местного самоуправления и их должностными лицами // Конституционное и муниципальное право, 2007, № 6.
  18. Шугрина Е.С. Муниципальное право РФ. М., 2007.

Информация о работе Виды контроля за органами и должностными лицами местного самоуправления