Виды форм государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 11:15, реферат

Описание работы

Государство – это сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. Вопрос о форме государственного устройства имеет важное практическое и теоретическое значение, особенно на современном этапе. С практической точки зрения важно определиться с формами новых государственных объединений, поскольку это влияет не только на внутренне устройство, но и международное положение государств и государственных образований.

Содержание

Введение
1.Виды форм государственного устройства
2.Унитарное и федеративное государство: отличие и сходство
3.Проблемы и решения государственного устройства Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение

1.Виды  форм государственного устройства

2.Унитарное и федеративное государство: отличие и сходство

3.Проблемы  и решения государственного устройства  Российской Федерации

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Введение 

     Государство – это сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. Как не существует двух совершенно одинаковых людей, так не существует двух совершенно одинаковых государств. И в определении типа государства нам помогает такое понятие как форма государства. Понятие формы позволяет узнать, как устроено управление, кто правит, какова взаимосвязь между частями государства и целым государством, какие методы используются для осуществления власти. Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составных частей – формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима. Наиболее важными являются первые две составляющие, а третья носит очень субъективный характер, так как очень трудно объективно оценить, демократический режим в государстве или нет. Особенно это трудно сделать по отношению к другому государству, т.е. к тому, в котором ты не проживаешь, т.к. не знаешь исторических, культурных, религиозных и других особенностей народов, проживающих в этом государстве.

     Вопрос  о форме государственного устройства имеет важное практическое и теоретическое  значение, особенно на современном  этапе. С практической точки зрения важно определиться с формами  новых государственных объединений, поскольку это влияет не только на внутренне устройство, но и международное положение государств и государственных образований.

     В юридической литературе данный вопрос всегда рассматривался через призму формы государства вообще. В советской литературе долгое время проблеме формы государства уделялось недостаточное внимание, только в шестидесятые годы данная проблема стала анализироваться не только в учебной литературе, стали появляться специально посвященные ей работы в связи с заметно возрастающим интересом к проблеме государственных форм вообще, и социалистических форм государства в частности. Среди современных исследователей, занимающихся этой проблемой, хотелось бы отметить следующих: Чиркин В.Е., Умнова И.А., Тепс Д., Лысенко В.Н., Карапетян Л.М., Иванов В.В., Венгеров А.Б. и др. Кроме того этот вопрос освещается в учебных пособиях для студентов правовых вузов. Например, это учебники под редакцией Магницкой Е.В., Шкатуллы В.И., Марченко М.Н., Матузова Н.И., Пиколкина А.С. и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Виды форм государственного устройства 

     На  сегодняшний день выработаны только две бесспорные формы государственного устройства - унитарная и федеративная. Традиционно конфедерацию и иные формы объединения государств рассматривают  в рамках государственного устройства с оговоркой, что в этих случаях речь идет не об устройстве государства, а о территориальной организации союза государств. Однако в последнее время появилась тенденция к выделению из формы государственного устройства форм международных объединений государств.

     Наиболее  распространенной формой государственного устройства являются унитарные государства.

     1. Унитарное государство - единое, централизованное государство, составные части которого не обладают суверенностью и представляют собой административно-территориальные образования. Они выделяются для удобства управления, а чаще складываются исторически. Центральная власть формирует местную власть и передает ей часть полномочий (это необходимо, т. к. все вопросы невозможно решать в центре, без учета местной специфики).

     В унитарном государстве единая законодательная, исполнительная и судебная власть. Для него характерны наличие единого  законодательства и правовой системы, наличие единой системы налогообложения. В административно-территориальное образование назначается чиновник из центра, который отчитывается перед центральной властью (чаще - перед правительством). Кроме того, составные части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности.

     В демократических унитарных государствах развивается местное самоуправление.

     2.Федеративное  государство. В отличие от унитарной, федеративную форму государственного устройства называют "сложной", поскольку федерация представляет собой союзное государство, части которого обладают признаками государственности. Как отмечается в литературе, федеративное государственное устройство является уникальным, так как, во-первых, оно неоднородно, во-вторых, разнообразно. Это определяется многими факторами: различием национально-этническом составе населения, историческими процессами, географическим положением и др. Однако, не смотря на это можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций:

  • Для федеративного государства характерно наличие двух систем власти: федеральной и субъектов федерации.
  • Внешним отличительным признаком (и важнейшим) является наличие двух систем органов власти: органы власти федерации в целом и органы власти субъектов федерации.
  • В зависимости от страны возможны отличия в системе судебной власти.
  • В федерации существуют две системы законодательства - федерального и субъектов федерации.
  • Субъекты федерации могут иметь также внешние признаки суверенитета (герб, флаг).

     Важнейший вопрос любой федерации - распределение  полномочий между федерацией и её субъектами. Чаще федерация занимается обороной, иностранными делами, обеспечением безопасности, осуществляет денежное, валютное, таможенное регулирование.

     Распределение объема полномочий между федерацией и субъектами федерации зависит  от того, как складывается федерация:

     1 вариант. Независимые суверенные государства объединяются в федерацию и часть своих суверенных полномочий передают образуемому новому федеральному государству (это те полномочия, которые лучше осуществлять сообща). Примером такого способа образования федерации является США.

     2 вариант. Либо единое государство разделяется на части, либо мощное государство подчиняет себе иные окружающие его суверенные государства. В этом случае центральная власть передает образуемым субъектам федерации часть своих полномочий, - те, что по её мнению, субъекты могут осуществлять самостоятельно.

     При 1 варианте объем полномочий субъектов  федерации будет выше.

     Существует два вида федераций: национальная и территориальная. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Общенациональная государственная власть осуществляет лишь координацию интересов субъектов федерации, обеспечивая их наиболее оптимальную внутреннюю и внешнюю деятельность. Субъекты национальной федерации в сфере международных отношений могут устанавливать дипломатические отношения с любым государством мирового сообщества, заключать политические, экономические и другие договоры. Национальный признак придает федерации такие особенности, которые не могут быть присущи территориальному федеральному государственному устройству.

     Итак, можно выделить признаки как территориальной, так и национальной федераций.

     Территориальная:

  1. Государственные образования, составляющие данный вид федерации, не являются суверенными образованиями;
  2. Субъекты лишены конституцией права прямого представительства в международных отношениях;
  3. Установлен запрет одностороннего выхода из союза;
  4. Управление вооруженными силами осуществляется федеральными органами.

     Примером  территориальной федерации являются США, Мексика и Германия.

     Национальная:

  1. Субъекты – национально-государственные образования;
  2. Субъекты федерации объединяются согласно принципу добровольности;
  3. Гарантированность суверенитета больших и малых наций;
  4. Утверждения права на самоопределение.

     В настоящее время национальной федерацией является Индия.

     Ряд исследователей выделяет также смешанный  тип федеративного устройства, к  такому типу относится форма государственного устройства России. Применительно к российскому федерализму существует понятие «асимметричной» федерации, т.е. федерации, в которой правовой статус субъектов различается.

    

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          2. Унитарное и федеративное государство: отличие и сходство 
 

     Главное различие между обеими формами заключается в том, что при унитарной форме территория государства состоит из политико-административных или административных единиц, тогда как при федеративной форме высшие территориальные единицы представляют собой государствоподобные образования или даже государства - субъекты федерации. Слово "штат", входящее в официальное название ряда федеративных государств и обозначающее субъект федерации (США, Мексики, Бразилии и др.) означает, не что иное, как "государство". Соответственно для федеративной формы характерно конституционно установленное разграничение компетенции между федерацией в целом и ее субъектами, существование и границы которых обычно гарантированы конституцией, тогда как в унитарном государстве компетенция территориальных единиц, как и нередко само их существование и границы, устанавливаются текущими актами центральной власти. Можно сказать, что субъекты федерации всегда обладают государственной автономией.

     Этот критерий помогает и в случаях, когда различие между унитаризмом и федерализмом в конкретном государстве весьма невелико, как, например, в федеративных Венесуэле или Канаде, где штаты, не имеют конституций, а также в унитарных Испании или Италии, где высшие территориальные единицы также обладают государственной автономией. 
 
 
 
 
 
 

         

          3.Проблемы и решения государственного устройства Российской Федерации 
 

                                                 «И природа, и обстоятельства - все вело жизнь русского

         народа к самобытности  земель с тем,  чтобы между

         землями образовалась  и поддерживалась  неустанно

       связь. Так, Русь стремилась к федерации, и

       федерация была формою, в которую  она 

       начала  облекаться…»

       Н.И. Костомаров. 

     В становлении российского государства с древних времен прослеживаются две противоположные тенденции. Одна заключалась в стремлении отдельных княжеств и земель к саморазвитию, к сохранению самобытности и самостоятельности. Другая - к созданию и укреплению сильного централизованного государства. В так называемый удельный период небольшие самостоятельные славянские княжества были объединены по нынешним понятиям на конфликтных началах под верховным сюзеренитетом великого князя. Однако каждый удельный князь сохранял за собой всю полноту власти и практически мало зависел от Киевского престола. Непрочность этого союза обнаружилась при первом серьезном столкновении с вторгшимися на Русь татаро-монгольскими завоевателями...

     В плане политического устройства идея федерализма возникла в начале 19 века в связи с надеждами передовых представителей российского общества на серьезность либеральных намерений Александра I. Еще тогда член союза русских рыцарей граф М.А. Дмитриев-Мамонов предлагал проект разделения Российской империи на 13 крупных единиц.

     Представители Северного тайного общества декабристов также видели будущее России как правового государства, построенного по федеральному принципу. В обоих проектах конституции Н. Муравьева содержится подробный план федеративного устройства России...

Информация о работе Виды форм государственного устройства