Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 23:09, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".

Работа содержит 1 файл

Шпорі рус.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

Премьер-министр Украины  назначается Президентом Украины  по согласию более чем половины от конституционного состава Верховной  Рады, а персональный состав Кабинета Министров утверждается Президентом Украины по представлению Премьер-министра. Работой Кабинета Министров руководит Премьер-министр Украины.

Компетенция Кабинета Министров  Украины определенная Конституцией Украины, в соответствии с которой (ст. 116) он:

— обеспечивает государственный суверенитет и экономическую самостоятельность Украины;

— принимает меры относительно обеспечения прав и свобод граждан;

— обеспечивает проведения финансовой, ценовой, инвестиционной и  налоговой политики;

— разрабатывает и  осуществляет общегосударственные программы экономического, научно-технического, социального и культурного развития Украины;

— обеспечивает равные условия  развития всех форм собственности соответственно закону;

— разрабатывает проект закона о Государственном бюджете Украины;

— осуществляет мероприятия  по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности Украины;

— организовывает и обеспечивает осуществления внешнеэкономической  деятельности страны, таможенного дела;

— направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти;

— выполняет другие функции, определенные Конституцией и законами Украины, актами Президента;

— выдает постановления  и распоряжение, которое есть обязательными  для выполнения.

Кабинет Министров имеет  широчайшие исполнительные, управленческие полномочия из-за того, что Конституция Украины не ограничивает их "закрытым" перечнем. В решении всех вопросов общегосударственного характера, в частности путем принятия правовых актов (распорядительная деятельность), которые имеют подзаконный характер, Кабинетных Министров предоставлены конституционную презумпцию компетенции.

 

Государственное управление: понятия и сущностные черты. Государственное управление  и исполнительная власть.

Государственное управление - это совокупность всех видов деятельности государства, содержание которой состоит в выполнении правовых актов путем разных форм организующего влияния на общественные явления и процессы.

На это время  еще не сложилось постоянного  и общевыдающегося понятия государственного управления. Одни его трактуют с точки зрения сути, другие - форм, которых оно набирает и а которых функционирует. Чаще всего оно определяется путем отмежевания одних от других видов государственной деятельности - вся поз-законодательная и внесудовая деятельность государства и составляет содержание государственного управления. Такое определение не раскрывает настоящей сути государственного управления, его назначения. Из позиции административного права оно определяется как исполнительная и распорядительная деятельность государства, но это определение не раскрывает материальной сути управленческой деятельности, не исчерпывает іі содержания.           

более продуктивным есть подход с точки зрения реального содержания управления как специфического вида общественной деятельности, определения его характеристик и признаков, не ограничиваясь юридической формальной оценкой. Этот подход характерный для представителей загально - социологических научных направлений. Они определяют управления как систиматино осуществляемое целенаправленное влияние людей на общественную систему в целому ли на іі отдельные нивки на основании познания и использования присущий системе объективных закономерностей и тенденций в интересах обеспечения іі оптимального функционирования и развитку достижения поставленной цели. Этим определением подчеркивается самое главное назначение государственного управления - обеспечения функционирования и развития общества как единого целого, его организующий характер. Ведь управління-це и есть организующая деятельность государства, которая направленное на выполнение іі задач и функций. Государство вносит в эту деятельность "присущие ей признаки государственного устройства и формы управления, распределения державноі власти, правотворчості, правоприменения и правоохорони, верховенство закона и государственного принуждения относительно его обеспечения, и т.п..

 

 

ЭКОНОМИКА

 

Государственное регулирование экономики цели и  формы осуществления

Наиболее агрегованим  объектом ДРЕ есть экономическая  система государства, то есть объекты государственного регулирования экономики и макро-економіки есть одними и теми же. В связи с этим методологической основой ДРЕ есть экономическая теория и передовсім макроэкономика.

Объектами ДРЕ есть также: экономические подсистемы (экономика  регионов, народнохозяйственных комплексов, областей; секторы экономики; стадии воспроизведения); социально-экономические процессы (экономические циклы, демография, занятость, инфляция, научно-технический прогресс, экология, конъюнктура и т.д.); отношения (кредитные, финансовые, внешнеэкономические и т.п.); рынки (товаров, услуг, инвестиций, ценных бумаг, валюты, фондов, капиталов и т.д.).

С практической точки  зрения ДРЕ — это сфера деятельности государства для целенаправленного  влияния на поведение участников рыночного отношения с целью обеспечения приоритетов государственной экономической политики. Считается, что первичным субъектом государственного регулирования есть человек (гражданин). В демократическом обществе гражданин (потребитель) высказывает и защищает свои интересы как избиратель с помощью механизма голосования. Но избиратели непосредственно избирают не направления социально-экономической политики или методы и средства ДРЕ, а лишь состав органов государственной власти. Итак, субъектом государственного регулирования экономики становится государство в лице государственных органов (президента, парламента, правительства, местных администраций).

Методы государственного регулирования экономики — это  способы влияния государства  на сферу предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания условий их эффективного функционирования соответственно направлениям государственной экономической политики. Каждый метод грунтуется на использовании совокупности инструментов (регуляторов, рычагов).

Методы ДРЕ классифицируются за двумя признаками: за формами  влияния и средствами влияния. За формами влияния методы ДРЕ разделяют  на две группы: методы прямого и  косвенного влияния. В зависимости  от средств влияния выделяют правовые, административные, экономические и пропагандистские методы.

Формы ДРЕ — это  общие направления регулирования  социально-экономических процессов, которые происходят в стране.

Бюджетно-налоговое регулирование  связанное с функционированием  государственных финансов, формированием государственного бюджета и государственными затратами и направленное на реализацию целей социально-экономического развития страны.

Кредитно-денежное регулирование  — деятельность государства, направленное на обеспечение экономики полноценной  и стабильной национальной валютой и регулирования денежного обращения соответственно потребностям экономики.

Кредитно-денежное регулирование

Административно-экономическое  регулирование предусматривает  мероприятия административного  и экономического характера, направленные на создание условий для функционирования рыночной системы и реализации социальных целей общества.

Ценовое регулирование  — влияние государства на рыночное ценообразование с помощью законодательных, административных или судебных мероприятий  с целью осуществления конъюнктурной и структурной политики, укрощения инфляции, стимулирования производства, его модернизации, усиления конкурентоздатності национальной экономики, смягчения социального напряжения и т.п..

 

 

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ  ПРАВО

Соотношение понятий законотворчество, законотворческий процесс и законодательный процесс

Законотворческий процесс – это все, регламентированные нормативно-правовыми актами, процедуры по законотворческой деятельности (законотворчеству) государства и гражданского общества. Законодательный процесс, как и конституционный процесс, является составляющей законотворческого процесса.

Суммируя все рассмотренное, мы можем вывести следующие соотношения  между понятиями «законотворчество», «законотворческий процесс», «законодательный процесс»:

СПІВВІДНОШЕННЯ ЗАКОНОТВОРЧОСТІ, ЗАКОНОТВОРЧОГО, ЗАКОНОДАВЧОГО ТА КОНСТИТУЦІЙНОГО  ПРОЦЕСІВ

Законотворчество (законотворческая деятельность) – это деятельность уполномоченных государственных органов, а в предусмотренных правом случаях – всего украинского народа относительно принятия, изменения или отмена законов Украины. К законотворчеству принадлежит не только подготовка, принятие, обнародование законов, а и их усовершенствование, систематизация, толкование.

Законотворческий  процесс – все процедуры, которые регламентированы нормативно-правовыми актами относительно законотворческой деятельности (законотворчества) государства и гражданского общества. К составным законотворческому процессу принадлежат законодательный и конституционный процесс.

Законодательный процесс - это нормативно регламентированная совокупность последовательно осуществляемых действий относительно разработки, принятие (изменения) законов и их обнародование.

Конституционный процесс – регламентированный нормативно-правовыми актами процесс рассмотрения и решение дел Конституционным Судом Украины.


 

Конституционно-правовая регламентация законотворческого  процесса

Конституция Украины  не содержит положений, которые бы систематично регламентировали весь ход законотворческого  процесса. Но немало ее положений все же касаются вопросов законотворчества  и вследствие наивысшей юридической силы Конституции являются определяющими для организации и проведения тех или других этапов законотворческой деятельности.

В законотворческом процессе участвуют государственные органы, должностные лица, граждане, т.е. все субъекты политической системы общества, которые в соответствии с действующим законодательством пользуются определенными правами, имеют полномочия или обязанности в процессе осуществления законотворческой деятельности.

Субъектом законотворческого  процесса является народ Украины, т.к. законы могут приниматься путем референдума. Но, и в этих случаях законопроекты разрабатываются и обсуждаются в парламенте, а законы, принятые путем референдума, обнародуется в соответствии с общими правилами.

Субъектами законодательного процесса в Украине являются:

- лица и государственные  органы, которые имеют право законодательной  инициативы;

- Верховная Рада Украины  как единственный орган законодательной  власти, наделенный исключительным правом принимать законы.

Следует отметить, что  другие участники законотворческого  процесса (например, разрабатывающие  законопроекты; эксперты; государственные  органы, которые организуют работу по подготовке законопроектов и т.д.), могут участвовать в процессе разработки закона, но не имеют в сфере законотворчества прав и обязанностей, четко установленных законодательством, которые могли бы существенно влиять на содержание и характер законотворчества. Их роль, по сути, носит вспомогательный характер, и рассматривать их как полноценных субъектов законодательного процесса нельзя.    

Объектами законодательного процесса являются все общественные отношения, возникающие в государстве, а некоторые вопросы регулируются исключительно законами Украины – ст. 92 Конституции Украины. 

Стадии законотворческого  процесса

Стадии законодательного процесса близки по содержанию к стадиям  правотворческого процесса.

СТАДІЇ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

I. Разработка законопроекта.

II. Представление законопроекта к Верховной Раде Украины в порядке законодательной инициативы.

III. Рассмотрение законопроекта  в комитетах Верховной Рады  Украины.

IV. Обсуждение законопроекта  ( как правило, на первому и  второму чтении).

V. Принятие закона  и направление на подпись Президенту Украины.

VI. Подписание закона  главой государства.

VII. Обнародование закона.

VIII. Обретение законом  действия.


 

Возможен и несколько  иной порядок. Так, например, если в  парламент будет внесено предложение  о принятии (изменении, отмене) закона, т.е. проявлена законодательная инициатива, но сам законопроект не внесен, разработка законопроекта будет поручена Верховной Радой Украины парламентским комитетам, министерствам, коллективам ученых-специалистов и т.п. Тогда первой стадией здесь будет – законодательная инициатива, а второй стадией – разработка законопроекта.

 

Законодательная техника

Законодательная техника – совокупность правил, методов, средств и приемов (инструментов), используемых субъектами законодательного процесса для организации и осуществления законодательной деятельности.

Принципы законодательной техники – это правила и требования, основные идеи, исходные положения, которые нужно соблюдать при работе над текстом законопроекта. 

ОСНОВНІ ПРИНЦИПИ ЗАКОНОДАВЧОЇ ТЕХНІКИ:

Ö Єдність і точність термінології.

Ö Логічна послідовність викладу норм закону.

Ö Конкретність і визначеність формулювань закону. 

Ö Лаконічність викладення норм закону, але без шкоди для повноти і зрозумілості його положень.

Ö Зрозумілість і доступність мови нормативно-правових актів.

Ö Відсутність суперечностей усередині закону і в системі законодавства загалом.


Правила законодательной  техники в юридической литературе подразделяют на три вида:

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"