Шпаргалка по "Системе государственного и муниципального управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:24, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Система государственного и муниципального управления"

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 94.02 Кб (Скачать)

Традиционно в норме (правиле) поведения, установленной или санкционированной  государственной властью, различаются  три основных элемента. Гипотеза - часть  нормы, которая указывает условия, обстоятельства, отношение жизни, в  которых она действует. Диспозиция - часть нормы, раскрывающая содержание, смысл самого правила поведения, т.е. юридические права и обязанности, возникающие у субъекта поступка или действия. Санкция - часть нормы, характеризующая меры, которые могут  быть предприняты государственной  властью в случае несоблюдения (нарушения) диспозиции и гипотезы соответствующей  нормы (юридические санкции).

Правовое регулирование - это деятельность государства по изданию юридических норм (правил) поведения людей, обязательных для  исполнения. Оно необходимо для упорядочения жизнедеятельности общества и государства.

Правовое обеспечение  государственного управления - это  установление правил функционирования органов государственного управления.

Институты, осуществляющие государственное управление в Российской Федерации 

    1) Президент РФ (глава государства);

    2) Федеральное  Собрание (парламент, состоящий из  двух палат: Государственная Дума  и Совет Федерации – органы  законодательной власти);

    3) Правительство  РФ как орган исполнительной  власти;

    4) министерства, службы, агентства;

    5) система судебных  органов (Конституционный Суд  РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный  Суд РФ и т.д.).

Специальные органы государственного управления

● Прокуратура;

     ● Счетная  палата;

     ● Центральный  банк;

     ● Центральная  избирательная комиссия;

     ● Уполномоченный  по правам человека.     

  Под правовым обеспечением государственного управления в России понимается разработка и издание нормативно-правовых актов, направленных на регулирование и совершенствование деятельности органов власти, принимающих участие в государственном управлении

Законодательный процесс. Принятие закона состоит из нескольких последовательно  следующих одна за другой стадий, совокупность которых называется законодательным  процессом. Закон считается принятым и вступившим в силу, если он внесен, рассмотрен, принят двумя палатами парламента, подписан и обнародован  главой государства в соответствие с установленным Конституцией порядком.

Нарушение конституционного порядка прохождения законопроекта  хотя бы в одной из этих стадий лишает принятый акт законной силы. Поэтому  Конституция РФ и Регламенты палат  детально регламентируют законодательный  процесс.

В Российской Федерации законодательный  процесс состоит из следующих  основных стадий:

 Законодательная инициатива  и предварительное рассмотрение.

 Рассмотрение законопроектов  и принятие законов Государственной  Думой.

 Рассмотрение Советом  Федерации законов, принятых Государственной  Думой.

 Рассмотрение законов  в согласительной комиссии.

 Повторное рассмотрение  Государственной Думой законов,  отклоненных Советом Федерации.

 Повторное рассмотрение  Государственной Думой законов,  отклоненных Президентом РФ.

 Повторное рассмотрение  Советом Федерации законов, отклоненных  Президентом РФ.

 Президент РФ в законодательном  процессе.

Разумеется, некоторые из этих стадий являются только возможными, а не обязательными. Так, повторное  рассмотрение закона в Государственной  Думе возможно только в случае неодобрения  этого закона Советом Федерации  или отклонения Президентом РФ, то же самое — в отношении повторного рассмотрения закона в Совете Федерации  и создания двухпалатной согласительной комиссии.

Однако Конституция РФ и Регламенты палат предусматривают  для каждого такого случая порядок, составляющий самостоятельную стадию законодательного процесса. В соответствии с Конституцией РФ особый порядок  предусмотрен для одобрения в  обеих палатах федеральных конституционных  законов (эти законы соответствующим  большинством одобряются двумя палатами и после этого подлежат подписанию Президентом и обнародованию, т. е. без возможности вето Президента).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6) Кадровое обеспечение  гос. управления. Гос. служба 

Непосредственно заняты в  обеспечении государственного управления человеческие ресурсы, то есть, прежде всего, трудовые ресурсы и кадровый состав государственных органов. Особенно значимая роль принадлежит государственным  служащим.

Трудовые ресурсы –  это люди, работники предприятий  всех форм собственности, объединенные для совместной деятельности. Кадровое обеспечение государственного управления и его эффективное использование  ведется на уровне законодательной  и исполнительной власти, которые  оказывают влияние на формирование рынка труда страны и регионов, на миграционные процессы через политику занятости населения, организации  системы общего и специального образования, профессиональной подготовки кадров и  повышения квалификации и т.д.

Кадровое обеспечение  административно-государственного управления требует функциональной специализации  и рациональности, выделения руководящего ядра и постоянно действующего аппарата профессионалов, которые концентрируют  в своих руках исполнительно-распорядительные полномочия. Кадры государственных  органов – государственные служащие – это корпус профессионально  подготовленных специалистов разносторонней квалификации, способные по своим  личным, деловым качествам и образованию  компетентно выполнять функции  административно-государственного управления.

Кадровое обеспечение  – это активная созидательно-организующая деятельность государства по реализации мер организационного, образовательного, экономического, управленческого характера, направленная на удовлетворение потребности  государственных органов в кадрах определенной специализации и квалификации; система целенаправленных кадровых процессов по прогнозированию, планированию подготовки кадров, по обновлению и  сохранению преемственности государственных  служащих, их профессиональному развитию, стимулированию качества труда и  служебного продвижения.

Механизм кадрового обеспечения  государственной службы – это  и система принципов, форм, методов, нормативно, документально признанных и меры, порядок осуществления  кадровой деятельности.

Эти меры и порядок включают взаимодействия специальных подразделений  и людей в сфере организационно-управ-

ленческой, образовательной, нормативно-правовой, финансовой, научно-методической, нравственно-психологической. Лишь в системности всех элементов кадровая компонента дает запланированный эффект.

Кадровое обеспечение  административно-государственного управления реализуется через государственную  кадровую политику. Цель государственной  кадровой политики – формирование дееспособных трудовых коллективов, рациональное использование человеческих ресурсов страны, создание благоприятных условий  для их всемерного развития. Она  охватывает совокупность социально-экономических  и политических задач, решение которых  осуществляется на правовой основе и  ведется по трем основным направлениям:

в области государственных  предприятий, учреждений, организаций;

в системах государственной  службы на республиканском, региональном и местном уровне;

в области негосударственных  предприятий (акционерных, частных, арендных, компаний, фирм и т.д.).

На основе государственной  кадровой политики в каждом государственном  органе, на государственном или частном  предприятии может вырабатываться своя конкретная кадровая политика, вытекающая из целей, задач и функций соответствующего органа управления. Кадровая политика проводится через аппарат (администрацию), его структуры и персонал. Затрагивая все категории кадров общества, государственная  кадровая политика для работников частной  сферы, общественных организаций, не может  быть столь же императивной, как  для государственных служащих.

Кадровая работа направлена на формирование наиболее работоспособного состава сотрудников. Для этой цели могут использоваться различные  технологии и процедуры, специфичные  для различных этапов развития организации  и конкретных задач управления персоналом. Управление персоналом (практика работы с кадрами) – это целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организационных структур, ориентированное  на приведение в соответствие возможностей персонала с целями, стратегией, условиями и задачами развития. Сила организации, прежде всего, лежит в  человеческом капитале. В практической плоскости это осознание реализуется  через адекватность используемых методов, технологий, процедур управления персоналом, которые можно объединить в три  подгруппы:

методы формирования кадрового  состава;

методы поддержания работоспособности  персонала;

методы оптимизации кадрового  потенциала. Они предстают как  система, обеспечивающая постоянный ресурс развития организации во всех формах ее жизненного цикла.

Вопросы государственной  кадровой политики Республики Беларусь находят свое отражение в законодательных  и других правовых актах, содержащих нормы и положения, регулирующие те или иные кадровые аспекты. К ним  относится Конституция Республики Беларусь, законы, декреты, указы и  распоряжения Президента Республики Беларусь, постановления, программные и методические документы Правительства Республики Беларусь, а также другие нормативные  правовые акты, относящиеся к данной сфере.

Особая роль принадлежит  кадрам, занятым на государственной  службе и обеспечивающим эффективность  функционирования государственного аппарата.

Для характеристики кадрового  состава органов государственного управления используются количественные и качественные показатели: численность  государственных служащих, их половозрастной состав, образование и т.д.

Гражданский служащий - гражданин  Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской  службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета  или бюджета субъекта Российской Федерации.

Государственная гражданская  служба Российской Федерации 

1. Государственная гражданская  служба Российской Федерации  (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей  собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи). 

2. Государственная гражданская  служба Российской Федерации  подразделяется на федеральную  государственную гражданскую службу (далее также - федеральная гражданская  служба) и государственную гражданскую  службу субъектов Российской  Федерации (далее также - гражданская  служба субъектов Российской  Федерации). 

Статья 4. Принципы гражданской  службы 

Принципами гражданской  службы являются: 

1) приоритет прав и  свобод человека и гражданина;  

2) единство правовых и  организационных основ федеральной  гражданской службы и гражданской  службы субъектов Российской  Федерации; 

3) равный доступ граждан,  владеющих государственным языком  Российской Федерации, к гражданской  службе и равные условия ее  прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения,  имущественного и должностного  положения, места жительства, отношения  к религии, убеждений, принадлежности  к общественным объединениям, а  также от других обстоятельств,  не связанных с профессиональными  и деловыми качествами гражданского  служащего; 

4) профессионализм и компетентность  гражданских служащих; 

5) стабильность гражданской  службы; 

6) доступность информации  о гражданской службе; 

7) взаимодействие с общественными  объединениями и гражданами; 

8) защищенность гражданских  служащих от неправомерного вмешательства  в их профессиональную служебную  деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7) Формирование, структура,  функции и полномочия органов  зконодательной власти РФ. Го. Дума РФ. (ФЗ №3)

Федеральное Собрание РФ: порядок  формирования, правовые основы деятельности, структура и полномочия

Согласно Конституции  РФ (ст. 94) Федеральное Собрание РФ является парламентом РФ. Федеральное Собрание – представительный орган РФ.

Конституция РФ (ст. 94) характеризует  Федеральное Собрание РФ как законодательный  орган РФ. В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется  принцип народного суверенитета. В результате парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует  формированию правового государства.

Информация о работе Шпаргалка по "Системе государственного и муниципального управления"