Правотворчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 13:23, контрольная работа

Описание работы

В самом широком смысле правотворчество — это деятельность, направленная на создание правовых норм. Исторически она осуществляется различными субъектами: социальными группами, людьми, проживающими на определенной территории, общественными объединениями и организациями, государством (политически-организованным обществом), его органами и должностными лицами.
Целью контрольной работы является изучение правотворческой деятельности.
Задачи контрольной работы: ознакомление с понятием, содержанием, принципами, видами и стадиям.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…….……….3
1. Правотворчество: вопросы теории……………………………………………….…………4
1.1 Понятие нормы права………………………………………………………………4
1.2 Вопрос о соотношениии истинности и нормы права…………………………….4
2. Понятие, содержание и принципы правотворчества………………………..….…………6
Виды правотворчества………………………………………………..……….……….8
Стадии правотворчества. Законодательный процесс……………….…….….….….10
Пределы действия нормативных правовых актов………………….…….….……...13
Систематизация нормативных правовых актов………………….…………..……..15
Заключение……………………………………………………………….……………….…..18
Список используемых источников…………………………………………………….……19

Работа содержит 1 файл

теория государства и права. тема правотворчество.docx

— 40.28 Кб (Скачать)


Содержание

Введение………………………………………………………………………….…….……….3

1. Правотворчество: вопросы теории……………………………………………….…………4

1.1 Понятие нормы права………………………………………………………………4

1.2 Вопрос о соотношениии истинности и нормы права…………………………….4

2. Понятие, содержание и принципы правотворчества………………………..….…………6

  1. Виды правотворчества………………………………………………..……….……….8
  2. Стадии правотворчества. Законодательный процесс……………….…….….….….10
  3. Пределы действия нормативных правовых актов………………….…….….……...13
  4. Систематизация нормативных правовых актов………………….…………..……..15

Заключение……………………………………………………………….……………….…..18

Список  используемых источников…………………………………………………….……19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Правотворчество представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, имеющую своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменения, отмену или дополнение. В каждом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы норм, регулирующих сложившиеся в обществе разнообразные отношения.

Актуальность данной контрольной  работы заключается в том, что  правотворчество является одним  из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая  особых, знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием  или изменением существующих в государстве  правовых норм. По результатам правотворческой  работы — законам и иным нормативным  актам — судят о государстве  в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности.

В самом широком смысле правотворчество  — это деятельность, направленная на создание правовых норм. Исторически  она осуществляется различными субъектами: социальными группами, людьми, проживающими на определенной территории, общественными  объединениями и организациями, государством (политически-организованным обществом), его органами и должностными лицами.

Целью контрольной работы является изучение правотворческой деятельности.

Задачи контрольной работы: ознакомление с понятием, содержанием, принципами, видами и стадиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Правотворчество: вопросы теории

1.1 Понятие нормы права

Правотворчество — деятельность по созданию юридических норм, в которых  и находит выражение право, так  как оно имеет нормативный  характер. Что касается самого понятия  нормы права, то у нас дается преимущество подходу, сделанному юристами романо-германской правовой семьи1. Оно опирается на представление о праве как инструменте развития общества и приводит в выводу, что норма права — государственное указание на меру возможной, надлежащей, запрещенной или предписанной деятельности граждан, органов и организаций посредством установления субъективных прав и юридических обязанностей. Она имеет общий характер.

Другого  подхода придерживаются юристы Англии и некоторых скандинавских  стран. По их мнению, право является главным образом правом судебной практики, его цель состоит в немедленном  восстановлении статус-кво, а не в  установлении основ социального  порядка. Нормы английского права  — это положения, которые берутся  из основной части решений, вынесенных высшими судебными инстанциями  Англии. Такая норма тесно связана  с обстоятельствами конкретного  дела и применяется для решения  дел, аналогичных тем, в отношении  которой это решение было принято2.

1.2 Вопрос о соотношениии истинности и нормы права

Как можно оценить нормы права  в ракурсе истинности и ложности? Этот вопрос требует тщательного  исследования. Вопрос о соотношении  истинности и юридической нормы  уже давно стало предметом  обоснованного обсуждения в праве, а также философии и логике. Некоторые специалисты считают, что между ними нет связи. Основные их аргументы сводятся к следующему: норма права как инструмент регулирования  социальных отношений является властным  распоряжением государства, это  волевой императив, повеление, команда. Именно властное распоряжение, в котором  в конечном итоге состоит возможность  применения государственного принуждения, придает норме права юридический  характер. Оно фиксирует не сущее, а надлежащее, отображает не деятельность, а лишь субъективное состояние законотворческого  органа, выражает его отношение к  регулируемой деятельности. Поэтому  ее можно оценивать только в терминах эффективности, но не истинности, можно  рассматривать только как прескрипционное  положение (приказ), а не как дескриприционное суждение (описание). Правда, если выражать право только функционально, исключительно  как средство достижение определенной цели, то проблемы истинности правовых норм не возникает совсем.

Другие исследователи, наоборот, считают, что юридическая норма имеет  объективный смысл. Они опираются  на такие представления. Задание  норм права лежит в организации  деятельности общества в соответствии с реальными условиями, и только тогда можно достичь цели, поэтому  нормы права имеют определенный объективный смысл. Волевой императив  должен иметь соответствующие объективные  основания. Если считать, что норма  права ничего не говорит относительно действительности, а только приказывает  действовать определенным образом, то остается непонятным, почему существует сама возможность приказывать. Невозможно отражать надлежащее, не отображая  сущее, — ведь они органично связаны  одно с другим. В диалектике взаимных переходов надлежащего и сущего — ядро возникновения и развития правовых норм. Юридические нормы  — результат познания законодателем  объективной действительности. Они  имеют не только прескрипционный, но и дескрипционный смысл3.

В целом можно сказать, что юридическая  норма является истинной в той  мере, в какой она отображает социальную, прежде всего правовую, действительность, какой мерой она отвечает оптимальному способу гармонизации общественных отношений.

Тем не менее, это — лишь один аспект истинности оценки нормы права. Е.В. Васьковский предлагал назвать  это внутренней истинностью. Внешней  истинностью правовой нормы, на его  взгляд, следует считать юридически правильный порядок ее принятия и  оформления4.

Таким образом, применение категории  истины к норме права и возможно и необходимо. Можно сказать, что  целью законотворческой деятельности государства является установление истинных юридических норм.

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие, содержание и принципы правотворчества

 

Как свидетельствует термин «правотворчество», речь идет о творении, создании права. Под правотворчеством понимается деятельность государства по изданию, изменению  и отмене нормативных правовых актов.

Правотворчество представляет собой:

монопольную деятельность государства, поскольку все нормы права  создаются государством. Иначе говоря, правотворчество – это государственная  по своему характеру деятельность, направленная на регулирование общественных отношений, совершенствование действенного законодательства, установление новых  порядков и вытеснение нежелательных  для общества отношений;

созидательно-интеллектуальную деятельность – познание, изучение, анализ явлений  и процессов деятельности, выявление  потребности в правовом урегулировании общественных отношений, формулирование правил поведения, определение механизма  их реализация и другие процессы, требующие  больших знаний, умения и профессионализма;

процессуальную деятельность. Она  имеет определенные стадии и совершается  в установленном порядке. Нарушение  процесса правотворчества может  привести к признанию принятого  акта недействительным. В ходе процесса правотворчества происходит выявление  общесоциальных интересов, согласование акта с заинтересованными органами и лицами, с действующей системой законодательства и права, оформление принятого решения, придание ему  государственно-властного характера.

К принципам правотворчества относятся:

принцип законности, который предполагает:

принятие нормативных правовых актов только теми субъектами, которые  наделены соответствующими полномочиями и в их пределах;

оформление определенной процедуры;

выбор формы акта должен соответствовать  содержанию принимаемого акта;

новый акт не должен противоречить  конституции, законам, общепринятым принципам  и нормам международного права, а  также действующему законодательству.

принцип демократизма проявляется, прежде всего, в возможности принятия наиболее важных нормативных правовых актов  в форме референдума. Кроме того, проекты актов, особенно законопроекты, обсуждаются в средствах массовой информации, научной общественностью, в общественных объединениях. Одним  словом, население широко оповещается  о работе правотворческих органов  и о принятых ими решениях, особенно если это касается прав и свобод личности.

принцип научности включает в себя:

разработку научно обоснованной стратегии  правотворчества в стране;

планирование приоритетности принимаемых  актов;

прогнозирование социальных последствий  действия новых актов и норм;

учет достижений юридической науки, как отечественной, так и мировой;

учет научных рекомендаций.

принцип профессионализма особенно важен  для правотворчества, так как  этот вид государственной деятельности требует специальных знаний, навыков, умения и даже определенного таланта. Для принятия эффективных нормативных  правовых актов требуется учет множества  разнообразных факторов объективного и субъективного характера. Владение правилами юридической техники, в том числе умением в сжатой, лаконичной и простой форме формулировать  правила поведения.

принцип гласности означает, что  все принимаемые правотворческими органами акты подлежат обязательному  опубликованию, т. е. доведению до сведения населения. Такой принцип предполагает участие общественности в подготовке и обсуждении проектов основополагающих актов.

принцип системности предполагает, что вновь принимаемые акты должны «вписываться» в существующую систему  законодательства, не противоречить  действующим актам, не содержать  коллизий, пробелов, дублирования и  при этом должны использовать средства регулирования общественных отношений, присущих данной отрасли права.

Правотворчество следует отличать от правообразования. Последнее - более  широкое понятие, чем правотворчество, и включает в себя анализ социальной ситуации в стране, выявление потребности  в правовом регулировании общественных отношений, осознание этой потребности, ее адекватное правовое выражение. Процесс  правообразования завершается выработкой и принятием конкретного нормативного правового акта. Следовательно, правотворчество  есть завершающий этап процесса прав образования, результат прав образования  и его конечный результат. 5

 

 

  1. Виды правотворчества

 

В зависимости от субъекта правотворчества  принято выделять следующие виды этой деятельности:

законотворчество – один из распространенных видов правотворчества. Законотворчеством  занимаются представительные законодательные  органы государства, избираемые населением и обладающие правом принимать от имени народа акты высшей юридической  силы – законы. Все другие виды правотворчества  не могут противоречить законам  и должны осуществляться на основе и во исполнении закона.

подзаконное правотворчество предназначено  для детализации законов, их конкретизации, решения вопросов, требующих оперативного реагирования. Она регулируется специальными актами Президента, Правительства и  других органов исполнительной власти.

непосредственное правотворчество (референдум) принято относить к  самостоятельному виду, поскольку референдум является высшей формой прямого (непосредственного) выражения воли народа по проектам ключевых законов и иных государственных  решений, а сам народ выступает  самостоятельным субъектом правотворчества.

делегированное правотворчество. Законы делегированного характера  в Российской Федерации не принимались  на общегосударственном уровне. Но в принципе делегированным правотворчеством можно считать правотворчество  органов местного самоуправления, так  как эти органы не входят в государственную  систему, но вправе принимать нормативные  акты по вопросам местного значения. Это  право делегировано им государством.

чрезвычайное правотворчество  – принятие законов и других нормативных  правовых актов для регулирования  общественных отношений, связанных  с экстремальными, кризисными ситуациями в стране, т. е. в условиях режима чрезвычайного положения.

Выделяют три вида ситуаций чрезвычайного  характера:

внешнего, например посягательства или  угроза посягательств на внешнюю  безопасность государства (вооруженные  конфликты, акты агрессии);

социально-политического и криминогенного (массовые беспорядки, террористические акты);

техногенного и экологического (стихийные бедствия, аварии, катастрофы и др.).

Актам чрезвычайного правотворчества  присущи следующие черты:

назначение – предупреждение и  устранение социальных катастроф, обеспечение  безопасности граждан, защита их прав и свобод, восстановление законности и правопорядка;

закрепляют применение экстраординарных мер в условиях особого правового  режима осуществления государственной  власти;

устанавливают определенные правовые ограничения, как для граждан, так  и государственных органов, организаций, учреждений и других субъектов;

содержат, как правило, императивные нормы и предписания;

имеют краткосрочное действие во времени  и в пространстве.

Информация о работе Правотворчество