Понятие, основные принципы и гарантии законности

Дата добавления: 27 Октября 2013 в 11:01
Автор: a*********@gmail.com
Тип работы: курсовая работа
Скачать полностью (47.94 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

kursovaya.docx

  —  51.05 Кб

Введение

 

Проблема законности – одна из центральных в общей теории государства и

права. Актуальность ее очевидна как в теоретическом, так и в

практическом плане. В советской юридической науке можно отметить

целый ряд работ, посвященных данной категории.

      На разных этапах развития общей теории права одни исследователи стремились доказать, что социалистическая законность – лишь метод государственного руководства обществом, другие – что только принцип. Введение такого удачного понятия для характеристики состояния господства законности в социалистическом обществе, как «Режим законности» (Н.Г. Александровым, затем И.С. Самощенко), вызывало возражения со стороны тех, кто настаивал на монистическом подходе: или метод, способ, или принцип.

      Законность как общественный феномен – результат взаимодействия различных факторов, которые и определяют ее природу. Следовательно, теоретическая концепция законности должна быть некоторым эмпирическим обобщением, не противоречащим человеческому опыту. Это подчеркивает объективный характер явления и исключает вероятность субъективно-идеалистического его толкования.

      При исследовании законности практически все ученые столкнулись с проблемой: необходимо ли включать в понятие законности сам закон? По этому пути с большей или меньшей решительностью пошло немало теоретиков права, пытавшихся предложить «всеохватывающее» его определение.

      Первоначальная схема соотношения «Закон – законность» рассматривала закон как «Нормативную основу», «Нормативную предпосылку» законности. «Действующее советское законодательство есть основа советской социалистической законности», указывал М.С. Строгович.

      Однако, по мнению А.Б. Лисюткина, такое понимание законности неосновательно сужает эту правовую категорию. Во-первых, такое содержание не отражает всего многообразия явлений, формирующих представления о ней. Во-вторых, она не позволяет определить ее нравственную природу. В-третьих, в ней доминирует политико-юридический аспект. В-четвертых, сугубо нормативный взгляд, связанный с предметно-функциональной характеристикой законности, нередко ведет к правовому фетишизму. В-пятых, конструируемые на такой основе дефиниции способствуют возникновению противоречий между отдельными правовыми категориями.

      Категория законности, так же, как и многие схожие правовые явления будет мертвой конструкцией, без надлежащего закрепления гарантий ее соблюдения. Реальность законности во многом зависит от постоянного совершенствования системы гарантий. Путь от декларативности к реальности законности в общественной системе лежит через эффективность гарантий, т.е. через совершенствование специальных юридических средств укрепления законности. В данной курсовой работе рассматривается прокурорский надзор как гарантия законности в российском государстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие, основные принципы и гарантии законности

 

Можно сформулировать следующее определение законности: законность – политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства.

      Законность базируется на ряде принципов. Принципы законности – это обусловленная закономерностями общественного развития система идей и взглядов, которые приобретают качество исходного начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения относительно необходимости соблюдения законов и иных нормативных актов. В качестве основных можно выделить следующие принципы:

      1) Единство законности.

      2) Гарантированность основных прав и свобод граждан.

      3) Неотвратимость наказания за совершенное правонарушение.

      4)Недопустимость противопоставления законности и          целесообразности.

      5) Взаимосвязь законности и культурности.

      По поводу принципа единства законности надо заметить, что его предпосылками являются наличие авторитетной легитимной государственной власти и единой правовой системы общества. Именно степень общности этих институтов определяет эффективность и содержательность данного принципа. Содержание указанного принципа составляют общеобязательность требования действующего законодательства для всех субъектов правовых отношений, единообразное понимание юридических критериев оценки поведения участников отношений, их толкования и применения.

      Гарантированность основных прав и свобод человека – один из важнейших принципов не только законности, но и права. Его роль обусловлена значимостью личных и групповых интересов, их реализацией.

      Принцип неотвратимости наказания за совершенное правонарушение характеризует юридическую природу законности и определяется деятельностью общественных и государственных институтов по ее осуществлению. Его суть заключается в том, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении понести адекватно содеянному наказание.

      Существенное значение для понимания законности имеет принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности. Он указывает на политико-правовую сущность рассматриваемого явления. А для участников отношений в соответствии с нормами права предоставляет возможность принять наиболее целесообразное решение и вариант поведения применительно к фактическим обстоятельствам и в рамках закона.

      Наиболее концентрированное выражение нравственная природа законности находит в ее взаимосвязи с культурой. Законность не может ни развиваться, ни функционировать без опоры на достижения человеческих знаний. Общая и правовая культура выступают важнейшей социальной основой законности. Но и законность в свою очередь является одной из политико-правовых предпосылок формирования культуры общества. В этом состоит назначение данного принципа.

      Гарантии законности – это обусловленная закономерностями общественного развития система условии и средств, обеспечивающая процесс реализации законности и тем самым формирующая такую упорядоченность социальных отношений, которая способствует движению страны к состоянию демократии.

      Гарантии законности выражают все многообразие и богатство связей существующих в обществе. Поэтому в литературе их подразделяют на две группы: общие и специальные. К первому виду относятся экономические, политико-идеологические, нравственно-духовные, а ко второму – собственно юридические.

      Определяющее значение среди них имеют экономические и политико-идеологические: различные виды собственности и соответствующий им способ производства, бескризисное развитие хозяйственного комплекса, уровень занятости населения в общественно полезном труде, политическая система, идеология, состояние культуры. Именно неоднозначность, противоречивость положения в этих сферах создает питательную среду для роста правонарушений, криминализации общества.

      Проводимые преобразования по-новому ставят вопрос о месте и роли нравственно-духовных гарантий обеспечения законности. В кризисные периоды люди судят о результатах деятельности и поступках своих соотечественников больше с позиции моральных ценностей и национальных традиций. Совесть, честь, порядочность, сострадание имеют непреходящее значение.

      Если в обществе дефицит культуры, духовности, то научное руководство им заменяется импровизацией, административным нажимом, волевыми решениями. При господстве волюнтаризма игнорируются нормы права и морали, исторические традиции и обычаи. В конечном счете, это приносит невосполнимый вред государству и личности.

      Важным моментом являются социально-психологические аспекты соблюдения законности. Несомненно, что законность является фактором, активно воздействующим на нормативно-ценностную ориентацию личности. Универсальность принципа законности воспринимается как выражение господства социальной справедливости, как конкретное проявление обеспеченности равенства социальных возможностей. Исходя из этого гражданин демократического государства принимает закон к безоговорочному исполнению, видит в нем выражение своих представлений о справедливом и общественно полезном.

      Особое значение имеет и то, что требование точного и неуклонного соблюдения законов психологически не должно восприниматься большинством людей как вынужденное подчинение закону. В литературе правильно отмечалось, что законность выступает в качестве юридического выражения полезности, приемлемости определенного вида поведения. В более общем плане можно сказать, что поскольку право закрепляет общую волю народа, свободно выраженную и основанную на познанной необходимости, то, естественно, его реализация осуществляется сознательно и добровольно значительным большинством граждан.

      Все вышеперечисленные общие условия обеспечения законности составляют материальную базу использования специальных (Юридических) мер по охране законности. Юридические гарантии законности – это обусловленная особенностями экономического и общественного строя система условий и средств, закрепленных в действующем законодательстве и непосредственно направленных на обеспечение законности.

      На основании изложенного можно сформулировать их общие черты: они обусловлены социально-экономическим и государственно-правовым развитием общества и природой законности; носят непосредственный и целевой характер; закреплены в действующем законодательстве; нормативно-юридической основой их применения является право.

      В юридической литературе довольно подробно охарактеризован количественный и качественный состав специальных юридических гарантий законности. Наиболее существенными из них являются:

      1) Полнота и эффективность юридических норм, которые адекватно отражают основные закономерности и тенденции развития общества.

      2) Высокий уровень контроля и надзора за реализацией законности, направленной на своевременное выявление, предупреждение и пресечение правонарушений.

      3) Эффективность мер юридической ответственности и защиты, ведущих к восстановлению нарушенных прав и обязанностей и оказанию воздействия на правонарушителей.

      4) качественная работа компетентных органов власти по обеспечению законности в различных сферах жизнедеятельности общества.

      5) постоянное совершенствование и улучшение юридической деятельности.

      6) развитое правовое сознание и высокая правовая культура населения страны.

      Совокупность вышеперечисленных условий и средств составляет систему гарантий. Сами по себе, в разрозненном виде, они малоэффективны. Их практический результат, может быть, достигнут только в комплексе с другими элементами единого механизма реализации идеи и принципов законности, функционирование, которого создает реальные предпосылки для формирования в обществе высокого уровня правопорядка – неотъемлемого «Спутника» законности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Прокурорский надзор: понятие, особенности организации и деятельности прокуратуры.

 

Сегодня прокуратура  – это многофункциональный орган  надзора за исполнением законов, имеющий необходимую правовую и  организационно – распорядительную базу, подготовленные кадры, материально  – технические и иные условия для своей деятельности. 

Раздел I («Общие положения») Федерального закона «О прокуратуре  Российской Федерации» дает четкое определение  прокуратуре Российской Федерации  и понимает ее как единую федеральную  централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением  Конституции Российской Федерации  и исполнением законов, действующих  на территории Российской Федерации.

В целях обеспечения  верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и  государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

Надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (Законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (Законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

Надзор за исполнением законов судебными приставами;

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

Уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

Страницы:1234следующая →
Описание работы
Первоначальная схема соотношения «Закон – законность» рассматривала закон как «Нормативную основу», «Нормативную предпосылку» законности. «Действующее советское законодательство есть основа советской социалистической законности», указывал М.С. Строгович.
Однако, по мнению А.Б. Лисюткина, такое понимание законности неосновательно сужает эту правовую категорию. Во-первых, такое содержание не отражает всего многообразия явлений, формирующих представления о ней. Во-вторых, она не позволяет определить ее нравственную природу. В-третьих, в ней доминирует политико-юридический аспект. В-четвертых, сугубо нормативный взгляд, связанный с предметно-функциональной характеристикой законности, нередко ведет к правовому фетишизму. В-пятых, конструируемые на такой основе дефиниции способствуют возникновению противоречий между отдельными правовыми категориями.
Содержание
содержание отсутствует