Гсударство. Понятие, признаки, социальное назначение

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остро дискуссионных. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций. В-третьих, государство – очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................
Глава 1. Определение понятия государства и его социальное назначение
Глава 2 Основные признаки государства
Глава 3. Основные подходы к сущности государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 26.15 Кб (Скачать)

Самостоятельность и независимость  государственной власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

Суверенитет государства  стремится быть абсолютным, т.е. неограниченным. Однако в реальной жизни он ограничивается факторами различного свойства - внешними, внутренними, объективными, субъективными. Среди них можно назвать мировую  систему государств, военный захват всей территории или части территории государства другими государствами, объективные экономические законы, нравственный и духовный мир человека.

 

Итак, суверенитет как  свойство (атрибут) государственной  власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.

4. Неразрывная связь государства  и права. Без права государство  существовать не может. Право  юридически оформляет государство  и государственную власть и  тем самым делает их легитимными,  то есть законными. Государство  осуществляет свои функции в  правовых формах. Право вводит  функционирование государства и  государственной власти в рамки  законности, подчиняет их конкретному  правовому режиму. При такой подчиненности  государства праву и формируется  демократическое правовое государство.

Эти признаки нередко включаются и в содержание самих понятий  или определений государства.

5. В качестве признаков  государства в юридической литературе  называются также налоги, займы,  иногда - даже право и государственный  язык. Несомненно, именно государство  устанавливает, взимает налоги, формирует  или изменяет налоговую систему.  Однако налоги по своей природе,  прежде всего, экономический,  а точнее, социально-экономический  институт, который возникает в  результате действий сложнейших  социально-экономических механизмов  и процессов. Здесь же наряду  с налогами возникают и такие  институты, как "деньги", "прибыль", "проценты", "заработная плата"  и т.п. С такого рода оговорками  налоги можно считать одним  из признаков государства.

Таким образом, понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так  и от негосударственных организаций  общества. Анализ признаков государства  углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем  не заменимой формы организации  общества и важнейшего общественно-политического  института.

 

 

3. Основные подходы  к сущности государства.

 

Сущность государства  – смысл, главное, глубинное в  нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким  главным, основополагающим в государстве  является власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Вопрос о сущности государства – это  вопрос о том, кому принадлежит власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Данная проблема является дискуссионной.

Сторонники теории элит, получившей распространение в XX веке, считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными  делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества – элите до тех  пор, пока одну властвующую элиту  не сменит другая.

По мнению представителей технократической теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они  страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.

Приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят  из того, что первоисточником и  первоносителем власти является народ, который должен осуществлять государственную власть в интересах народа.

Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит  экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая  сущность государства, где экономически господствующий класс становится политически  господствующим, осуществляющим свою диктатуру, то есть власть не ограниченную законом.

 

Классовая направленность деятельности государства – его сущностная сторона. Но деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических  государствах, где существует жесткая  эксплуатация одной части общества над другой.

В развитых демократических  странах государство становится эффективным механизмом преодоления  общественных противоречий не путем  насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование  государства в наше время связано  с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Классовость в таких государствах отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона.

Анализ сущности государства  требует учета обоих начал, как  классового, так и общесоциального.

Наряду с данными подходами  можно выделить и религиозный, и  национальный, и расовый, и иные подходы  к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут  доминировать в политике конкретного  государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Для реализации поставленной цели в ходе исследования были решены следующие задачи:

Раскрыто понятие, сущность и социальное назначение государства.

Государство - политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма  управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву  общеобязательное значение, гарантирующая  права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Социальное назначение государства  показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства  в обществе, определяет степень вмешательства  государства в жизнь общества.

Вопрос о сущности государства  – это вопрос о том, кому принадлежит  власть, кто ее осуществляет и в  чьих интересах.

Рассмотрены основные признаки государства, к ним относятся:

- территориальная организация;

- публичная (государственная) власть;

- государственный суверенитет;

- неразрывная связь государства и права;

- система налогообложения.

 

 


Информация о работе Гсударство. Понятие, признаки, социальное назначение